Просмотр содержимого документа
«"Имена существительные только множественного лица"»
"Имена существительные только множественного числа.
5 класс
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только мн. числа; учиться находить их среди других существительных и правильно использовать.
Воспитательная: дать почувствовать уч-ся удивление, гордость, сопричастность при понимании значимости самостоятельно сделанного открытия.
Развивающая: развитие важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Ход урока
Мобилизующий этап.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Ну и грамотно писать.
-На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи? Мобилизация .
. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):
1. Имя существительное отнсится к служебным частям речи.
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
II. Целеполагания:
- Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.
Но для начала выполните одно задание. Отгадайте ЗАГАДКИ:
1. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)
Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
Запишите ответы! Образуйте форму единственного чила.
Получается!? НЕТ!
-Почему? Не все имена существительные имеют форму ед. - Что вы заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа) (Открытие: в русском языке есть имена сущ., которые имеют форму только мн. числа.) ДОСКА
Формулирование темы и цели урока.
Эти существительные имеют форму только множественного числа.
Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Запишем тему урока.
-Сформулируйте задачи урока, используя слова:
познакомиться….,
учиться находить… и правильно …
- Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи.
III. Изучение нового материала.
Дерево, очки, бумага, ножницы, горы, заморозки.
– Мы уже знаем, что есть существительные, которые имеют только форму множественного числа. Как отличить такие существительные? – Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то... – Выпишите те сущ., которые имеют только форму мн. числа. Приведите свои примеры. Сделайте вывод.
– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род,число, падеж, склонение) – Определите у существительных, род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно) – Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд )
Существительные, имеющие только формы множественного числа
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки, джинсы , и др.;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, щи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
- Наверно, есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов