kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имена существительные только множественного лица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с  учетом возрастных особенностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имена существительные только множественного лица"»

"Имена существительные только множественного числа.

5 класс

Цели урока:

  • Образовательная: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только мн. числа; учиться находить их среди других существительных и правильно использовать.

  • Воспитательная: дать почувствовать уч-ся удивление, гордость, сопричастность при понимании значимости самостоятельно сделанного открытия.

  • Развивающая: развитие важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять

Ну и грамотно писать.



-На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи? Мобилизация .

. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):

1. Имя существительное отнсится к служебным частям речи.

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или до­полнением.

8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?


II. Целеполагания:

- Сегодня мы продолжим говорить об  имени  существительном  и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.

  1. Но для начала выполните одно задание. Отгадайте ЗАГАДКИ:

1. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

  1. Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

  2. Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

  3. Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Запишите ответы! Образуйте форму единственного чила.

Получается!? НЕТ!

-Почему? Не все имена существительные имеют форму ед.
- Что вы заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа) (Открытие: в русском языке есть имена сущ., которые имеют форму только мн. числа.) ДОСКА

  1. Формулирование темы и цели урока.

Эти существительные имеют форму только множественного числа.

 Какова же тема нашего урока?  Сформулируйте её.

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.    

 Запишем тему урока.

- Сформулируйте задачи урока, используя слова:

познакомиться….,

учиться находить… и     правильно  …

Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи.

III. Изучение нового материала.

Дерево, очки, бумага, ножницы, горы, заморозки.

– Мы уже знаем, что есть существительные, которые имеют только форму множественного числа. Как отличить такие существительные?
– Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то...
– Выпишите те сущ., которые имеют только форму мн. числа. Приведите свои примеры. Сделайте вывод.

 –  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение. (Слайд )

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки, джинсы , и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные):  горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, щи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

- Наверно, есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов

IV. Закрепление изученного материала.

Упражнение на уровне слова 1.

Упр. 509. Стр. 59. Словарные слова: горелки, тиски, гусли,

Упражнение 2. (На уровне словосочетания.)

Прочитайте группы фразеологических оборотов, определите значения. Сформулируйте задание, которое соответствует теме урока.

Выпишите фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкой я слежу,

На «отлично» напишу!

  1. Как на дрожжах, словно грибы после дождя.

  2. Ни под каким видом, ни в коем случае, ни за какие деньги.

  3. мороз по коже дерёт, поджилки трясутся.

  4. Нагнать холоду, расчесать кудри, накрутить хвост.

Физминутка.

Глазки – влево, глазки – вправо,

   Это – вам не для забавы.

   Глазки  - вниз, глазки – вверх,

   Это вам не для потех.

   За снежинкой проследим,

   Вновь в тетрадку поглядим.

Упражнение 3. (На уровне предложения.)

Прочитайте предложения, сформулируйте задание.

(Надо заменить словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.)

  1. Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.

  2. Весь день прошёл в многочисленных заботах.

  3. В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.

Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, будни.

Какие орфограммы встретились?

Упражнениие

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде  (там, где необходимо)

  1.  Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)

  2.  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)

  3. У девочки были красивые кудри.

  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)

  5. Афины – столица Греции.

  6. В магазине я купил консерву.  (консервы) ПРОВЕРИТЬ ПО СЛАЙДУ.



 Найди «лишнее» слово   

 Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово «лишнее» в каждой группе и почему?

  1. Ученик, окно, санки, урок.

  2. Грабли, дома, кино, усталость.

  3. Гвозди, молотки, тиски, болты.

    1. Рефлексия.

Я сегодня узнал ....,

Понял…

Научился находить...

….. и правильно использовать ... .


VI. Итог урока.

– Вернёмся к цели. Приведём примеры (оценивается деятельность уч-ся)

Домашнее задание (по выбору)

  1. Параграф 93, упражнение 510.

  2. Иллюстрации к теме урока.

Поделиться…


Поднимитесь, улыбнитесь,

  Оглянитесь, улыбнитесь,

  Друг на друга поглядите

  И друг другу улыбнитесь.

  А теперь урок окончен,

  Потихоньку расходитесь. 
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имена существительные только множественного лица"

Автор: Хидиятова Ильсия Юлаевна

Дата: 16.11.2018

Номер свидетельства: 486043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Практикум. Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(36) "praktikum_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "343037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473450413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Практикум по русскому языку. Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(55) "praktikum_po_russkomu_iazyku_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "343039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473450925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока русского языка на тему "Повторение имени существительного""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupovtorieniieimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "288741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454670848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "«Путешествие в страну Имя Существительное» "
    ["seo_title"] => string(51) "putieshiestviie-v-stranu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "220048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434477790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства