Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных.
Цель урока: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи.
Задачи урока.
Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.
Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Солнышко давно проснулось
Всем на свете улыбнулось! Слайд 1.
Заглянуло солнце и в наше оконце
Каждому из вас оно оставило тёплый лучик, чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое.
2. Орфографическая минутка. Слайд 2.
Прочитайте слова и постарайтесь запомнить
Холодок, закрыла, подъехать, солнце, бежать, ветерок.
Запишите их в два столбика, а по какому признаку вы их запишите, я не буду говорить, потому что вы учитесь в 4 классе.
1 ученик у доски
По какому признаку сгруппировали ?
Солнце закрыла
Холодок подъехать
Ветерок бежать
- Исключите из каждого столбика лишнее слово. 2 ученик у доски
- Какое задание можно выполнить с этими словами?
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
- Составьте предложение. ( Солнце закрыла туча)
- Распространите предложение. (Солнце закрыла тяжелая туча) Какие еще у вас есть варианты?
- Ребята, я вас очень внимательно послушала, скажите, какое настроение будет у солнышка?
- Каким оно станет, если тучка откроет солнце? Если у солнышка будет хорошее настроение, то чем оно может нам помочь? Оно подарит его и нам. Я уже об этом говорила в начале урока.
( Заглянуло солнце в наше оконце)
Определите падеж слова солнце в этих предложениях.
- Почему оказались разные падежи?
- Как отличить?
Давайте подумаем какова тема сегодняшнего урока.
( Именительный и винительный падеж имен существительных) Слайд 3.
- Что мы уже знаем по данной теме?
Я - Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
- Что вы узнаете на сегодняшнем уроке?
- Самое главное сегодня на уроке научиться распознавать именительный и винительный падежи имен существительных?
4. Работа по теме урока.
- Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.
Работа в группе.
- Если будет трудно, то поднимите руку.
Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного
Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным).
Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.
- Расскажите как же отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Слайд 4.
- Как вы используя свой алгоритм, смогли определить падеж слова солнце в наших предложениях.
- Сравните ваши ответы с выводом учебника. Стр. 81.
5. Работа по учебнику.
- Авторы учебника предложили свою памятку, чем они похожи, чем отличаются?
- А я вам хочу предложить такое стихотворение Слайд 5.
Что? – вопрос двух падежей
Различить ты их сумей.
Именительный падеж – это подлежащее,
А в винительном - обстоятельство или дополнение
Разберешься, если знаешь члены предложения.
- Как вы думаете, где пригодятся эти знания?
ФИЗМИНУТКА Слайд 6.
На зарядку солнышко приглашает вас
Из-за парт вставайте по команде раз!
А теперь, не зевай, веселее повторяй!
- Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника.
- Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.
- Да, действительно, эти упражнения помогут , а я вам предложу выполнить
Упражнение 154.
Работа по учебнику .
Прочитайте задание и объясните, какое задание будете выполнять .
Ученик у доски.
- Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?
- Зачем выполняли это упражнение?
- Что вам помогало распознавать падежи?
Оцените свою работу на полях.
Вы предлагали три упражнения ,а мы поработали только с одним, упражнение 153 выполните дома и в нем тоже будете определять падеж существительного мяч.
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
- Ребята, а на что же похожи одуванчики?
- Когда эти цветы распускаются?
- Значит они радуются солнышку.
- Но радуются солнцу не только одуванчики, но и вся природа
Предлагаю поработать с текстом. Текст не совсем обычный, в нем есть ошибки в определении именительного и винительного падежей.
6. Закрепление.
Выпишите предложения, в которых были допущены ошибки и исправьте их.
Солнечные лучи.
И.п. И.п.
Ранним утром проснулось солнышко, оглядело местность. Потянулись
Д.п. И.п. Д.п. Р.п.
его лучи к поляне. Один луч подкрался к берёзке. Очнулась она ото сна,
закивала молодыми веточками.
Д.п. В.п. И.п.
Подкрались лучи к речке. Засверкала, заискрилась вода и погнала туман
Р.п. Д. п. Р.п.
по глади прочь. Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к
Д.п.
тропинке. Раскрылись одуванчики. Лучи разбудили всех. Настал теплый
В. п
солнечный день.
- С какой целью выполняли это задание?
Взаимопроверка. Слайд 7.
Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга,
а для этого предлагаю правильно выполненное задание.
Поставьте оценку на полях
А я потом проверю, насколько вы были внимательны.
- Какие знания пригодились правильно выполнить эту работу?
7. Контроль знаний.
Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его..
Тест
I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А Кто? Что? Б. Кем? Чем?
В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?
II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А в, на, через Б. без предлогов
В. к, по Г. у, из, до, около
III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А подлежащим Б. сказуемым
В. второстепенным членом
IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении
Уронило солнце лучик золотой.
А И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. Г. В.п.
8. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных?
Поставьте оценку себе за урок. Я тоже оценила вашу работу на сегодняшнем уроке.
Покажите на солнышках свое настроение у вас от работы на уроке. Поместите ваши солнышки на доску.
9. Рефлексия Слайд 8.
- Помогло ли нам солнышко на уроке?
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке
Слайд 9.
Спасибо за урок.
8