kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Именительный падеж имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе "Именительный падеж имен существительных". Урок ознакомления с новым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Именительный падеж имен существительных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова









Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна


Данков

2017 г.


Тема урока: Именительный падеж имен существительных

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока: 

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

  • знать особенности  именительного падежа;

  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

                   Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                   Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

                   Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование:

Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», раздаточный материал (индивидуальные карточки),

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли тихонько в класс.

Встали ровненько, красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядем, спинки прямо.

И с улыбочкой вздохнем,

А потом урок начнем.

Урок наш удастся, если будет царить атмосфера добра, понимания друг друга, взаимоуважения. Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя К. Г.Паустовского « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»
К. Г. Паустовский. 

II. Актуализация знаний

 Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».

  1. Игра «Договори правило»

-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);

-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);

-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;

- Изменение имен существительных по вопросам называется … (склонением или изменением по падежам);

-Перечисли падежи и падежные вопросы. 

-Проверьте ответы по таблице;

- Как определить падеж?

Первый шаг … (найди слово, с которым  имя существительное связано по смыслу).

Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос).

Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

2.Работа по карточкам в парах. Карточка. Вставить пропущенные (недостающие слова) 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 3.Имена существительные бывают ______________________рода,______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 5. Имена существительные изменяются по ____________________ по _____-Самопроверка 3. Коллективная работа у доски

Определить падеж имени существительного труд (записать только падежи)

  • Человек трудом красен.

  • Терпенье и труд всё перетрут.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • По труду о человеке судят.

  • Человек воспевает труд.

  • Есть много пословиц о труде.

Человек трудом красен. (Т.п.)

Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

По труду о человеке судят. (Д.п.)

Человек воспевает труд. (В.п.)

Есть много пословиц о труде. (П.п.)

  1. Минута чистописания.

Прочитайте пословицу:
«Пишут не пером, а умом». 
1. Определение лексического значения пословицы.
2. Определение буквы для письма. Всегда твердый глухой согласный.(Ш)

3. Определить закономерность, записать строку: ш Ш шш ШШ

4. Каллиграфическое письмо пословицы.

III. Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.

Стоит зима. .

Трещат морозы..

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)

-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).

Послушайте загадку.

Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).

О чем пойдет речь на уроке. Проверьте свои предположения на стр.42.

Прочтите название темы. Поставьте учебные задачи.

I V. Работа по теме урока.

1 Выступление ученика «Почему именительный падеж так называется?»

Почему же именительный падеж так называется?

 История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское  одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный.  Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.

2. Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Упр. 74, стр. 42

Проверка

Назовите имена существительные с орфограммами. Объясните их написание.

Назовите имена существительные в именительном падеже.

Назовите синонимы: буран, вихрь; ветер-ураган, вихрь.

Чтение правила в стихах ..

- Я Именительный падеж

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? 

Ни с чем ни спутает никто.

3.Работа в парах

Стр. 46. упр. 43

Что нужно сделать?

Вставить пропущенные буквы. Рядом в скобках написать проверочные слова. В каждом предложении подчеркнуть основу. Определить падеж и Число выделенных существительных.

Проверка устно фронтально

Самостоятельная работа по выбору

1. Спишите, вставляя пропущенные. Подчеркните основу в каждом предложении. Определи падеж и число выделенных слов.

Толстый Слон танцует в ц…рке.

Едет Лев на мотоц…кле.

Умный Пес таскает ц…фры.

Зайц… прыгают в кольцо.

2. Найди и укажи  существительные в именительном падеже.

Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Упало мыло в суп с лапшой.

В котле возник пузырь большой.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый кот.

3. Спишите, вставив пропущенные буквы.Определите падеж существительных

На у...кой тр...пинке м...розец при...хв...тил к...мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л...жал пуш...стый и сухой. Он облож...л все д...рев...я словно ватой. На поникш...х б...ерёзах (раз)в...силис... длин...ые белые гирлянды.

Самопроверка.

V Рефлексия.

Работа с оценочным листом.

-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по  3м критериям:

1) Материал усвоен…

2) Моя активность на уроке…

3) Мое настроение на уроке…

VI . Итог урока

Какую тему мы изучали?

Какую цель ставили перед собой? Достигли цели?

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже  отвечает на вопросы…………

Существительное в именительном падеже является в предложении………

У именительного падежа нет …………………………………

VII .Задание на дом

Составить и записать 5 предложений , употребив существительные в именительном и винительном падежах.



Использованная литература:

1. Жиренко О.Е. , Л. Н. Яровая Внеклассные мероприятия.М. ВАКО 2008г. 2. Журжина Ш.В. «Дидактический материал по русскому языку .3-4 класс» Москва 1997

3. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, Москва «Просвещение» 2016 год

4. Ракитина М.Г.»Русский язык. Дидактический материал» М.2008г

5.О.В.Узорова , Е.Л.Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку 3-4 класс», Москва «Астрель» 2010 год. 6. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004

7. Шаповалова О.А. «Русский язык 4 класс. Карточки заданий»Саратов 2006





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Именительный падеж имен существительных"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока  русского языка по теме: "Именительный падеж имен существительных  1-го склонения." "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imienitiel-nyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "190916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427226598"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Падежи имен существительных""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemupadiezhiimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "311681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459245627"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Урок русского языка в 3 классе " Родительный падеж имени существительного". УМК "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-roditiel-nyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "177513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424674537"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства