Откройте свои тетради. Запишите дату урока.. Прежде чем приступить к работе, давайте выполним минутку чистописания. А чтобы узнать, над какой буквой мы сегодня поработаем, я прочитаю вам загадку, вы внимательно слушайте и подумайте, с какого звука начинается это слово? Запорошила дорожки Разукрасила окошки. Наконец-то прищла К нам волшебница….(зима) -Назовите первую букву слова зима? -Дайте ей характеристику. -Какие звуки обозначает буква «з»? Сегодня на минутке чистописания я предлагаю вам поработать над буквой З Напишите красиво заглавную и строчную буквы З,з На второй строке напишите: за зо зи зу зе зя -Подберите однокоренные слова к слову зима.Запишите Зима, зимний, зимушка, зимовка, зимовать. Выделите корень. Прочитайте слова на доске. Земля, вьюга, мороз, снег, метель, солнце, заяц, мышь, ночь ,снегирь ,осел, месяц , улица, лиса ,конь,радость. – Найдите общие признаки, по которым можно объединить эти слова в одну группу. (Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, в именительном падеже). – Найдите признаки, по которым можно разделить слова на 3 группы. ( склонение) – Рапределяют слова в 3 столбика по склонениям.( в 3домика) -Какие имена сущ-е относятся к 1 склонению ? Какие имена сущ-е относятся ко 2 склонению ? Какие имена сущ-е относятся к 3 склонению ? Ученик , прочитай вслух предложения. ( СЛАЙД2)) На снегу видны следы зайца. Охотник выстрелил в зайца. Как определить падеж выделенного имени существительного? (по падежному вопросу, по вспомогательному слову) Определи падеж, Артем. Ребята, вы согласны? Учитель организует дискуссию. Почему возникает затруднение определить падеж имени существительного? (не знаем, как различить Р.П и В.П) Чтобы научиться их различать, рассмотрим именительный, родительный и винительный падеж что нужно сделать ? Ребята, а что значит изменить имена существительные по падежам? (ответы детей) Вспомним определение склонения имен существительных. Кто помнит определение? (Склонение это изменение существительных по числам и падежам.) Значит, что мы сейчас сделаем? (просклоняем имена существительные) Какие склонения вы знаете? (1, 2, 3) Какие существительные относятся к 1 склонению? (ж.р. и м.р. с окончаниями А, Я) Ко 2? (м.р. ср.р. с нулевым окончанием, О, Е, Ё) К 3? (ж.р. с нулевым окончанием) КР: какого рода имена существительные … склонения? какие окончания имен существительных … склонения? Теперь, когда мы повторили склонение имен существительных, мы можем просклонять имена существительные в указанных падежах. На слайде таблица. (СЛАЙД 3) И.п. (есть) кто? Лиса, осел, конь, мышь Р.п. (нет) кого? В.п. (вижу) кого? Прочитаем вслух вполголоса. Посмотрите на тему урока, с какими именами существительными мы будем работать? (с одушевленными) Прочитайте падеж и падежный вопрос, который относится к одушевленным именам. И.п. (есть) кто? Р.п. (нет) кого? В.п. (вижу) кого? В каких падежах совпадает падежный вопрос? (в Р.п и В.п.) Прочитает имена существительные, которые нам даны? (лиса, осёл, конь, мышь) Определим склонение этих имен существительных. Кто уже определил склонение существительного лиса? Проговори полным ответом: существительное лиса женского рода, имеет окончание .. (а) и относится … (к 1 склонению) Кто согласен? Подпишите над словом лиса «1 скл.» Выделяем окончание у слова «лиса» Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное осёл? (осел – м.р., нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению) Выделяем окончание у слова «осёл». Молодец, все согласны. Запишите склонение над словом «осёл». Кто хочет определить склонение следующего существительного? Проговори полным ответом. (Существительное конь – м.р, нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению) Выделяем окончание у слова «конь».Молодец, все согласны. Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное мышь? Проговори ответ полно. (Существительное мышь – ж.р, нулевое окончание, значит относится к 3 склонению) Выделяем окончание у слова «мышь».Молодец, все согласны. Какую работу мы сейчас выполняли? Что мы сделали с существительными? (вы определили склонение в указанных падежах) Какие из данных имен существительных и в каких падежах имеют одинаковое окончание? + выделить окончание (Существительные осел и конь в р.п. и в.п.) Как мы с вами определяем падеж имён существительных? (по падежному вопросу) Как определить падеж имен существительных 2скл, если в р.п. и в.п. совпадают падежные вопросы? Чему мы с вами будем учиться на уроке? Цель: научиться различать одушевленные имена существительные родительного и винительного падежей 2 склонения. |