kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имена существительные собственные и нарицательные», «Существительные с шипящей на конце слова» для 7-8-9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для 7-8-9 класса для детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

Объявление

Продаётся собака по кличке «султан». Возраст собаки 2 года, окрас – белый, по характеру спокойный, ласковый. Желающим приобрести собаку обращаться по адресу: Г. ангарск, улица партизанская, д. 5, кв. 10 или позвонить по телефону: 8 965 175 47 89, спросить Игната валентиновича кирсанова.



Объявление

Продаётся собака по кличке «султан». Возраст собаки 2 года, окрас – белый, по характеру спокойный, ласковый. Желающим приобрести собаку обращаться по адресу: Г. ангарск, улица партизанская, д. 5, кв. 10 или позвонить по телефону: 8 965 175 47 89, спросить Игната валентиновича кирсанова.



Объявление

Продаётся собака по кличке «султан». Возраст собаки 2 года, окрас – белый, по характеру спокойный, ласковый. Желающим приобрести собаку обращаться по адресу: Г. ангарск, улица партизанская, д. 5, кв. 10 или позвонить по телефону: 8 965 175 47 89, спросить Игната валентиновича кирсанова.



Объявление

Продаётся собака по кличке «султан». Возраст собаки 2 года, окрас – белый, по характеру спокойный, ласковый. Желающим приобрести собаку обращаться по адресу: Г. ангарск, улица партизанская, д. 5, кв. 10 или позвонить по телефону: 8 965 175 47 89, спросить Игната валентиновича кирсанова.







Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 7»

Домашнее задание

Карточка № 3

1. Выписать имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.



Карточка № 4

1. Выписать имена существительные нарицательные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.



Карточка № 3

1. Выписать имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.



Карточка № 4

1. Выписать имена существительные нарицательные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.



Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЯЗЫК 7-8-9 КЛАСС»




Конкурс педагогического мастерства учителей, работающих по АООП для детей с нарушением интеллекта по теме:

«Социализация и адаптация детей с ОВЗ в современном обществе»









Методическая разработка урока по русскому языку по темам:

«Имена существительные собственные и нарицательные»

«Существительные с шипящей на конце слова»















Автор:

Иванова Елена Александровна

МКОУ «Уянская СОШ»

Учитель класса по АООП вариант 1

Стаж работы: 18 лет

Категория: нет















Пояснительная записка



Цель урока: достичь целостного представления об изучаемой части речи: имя существительное

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять существительные в речи с целью ее обогащения;

  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;

  • развивать и обогащать устную и письменную речь;

  • воспитывать интерес к русскому языку.

  • продолжить работу по формированию умения работать в Интернете в «Яндекс-Учебнике».


Формы работы: фронтальная, дифференцированная, индивидуальная, самостоятельная. 

Методы: наглядные, словесные, практические, игровые

Возрастная группа учащихся: учащиеся 7-8-9 класса (13-15 лет)

Оборудование: классная доска, раздаточный материал (карточки), смайлики (улыбка и грусть), ноутбуки для работы в «Яндекс-Учебнике», цветные картинки

Ожидаемые результаты: умение самостоятельно применять знания на практике: отбирать материал на заданную тему, строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме урока, умение определять слова по заданному правилу


































Урок по русскому языку

по программе специальных (коррекционных) классов VIII вида

в 7-8-9 классе


Этап урока

Деятельность учащихся 7-8 класса

Деятельность учащихся 9 класса


Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.


Цели:


Образовательные: Сформировать представление о различии имен собственных и нарицательных, закрепить изученный материал на основе упражнений, заданий.


Коррекционно-развивающие: Активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы, развивать связную устную и письменную речь учащихся.


Воспитательные: пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания, воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение письменных упражнений.


Тема: «Существительные с шипящей на конце слова».


Цели:

Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, как в единственном числе, так и во множественном числе, уметь осознанно применять это правило на практике.


Коррекционно-развивающие: развивать память через запоминание и восприятие теоретического материала, развивать связную речь через ответы на вопросы.


Воспитательные: пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания, воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение письменных упражнений.


  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность принадлежностей на рабочем месте. Садитесь. Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных.


- Но чтобы продолжить говорить об именах существительных, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа и тему нашего урока «Имена существительные собственные и нарицательные» 7-8 класс и «Существительные с шипящей на конце слова» 9 класс

(обратить внимание на правописание).


  1. Актуализация опорных знаний.

1. Сейчас немного поиграем. У вас на парте лежат два смайлика – желтый и розовый. Если я говорю верно, то вы поднимаете желтого смайлика с улыбкой, если я говорю неверно, то вы поднимаете розового смайлика с огорчением на лице. Готовы?

Итак…

- Имя сущ. обозначает действие предмета. (Нет).

- Имя сущ. обозначает предмет (Да).

- Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое? (Нет).

- Имя сущ. отвечает на вопросы кто? или что? (Да).

- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Нет).

- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто? (Да).

- Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).

- Как изменяются имена существительные? Приведите примеры (по числам и падежам)(мяч-мячи, стул-стулья)



2. - Молодцы, ребята! Приведите, пожалуйста, свои примеры одушевленных и неодушевленных предметов. (Учащиеся приводят примеры)


- Все верно, ребята, вы молодцы!


2. Как сказать одним словом? Запишите слова в 2 столбика.(ж.р и м.р.)- работа у доски

- часть суток с вечера до утра (ночь)

-приспособление с помощью которого открывают замок ( ключ).

-растения на болоте (камыш)

-под соснами, под елками лежит мешок с иголками (ёж)

-бывает устная и письменная (речь)

-глухое место (глушь)

- Какие слова записали с мягким знаком? Прочитайте.

Когда пишем мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце слова? (вспоминаем правило) Вывод: - В существительных женского рода единственного числа 3 склонения


III. Изучение нового материала


- Ребята, на доске записаны предложения:


Мой кот Васька ловит мышей.

Я живу в селе Уян.

Моя фамилия Петров.


- Что необычного в этих предложениях? (ребята дают ответы)


-Правильно, имя кота, название села и фамилии написаны с большой буквы.


- Ребята, перед вами таблица (Приложение 1), посмотрите на нее и ответьте на вопрос: почему клички животных, названия сел и городов, фамилии пишутся с большой буквы? (Это собственные существительные).


- Давайте с вами, опираясь на таблицу, выведем правило, какие существительные называются собственными и как правильно они пишутся (ребята с помощью учителя выводят правило).


- Из предложений на доске, мы видим, что не все слова пишутся с большой буквы. Эти слова будут относиться к …………… (нарицательным существительным).


-Правильно, молодцы ребята. Итак, делаем общий вывод:

Имена собственные (то есть имеют свое имя) это Фамилия, Имя, Отчество, названия сел и городов, рек, клички животных, названия газет и журналов, а остальные существительные – это нарицательные (названия простых предметов)


- Ребята, тема «Имена существительные и нарицательные» в нашей жизни очень важна. Мы с вами узнали, что собственные имена все пишутся с большой буквы. Это вам пригодится в дальнейшем в вашей жизни, чтобы быть грамотным человеком. Вам придется когда-нибудь оформлять документы: писать заявление, подписывать конверты (в бумажном или электронном виде) и многое другое и именно здесь вам пригодится данное правило.


- Сейчас я вам раздам небольшие тексты – объявления (Приложение 3), в которых допущены ошибки, вы должны их исправить.

(далее ребята работают с текстом – находят ошибки в объявлении и исправляют их, проверяют по цепочке совместно с учителем)

- Молодцы ребята, все справились с данным заданием!

- А теперь немного отдохнем и поиграем!


- Итак, сегодня тема урока

«Правописание мягкого знака в существительных после шипящих на конце слова». Мы научились правильно писать мягкий знак в существительных после шипящих единственного числа, а сегодня научимся писать существительные с шипящей на конце слова во множественном числе.

На доске записаны слова:

Луч, нож, луж, туч, мышь, чиж, дочь, с плеч, из училищ.


-Назовите существительные множественного числа?


- Молодец, правильно. Как пишутся существительные множественного числа с шипящей на конце слова? Посмотрите на таблицу на вашей парте (Приложение 2)


- Обратите внимание на окончание слов.


Вывод по таблице:

У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется.


У существительных множественного числа в Р.п. Мягкий знак не пишется.



IV. Физкультминутка

Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)



Пушкин, город, деревня, Иркутск, Жучка, воробей, озеро, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица.

V. Закрепление изученного материала

-Ребята, на доске два сектора с картинками (Приложение 4): имена собственные и нарицательные. Но все картинки в этих секторах перемешались. Помогите, все расставить по своим местам (ребята выходят к доске и распределяют картинки по нужным секторам).

- Молодцы, все справились с данным заданием. А теперь возьмите свой абонемент «Яндекс-Учебник» (Приложение 6) и войдите в свой кабинет. Выполните задание, которое я вам подготовила.


Карточки (работа в тетради) (Приложение 5)


- Распределите слова в три столбика м. р, ж. р, мн. ч. Р.п.

Меч, роскошь, грач, из-за туч, нож, полчищ, рожь , сокровищ, душ, речь, камыш, мощь, полночь, мышь, молодежь, луч, чиж, глушь (ж.р – роскошь, рожь, печь, мощь, полночь, мышь, молодежь, глушь, м. р – меч, грач, нож, душ, камыш, чиж, луч, мн. ч Р. п – из-за туч, полчищ, сокровищ)


- Разберем алгоритм:

Запись в тетради с проговариванием и объяснением

Слово меч м. р, поэтому после шипящей на конце слова мягкий знак не пишем

VI. Итог урока.


- Ребята, мы с вами сегодня выполнили много заданий. Что мы узнали сегодня нового? (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.) 7-8 класс

(У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется.


У существительных множественного числа в Р.п. Мягкий знак не пишется) 9 класс


Домашнее задание вы выполните на карточках, которые я вам приготовила (работу выполнять в тетради) (Приложение 7)

- Спасибо вам, ребята, за урок! (Выставление оценок)

VII. Рефлексия

- Ребята, если вам понравился урок – поднимите желтый смайлик, если было что-то непонятно или неинтересно – поднимите розовый смайлик





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Елена Александровна Иванова

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:      « Имя существительное». "
    ["seo_title"] => string(75) "itoghovyi-urok-putieshiestviie-po-zimniemu-liesu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424093639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок обобщения по теме "Имя существительное" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obobshchieniia-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435589167"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Планирование индивидуальных занятий по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(69) "planirovaniie-individual-nykh-zaniatii-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "237252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444255626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса Список тем"
    ["seo_title"] => string(67) "pourochnyie_razrabotki_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_spisok_tiem"
    ["file_id"] => string(6) "365138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480704617"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "открытый урок по русскому языку на тему: «В гостях у Королевы частей речи» "
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-v-ghostiakh-u-korolievy-chastiei-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "187685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426563767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства