Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные (6 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Цель урока: ознакомление с самостоятельной частью речи – именем числительным, обучение особенностям количественных и порядковых числительных.
Задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по изучению имени числительного, количественных и порядковых числительных;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний
Физ. минутка.
Игра - задачка
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование).
Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение.
Актуализация знаний:
Посмотрите на картинки и подумайте, что их объединяет? (СЛАЙД 1)
Цифра 5
Учитель: 5, цифра 5! Но разве у нас урок математики? Подумайте, при изучении какой темы мы можем столкнуться с цифрами на уроке русского языка?
Имя числительное
Учитель: Правильно, ребята. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды, деньги и так далее. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное. (СЛАЙД 2)
Постановка учебной задачи:
Учитель: Ну, если мы определились с темой, то чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Понять, что такое имя числительное
Учитель: Хорошо, а еще чему? (возможные ответы детей) У меня к вам такой вопрос, ребята. Когда вы строитесь в одну шеренгу на уроке физкультуры, учитель просит вас рассчитаться по... Как вы это делаете?
Первый, второй, третий и.т.
Учитель: Как вы думаете, как называются такие числительные?
Порядковые
Учитель: правильно. А если я попрошу вас назвать точное количество предметов в кабинете? Например, сколько дверей в кабинете? А досок? А окон? Хорошо. Как называются такие числительные?
Количественные
Учитель: Да, верно. Одинаковы ли числительные, которые вы назвали в этих двух случаях?
Нет
Учитель: А это значит, что мы должны научиться…
Различать порядковые и количественные числительные
Учитель: Замечательно. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Сегодня у нас 15 марта, тоже, кстати, имя числительное.
Усвоение новых знаний:
Учитель: Теперь, давайте составим схему имени числительного. (СЛАЙД 3) Для этого нам надо вспомнить, что мы знаем об имени числительном за курс начальной школы. Итак, имя числительное это…?
Часть речи
Которая обозначает…? Хорошо, в начале урока вы поставили себе задачу научиться…?
Различать порядковые и количественные числительные
А это значит, что имена числительные делятся на порядковые и количественные. На какой вопрос отвечает количественное числительное? А порядковое?
Сейчас откройте учебник на странице 144, прочтите правило. (Выразительное чтение правила одним из учащихся). (СЛАЙД 4)
А теперь давайте вспомним о морфологических признаках числительного. Изменяется ли числительное по падежам, родам и числам? Сейчас вы проведете исследовательскую работу. (СЛАЙД 5)
Задание. Проанализируйте числительные шесть, пятый, три, десятый ( по четырем вариантам). Изменяется ли они по падежам, родам и числам? Приведите примеры.
Вывод: (СЛАЙД 6)
1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода.
2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.
3. числительное шесть изменяется по падежам
3. Числительное пятый изменяется по падежам, по родам и числам.
4. Числительное три изменяются по падежам
3. Числительное десятый изменяется по падежам, по родам и числам.
А теперь выполните задания по тексту (СЛАЙД 7-8)
Взаимопроверка (СЛАЙД 9)
Физкультминутка
- Выровняйтесь. Смирно! По порядку номеров рассчитайтесь! Попрыгайте на месте, считая до 10.
Работа в парах. Игра – задачка «Я могу отгадать месяц и день твоего рождения» (СЛАЙД 10)
Рефлексия (СЛАЙД 11) – используя схему, расскажите об имени числительном. Как различить количественные и порядковые числительные? Для чего используется числительное в речи? О каких трех достопримечательностях Момского района вы сегодня узнали?
Домашнее задание.
Выполните одно из предложенных заданий:
Составьте и напишите свою расписку, используя числительные. Числительные подчеркните как члены предложения.
В данной расписке все числительные записать словами. Количественные числительные подчеркните одной чертой, порядковые двумя чертами.
В данной расписке все числительные записать словами. Подчеркните числительные.