Просмотр содержимого документа
«Игры со словом на уроках развития речи»
Севрюгина Людмила Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 104 им. М.С. Харченко
ИГРЫ СО СЛОВОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Вопросом, почему современные школьники утрачивают интерес к чтению уже на начальном этапе обучения, давно и серьезно обеспокоены и родители, и педагоги, и психологи.
Среди причин, вызывающих отторжение книги, называют падение общего уровня культуры, уходящее корнями в 90-е годы, распространение компьютеров, засилье электронных игр, визуализацию восприятия, пресловутое «клиповое» сознание молодого поколения и, конечно, «несовременность» книги.
Книга не приносит удовольствия, а нередко отторгается детьми еще до начала чтения именно по причине ее несовременности. Детям кажется сложным, а иногда и непонятным язык классических произведений. Им трудно читать те книги, которые были близки и понятны их родителям. Они тянутся к современности, но современная детская литература, как показало проведенное нами анкетирование, им неизвестна.
Как же помочь современным ученикам преодолеть равнодушие к литературе?
Как нам кажется, обращение к современной детской поэзии помогает преодолеть безразличное отношение к книге и пробудить интерес к творческому чтению.
Современная детская поэзия (М.Яснов, В.Лейкин, Н.Хрущева, В.Левин, А.Усачев, Тим Собакин, Г.Кружков и др.) предоставляет прекрасную возможность для создания атмосферы творчества и сотворчества на уроке.
В 2015 году 70-летний юбилей отметил замечательный поэт и мастер художественного перевода Г.М. Кружков. Стихотворения Григория Кружкова отмечены любовью «к парадоксальности, неожиданным ходам, легкому абсурду, который на поверку оказывается вовсе не абсурдом, а самой что ни на есть реальностью, только увиденной глазами не взрослого, а ребенка» [1: 5].
Чем же его стихотворения и переводы могут быть интересны детям? По мнению Г.Кружкова, абсурд – это «выражение свободы ребенка, его всемогущества» [1: 5]. Именно этим современная поэзия может увлечь современного школьника.
Ученики, как правило, любят играть. Даже если это не компьютерные игры, а филологические, ученики азартно бросаются жонглировать словами, рифмами, ассоциациями. Приемы языковой игры, столь любимые детскими поэтами, позволяют раскрепостить ребенка в отношениях с языком.
Для чтения и лингвистического анализа детям предлагаются стихотворения «Зима», «Весна наступила», «Как воробей стихи сочинял» и другие произведения Григория Кружкова с активным использованием игровых приемов:
Удивительно, что снег
Столько выпадает,
Что на много человек
Всем его хватает («Зима»);
Весна наступила
На кончик хвоста
Тотчас заоравшего
Громко кота…
Летают стрекозы
И мухи жужжат,
Отведать салата
Мышата бежат («Весна наступила»);
Я люблю лишь воробьев,
Не люблю я голубьев.
Я люблю лишь воробей,
Не люблю я голубей… («Как воробей стихи сочинял»).
Ученики находят в текстах примеры нарушения грамматических норм языка, задумываются, почему автор, прекрасно владеющий языком, позволяет себе вольное обращение с языковым материалом, задумываются, почему им это нравится…
Анализ языковых приемов, позволяющих придать стихотворениям юмористическое звучание, помогает ребенку глубже освоить язык и его возможности, заставляет прислушаться к его законам.
Такие языковые игры – занятие не только веселое и увлекательное, но и очень полезное, т.к. они развивают языковое чутье и нестандартность мышления. Они пробуждают интерес к книге и художественному слову.
ЛИТЕРАТУРА:
Кружков Г.М. Письмо с парохода. Поэтический сборник. М.: Самокат, 2009. – 80 с.