воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию
Оборудование:
Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», раздаточный материал (индивидуальные карточки),
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли тихонько в класс.
Встали ровненько, красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядем, спинки прямо.
И с улыбочкой вздохнем,
А потом урок начнем.
Урок наш удастся, если будет царить атмосфера добра, понимания друг друга, взаимоуважения. Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя К. Г.Паустовского « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К. Г. Паустовский.
II. Актуализация знаний
Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».
Игра «Договори правило»
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак).Приведи примеры таких слов;
- Изменение имен существительных по вопросам называется … (склонением или изменением по падежам);
-Перечисли падежи и падежные вопросы.
-Проверьте ответы по таблице;
- Как определить падеж?
Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу).
Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос).
Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
2.Работа по карточкам в парах. Карточка. Вставить пропущенные (недостающие слова)
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 3.Имена существительные бывают ______________________рода,______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 5. Имена существительные изменяются по ____________________ по _____-Самопроверка 3.Коллективная работа у доски
Определить падеж имени существительного труд (записать только падежи)
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
Человек трудом красен. (Т.п.)
Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
По труду о человеке судят. (Д.п.)
Человек воспевает труд. (В.п.)
Есть много пословиц о труде. (П.п.)
Минута чистописания.
Прочитайте пословицу: «Пишут не пером, а умом». 1. Определение лексического значения пословицы. 2. Определение буквы для письма. Всегда твердый глухой согласный.(Ш)
3. Определить закономерность, записать строку: ш Ш шш ШШ
4. Каллиграфическое письмо пословицы.
III. Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.
Стоит зима. .
Трещат морозы..
- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)
-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).
-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).
Послушайте загадку.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
О чем пойдет речь на уроке. Проверьте свои предположения на стр.42.
Прочтите название темы. Поставьте учебные задачи.
IV. Работа по теме урока.
1 Выступление ученика «Почему именительный падеж так называется?»
Почему же именительный падеж так называется?
История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.
2. Работа по учебнику
Самостоятельная работа
Упр. 74, стр. 42
Проверка
Назовите имена существительные с орфограммами. Объясните их написание.
Назовите имена существительные в именительном падеже.
Вставить пропущенные буквы. Рядом в скобках написать проверочные слова. В каждом предложении подчеркнуть основу. Определить падеж и Число выделенных существительных.
Проверка устно фронтально
Самостоятельная работа по выбору
1. Спишите, вставляя пропущенные. Подчеркните основу в каждом предложении. Определи падеж и число выделенных слов.
Толстый Слон танцует в ц…рке.
Едет Лев на мотоц…кле.
Умный Пес таскает ц…фры.
Зайц… прыгают в кольцо.
2. Найди и укажи существительные в именительном падеже.
Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.
На у...кой тр...пинке м...розец при...хв...тил к...мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л...жал пуш...стый и сухой. Он облож...л все д...рев...я словно ватой. На поникш...х б...ерёзах (раз)в...силис... длин...ые белые гирлянды.
Самопроверка.
V Рефлексия.
Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
VI . Итог урока
Какую тему мы изучали?
Какую цель ставили перед собой? Достигли цели?
Дополни предложения:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы…………
Существительное в именительном падеже является в предложении………
У именительного падежа нет …………………………………
VII .Задание на дом
Составить и записать 5 предложений , употребив существительные в именительном и винительном падежах.
Использованная литература:
1. Жиренко О.Е. , Л. Н. Яровая Внеклассные мероприятия.М. ВАКО 2008г. 2. Журжина Ш.В. «Дидактический материал по русскому языку .3-4 класс» Москва 1997
3. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, Москва «Просвещение» 2016 год
4. Ракитина М.Г.»Русский язык. Дидактический материал» М.2008г
5.О.В.Узорова , Е.Л.Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку 3-4 класс», Москва «Астрель» 2010 год. 6. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004
7. Шаповалова О.А. «Русский язык 4 класс. Карточки заданий»Саратов 2006