Урок развитие речи.
Тема урока: «Публичное выступление на общественно значимую тему».
Цели:
обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;
развитие письменной и устной речи учащихся;
формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения.
Задачи:
обучающие
формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему;
закрепление умений и навыков по теме «Вводные слова и предложения», формирование умения использовать вводные конструкции в речи;
формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;
развивающие
развитие лингвистических компетенций;
формирование информационной культуры;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитательные
воспитание любви и уважения к русскому языку;
воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности;
воспитание умения работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор), учебники, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
1. Коммуникативная атака Я хотела бы наш урок начать с сочинения, которое недавно попало мне в руки. Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!»
- О чем можно было написать в сочинении?
Вот послушайте, что у ученика получилось.
В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес.
По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками. Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша.
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!
2. Фронтальный опрос
Смешно, а почему?
Тема сочинения была раскрыта? Почему?
Что такое идея произведения?
Какие правила были нарушены учеником?
Что надо помнить при написании сочинения?
А если это публичное выступление?
Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?
Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.
- Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке?
Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное
выступление на общественно значимую тему»
Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец человечьей силы (В. Маяковский). слайд 1
- Как вы понимаете высказывание В.В. Маяковского?
Ученики записывают тему урока и эпиграф.
3. Индивидуальная работа со словарем.(одновременно с фронтальным опросом)
Найдите значение слов публицистика, публицистический.
Слайд 2.(проверка по щелчку)
Представьте, что выступать вы будете перед учениками нашей школы.
-Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников?
-А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем?
-Как вы построите свое выступление?
-Это будет сочинение-рассуждение?
-Каковы правила построения текста такого типа?
4. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1
Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст. Кстати, такое задание встречается в части А ЕГЭ по русскому языку. Давайте представим себя одиннадцатиклассниками, готовящимися к сдаче ЕГЭ и выполним это задание.
слайд 3 (задание на доске)
1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.
Ученики работают самостоятельно, используя карточки, один ученик работает на доске
Индивидуально: объясните постановку знаков препинания в предложениях а, в, г.
Проверка слайд 4. Встаньте те, у кого текст соответствует образцу. (живая диаграмма)
-Трудно было выполнить это задание?
-Как вы поняли, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст?
-Какие подсказки вам встретились в тексте?
Кстати, такое задание тоже встречается в ЕГЭ, только в более трудной части В – необходимо найти средства связи между предложениями в тексте.
-Какое средство связи существует между 4 и 5-м предложениями текста? Конечно, вводное слово.
- Какую роль в тексте играют вводные слова?
5.Работа в парах. Кто быстрее? Повторение изученного материала, запись предложений – потом проверка
Слайд 5-7 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)
1. Как гласит народная мудрость: правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Не все люди, правда, осознают глубокий смысл этой пословицы.
Комментарий учителя:В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.
-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?
-Волнуют эти проблемы нас сегодня?
2. Без сомнения, большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество.
Без тени сомнения ставь заслон этому многоликому злу.
-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?
-Волнуют эти проблемы нас сегодня?
3. Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия: капризность, обидчивость, раздражительность. Несомненно, из этих семян вырастает эгоизм.
Вопросы учителя:
-Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления?
-Волнуют эти проблемы нас сегодня?
Значит, выступление на общественно значимую тему включает в себя и эти проблемы.
6. Работа по созданию текста – публичного выступления
Итак, возвращаемся к нашему публичному выступлению. Проблему мы с вами определили.
-Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением?
-Будут ли вас слушать?
-Что необходимо для того, чтобы вас слушали?
-Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?
(работа с памяткой)
Слайд 8
Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.
Риторические вопросы
Обращения
Оценочная лексика
Эмоционально-окрашенные слова
Книжная лексика
Метафоры
Термины
А какие использовать нельзя? Почему?
Слова разговорного стиля
Просторечные слова
Диалектные слова
Сленговые выражения
Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик, с помощью инструмента Выделенный элемент одним цветом выделяет те слова, которые можно использовать, другим, которые нельзя
-Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление?
-С чего начать? Приветствие, обращение.
-Должна ли быть сформулирована проблема?
- Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите?
-Какие доказательства приведете?
Закончить выступление надо обязательно как?
Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все. (работа с паматкой)
7. Работа в группах. Слайд 9
подготовите публичное выступление на одну из предложенных тем «Олимпиада в Сочи – это здорово!»
«Почему надо изучать русский язык?»
«Каким человеком я хочу быть?»
Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов.
8. Рефлексия
Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли создать публичное выступление: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком. Чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: КРАСОТА-ТО КАКАЯ!
-
Закончите предложение Итак, сегодня на уроке я … слайд 10