Макарова Е.И. ______________
Этапы урока Задачи этапа | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к учебной деятельности Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) | | Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Анастасия Григорьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Прозвенел уже звонок, начинается урок. Настроились на урок, мысленно пожелали успеха товарищам, произнесите про себя фразу «Я хочу много знать!» | |
Актуализация знаний. Закрепление пройдённого материала. Актуализировать и закрепить знания об имени существительном (Пр.) Учить слушать и понимать речь других;(к) | Слайд 1. Вставить пропущенные (недостающие) слова 1. Имя существительное – это ____________________, 2)которая отвечает на вопросы ______, ________ 3)и обозначает ______________________. 4) На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, 5)на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 6)Имена существительные бывают___________________рода, ______________________ рода и _________________________ рода. 7) Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с заглавной буквы 8) и бывают _______________ и пишутся со строчной буквы. 9) Имена существительные изменяются по ____________________ по _____- | Давайте с вами немного разомнемся. Вспомним, что мы знаем о сущестительном. Поработаем устно. Ребята, отвечаем только по поднятой руке. Молодцы, ребята. | 1- часть речи 2 – Кто? Что? 3 – предмет 4 – одушевленные 5 – неодушевленные 6 – мужского, женского и среднего 7 – Собственные 8 – нарицательные 9 – по падежам и по числам. |
ПС. Выход на тему урока. Познакомить с признаками именительного падежа имени существительного (пр) Учить слушать и понимать речь других;(к) Формировать умение понимать и формулировать возникшую проблему (п) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) | Слайд 2 1)Снег медленно падает на землю. 2)Мама любила первый снег. 3)Девочка упала в снег. прикрепляю на доску: 1. КТО?ЧТО? Слайд 3. «Именительный падеж имени существительного» | Ребята, мы с вами повторили, что такое имя существительное, вспомнили его признаки. А тепероь давайте перейдем к другому заданию. Посмотрите на слайд. Определите, в каком предложении существительное снег стоит в именительном падеже. Как вы определяли? Какой вопрос задали? Есть ли ещё падеж с таким вопросом? Как же поступить? Кто может выйти из затруднения? Тогда давайте вместе находить выход из проблемной ситуации. Какую задачу поставим на урок? Сформулируйте тему урока. Верно. Тема нашего урока «Именительный падеж имени существительного» | В первом По вопросу Что? Да Затрудняютя ответить Узнать особенности Именительного падежа. Именительный падеж имени существительного |
Открытие нового знания. Познакомить с признаками именительного падежа имени существительного (пр) Учить объяснять орфограммы в слове (пр) Учить находить в тексе существительные в именительном падеже (пр) Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(р) Формировать умение извлекать информацию из различных источников информации(р) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) Учить слушать и понимать речь других;(к) Учить на основе анализа делать вывод (п) Учить навыкам сотрудничества (л) Учить навыкам самопроверки (л) | Слайд 4.1 Ночью был ураган. Слайд 4.2. Ветер гудел в трубе. Жесткитй снег взвывался вихрем. Утром таня подошла к окну. Белая вьюга кружила над деревней. прикрепляю на доску: 2. Подлежащее. | Ребята, откройте свою тетрадь, запишите сегодняшнее число ( пятое февраля) и классную работу. Давайцте поработаем с учебником. Откройте учебник на с.42. упражнение 74. Поработаем сначала в парах. - В парах читаем текст, объясняем орфограммы (Учитель контролирует). -Прочитаем и разберем первое задание к данному упражнению. -Первое предложение запишем в тетрадь, вставив пропущенные буквы (Учащиеся комментируют с места) -Проверим это предложение -Самостоятельно допишем текст. -Проверим вписанные орфограммы Хорошо, прочтем следующее задание к этому упражнению. нам нужно найти и подчеркнуть существительные в именительном падеже. Что для этого сделаем? (указываю на карточку с вопросами на доске ) Хорошо, найдите эти слова и подчеркните. Что эо за слова? Каким членом предложения являются эти слова? Какой вывод можно сделать? Ребята, мы много работали, давайте немного разомнемся. Встаньте из-за парт. Выполним небольшую физминутку. Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. | Работают в парах Учащиеся комментируют с места Читают задание. Поставим вопросы -Буран, ветер, снег, Таня, вьюга. -Подлежащим. -Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим. Выполняют физминутку |
прикрепляю на доску: 3. Нет предлога Слайд 5. | - Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42. -Расскажите по очереди это правило соседу по парте. Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? - Прочитаем это правило в стихах хором, в полголоса - Я Именительный падеж, Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? Ни с чем ни спутает никто. | Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогом. |
Воспроизведенение новых знаний Закрепить знания признаков именительного падежа имени существительного (пр) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) Учить слушать и понимать речь других;(к) Учить на основе анализа делать вывод (п) | | Ребята, какая проблема у нас ввозникла в начале урока? Какой выход мы нашли из ситуации? Теперь мы знаем их? Кто может их назвать? | не все существительные, которые отвечают на вопрос Что? Стоят в И.п. - узнать признаки именительного падежа. Имя существительное в И.п. отвечает на вопросы Кто? Что? И в предложении является подлежащим. Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогом. |
Промежуточная рефлексия Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) Учить слушать и понимать речь других;(к) Учить на основе анализа делать вывод (п) Учить предполагать дальнейшую работу (р) | | -Чем мы только что занимались? - зачем нам нужно это знать? -как вы думаете, что мы будем делать дальше? | -Изучили признаки именительного падежа. -Чтобы находить существительные в именительном падеже в предложении, находить подлежащее в предложениях. - тренироваться в упражнениях. |
Закрепление нового материала Закрепить знания признаков именительного падежа имени существительного (пр) Учить определять падеж имен существительных (пр) Учить находить в предложениях главные члены (пр) Формировать умение извлекать информацию из различных источников информации(р) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) Учить слушать и понимать речь других;(к) Учить на основе анализа делать вывод (п) Учить навыкам самопроверки (л) | Карточки с заданиями Задание №1. Найди и укажи существительные в именительном падеже. Подчеркните главные члены в первых двух предложениях. Упало мыло в суп с лапшой. В котле возник пузырь большой. У норы добычи ждёт, Притаившись серый кот. Слайд 6. | Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиеями. -Самостоятельно прочитайте задание и выполните его в карточке, кто желает выполнить это задание у доски? - Проверим себя и товарища. Мы выполнили задания в карточке, теперь давайте вернемся к учебнику. Упражнение 75. Прочитайте про себя. Что вам нужно сделать? Можете выполнять. У вас есть несколько минут. Я вижу, что большинство из вас справилось. Сравните свои записи с образцом. | Выполняют Сверяются, исправляют ошибки. Составвить и записать предложения из данных слов. Подчеркнуть главные члены. Указать падеж выделенных существительных. Сравнивают с образцом |
Рефлексия. Подведение итогов Формировать умение оценивать свою деятельность на уроке (р) Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к) Учить слушать и понимать речь других;(к) Учить на основе анализа делать вывод (п) Формировать умение извлекать информацию из различных источников информации(р) | Оценочный лист«Плюс-минус-интересно». Слайд 7 | Ребята, мы с вами сегодня активно работали, я видела, как вы старась. Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. В графу «плюс»- записывается все (знания, способы действия), что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Оценивают свою деятельность на уроке. |
| -Что узнали на уроке нового? -Чему вы научились? -Чем мы занимались на уроке? | Отвечают |
Домашнее задание | Слайд 8. | Ребята, запишите домашнее задание. Учить правило на стр. 42, упражнение 76. - Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Дежурные, соберите карточки с заданиями и оценочный лист. Урок закончен. | |
1. В.П.Канакина В.Г. Горецкий. Учебник для 3 класса. Часть 2
2. сайт «Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru». физминутки для учителя. Точка доступа [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/2012/11/08/fizminutki-k-urokam]
3. сайт «Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru». Именительный падеж существительных. Точка доступа [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/28/imenitelnyy-padezh-imyon-sushchestvitelnykh]