Просмотр содержимого документа
«"Именительный и винительный падежи имени существительного".»
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Именительный и винительный падежи имени существительного».
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель:
актуализировать знания об именительном и винительном падежах,
познакомить с написанием окончаний и со способами различия именительного и винительного падежей.
Задачи:
Предметные
Развитие умения определять падеж существительного;
Знакомство с особенностями именительного и винительного падежей;
Отработка приёмов различия именительного и винительного падежей.
Метапредметные
Развитие культуры речи, творческого мышления, памяти, внимания;
Развитие активности и самостоятельности на уроке;
Развитие коммуникативных умений.
Личностные
Воспитание интереса к родному языку, как средству общения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Мы начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка?
(Имя существительное)
- Что вы знаете об имени существительном?
Устная фронтальная работа.
- Подробнее остановимся на склонении имён существительных.
- Что называется склонением имени существительного? (изменение по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
3. Постановка проблемы.
- Мы продолжим изучение падежей. Но о каких падежах будем говорить сегодня?
- Попробуйте ответить на этот вопрос, поработав в парах.
- О каких падежах будем говорить на уроке?
(Именительный и винительный падеж)
Значит, какая тема урока?
Открыта тема на доске и запись темы в тетрадь.
На доске тема урока :Именительный и винительный падежи.
Карточки.
(на доске карточки с названием падежей)
Именительный винительный
- Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)
(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)
Что? Что?
- Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах)
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
- Научим придворных различать близнецов? Прочитайте предложения на доске и запишите их в тетрадь..
Корабль вошёл в порт.
Капитан поднялся на корабль.
- Что общего в этих предложениях? (слово корабль)
- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? (что?)
- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? (что?)
- Как нам определить падеж, слова корабль, в этих предложениях. С чего мы начнем? (разберем предложения по членам)
Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные в тетрадях. Коллективная проверка.
- Какой вывод сделали? (В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во – втором второстепенный).
- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном)
- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (в винительном.)
(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)
Подлежащее второстепенный
- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога)
- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет не имеет)
(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)
Без предлогов имеет предлоги
- Сделайте вывод:
1) существительное в именительном падеже является подлежащим, а винительном - второстепенным членом.
2) именительный падеж не имеет предлогов. У винительного падежа могут быть предлоги.
- Вернитесь к вашим карточкам, скажите в каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные?
- сделайте вывод: одинаковые окончания у неодушевленных существительных 2-го скл. А так – же у существительных 3-го склонения.
- Проверим, верно ли мы сделали выводы. (электронный учебник анимация)
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику упр. 188, с.106.(проверка)
Резерв, упр189, с. 106.
8. Рефлексия деятельности (самоанализ деятельности и её результатов)