| Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Цели: Образовательные: Сформировать представление о различии имен собственных и нарицательных, закрепить изученный материал на основе упражнений, заданий. Коррекционно-развивающие: Активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы, развивать связную устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания, воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение письменных упражнений. | Тема: «Существительные с шипящей на конце слова». Цели: Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, как в единственном числе, так и во множественном числе, уметь осознанно применять это правило на практике. Коррекционно-развивающие: развивать память через запоминание и восприятие теоретического материала, развивать связную речь через ответы на вопросы. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания, воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение письменных упражнений. |
Актуализация опорных знаний. | 1. Сейчас немного поиграем. У вас на парте лежат два смайлика – желтый и розовый. Если я говорю верно, то вы поднимаете желтого смайлика с улыбкой, если я говорю неверно, то вы поднимаете розового смайлика с огорчением на лице. Готовы? Итак… - Имя сущ. обозначает действие предмета. (Нет). - Имя сущ. обозначает предмет (Да). - Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое? (Нет). - Имя сущ. отвечает на вопросы кто? или что? (Да). - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Нет). - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто? (Да). - Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да). - Как изменяются имена существительные? Приведите примеры (по числам и падежам)(мяч-мячи, стул-стулья) |
| 2. - Молодцы, ребята! Приведите, пожалуйста, свои примеры одушевленных и неодушевленных предметов. (Учащиеся приводят примеры) - Все верно, ребята, вы молодцы! | 2. Как сказать одним словом? Запишите слова в 2 столбика.(ж.р и м.р.)- работа у доски - часть суток с вечера до утра (ночь) -приспособление с помощью которого открывают замок ( ключ). -растения на болоте (камыш) -под соснами, под елками лежит мешок с иголками (ёж) -бывает устная и письменная (речь) -глухое место (глушь) - Какие слова записали с мягким знаком? Прочитайте. Когда пишем мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце слова? (вспоминаем правило) Вывод: - В существительных женского рода единственного числа 3 склонения |
III. Изучение нового материала | - Ребята, на доске записаны предложения: Мой кот Васька ловит мышей. Я живу в селе Уян. Моя фамилия Петров. - Что необычного в этих предложениях? (ребята дают ответы) -Правильно, имя кота, название села и фамилии написаны с большой буквы. - Ребята, перед вами таблица (Приложение 1), посмотрите на нее и ответьте на вопрос: почему клички животных, названия сел и городов, фамилии пишутся с большой буквы? (Это собственные существительные). - Давайте с вами, опираясь на таблицу, выведем правило, какие существительные называются собственными и как правильно они пишутся (ребята с помощью учителя выводят правило). - Из предложений на доске, мы видим, что не все слова пишутся с большой буквы. Эти слова будут относиться к …………… (нарицательным существительным). -Правильно, молодцы ребята. Итак, делаем общий вывод: Имена собственные (то есть имеют свое имя) это Фамилия, Имя, Отчество, названия сел и городов, рек, клички животных, названия газет и журналов, а остальные существительные – это нарицательные (названия простых предметов) - Ребята, тема «Имена существительные и нарицательные» в нашей жизни очень важна. Мы с вами узнали, что собственные имена все пишутся с большой буквы. Это вам пригодится в дальнейшем в вашей жизни, чтобы быть грамотным человеком. Вам придется когда-нибудь оформлять документы: писать заявление, подписывать конверты (в бумажном или электронном виде) и многое другое и именно здесь вам пригодится данное правило. - Сейчас я вам раздам небольшие тексты – объявления (Приложение 3), в которых допущены ошибки, вы должны их исправить. (далее ребята работают с текстом – находят ошибки в объявлении и исправляют их, проверяют по цепочке совместно с учителем) - Молодцы ребята, все справились с данным заданием! - А теперь немного отдохнем и поиграем! | - Итак, сегодня тема урока «Правописание мягкого знака в существительных после шипящих на конце слова». Мы научились правильно писать мягкий знак в существительных после шипящих единственного числа, а сегодня научимся писать существительные с шипящей на конце слова во множественном числе. На доске записаны слова: Луч, нож, луж, туч, мышь, чиж, дочь, с плеч, из училищ. -Назовите существительные множественного числа? - Молодец, правильно. Как пишутся существительные множественного числа с шипящей на конце слова? Посмотрите на таблицу на вашей парте (Приложение 2) - Обратите внимание на окончание слов. Вывод по таблице: У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. У существительных множественного числа в Р.п. Мягкий знак не пишется. |
IV. Физкультминутка | Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете) Пушкин, город, деревня, Иркутск, Жучка, воробей, озеро, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица. |
V. Закрепление изученного материала | -Ребята, на доске два сектора с картинками (Приложение 4): имена собственные и нарицательные. Но все картинки в этих секторах перемешались. Помогите, все расставить по своим местам (ребята выходят к доске и распределяют картинки по нужным секторам). - Молодцы, все справились с данным заданием. А теперь возьмите свой абонемент «Яндекс-Учебник» (Приложение 6) и войдите в свой кабинет. Выполните задание, которое я вам подготовила. | Карточки (работа в тетради) (Приложение 5) - Распределите слова в три столбика м. р, ж. р, мн. ч. Р.п. Меч, роскошь, грач, из-за туч, нож, полчищ, рожь , сокровищ, душ, речь, камыш, мощь, полночь, мышь, молодежь, луч, чиж, глушь (ж.р – роскошь, рожь, печь, мощь, полночь, мышь, молодежь, глушь, м. р – меч, грач, нож, душ, камыш, чиж, луч, мн. ч Р. п – из-за туч, полчищ, сокровищ) - Разберем алгоритм: Запись в тетради с проговариванием и объяснением Слово меч м. р, поэтому после шипящей на конце слова мягкий знак не пишем |
VI. Итог урока. | - Ребята, мы с вами сегодня выполнили много заданий. Что мы узнали сегодня нового? (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.) 7-8 класс (У существительных женского рода, 3 скл. на конце после шипящих - пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода 2 скл. на конце после шипящих мягкий знак не пишется. У существительных множественного числа в Р.п. Мягкий знак не пишется) 9 класс Домашнее задание вы выполните на карточках, которые я вам приготовила (работу выполнять в тетради) (Приложение 7) - Спасибо вам, ребята, за урок! (Выставление оценок) |