kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование дидактических игр на роках развития речи

 

В играх с предметами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результатов и выигрывать. Игровой процесс опосредован какой-либо задачей. Например в игре «Часы» - установка часовой  и минутной стрелок на слоговой структурах,  а так же образующих слово. Учебной задачей здесь в игре является закрепление представлений о слоговой структуре слов. навыка узнавания слогов «в лицо».

Исходя из игровой задачи школьники осуществляют игровые действия , которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, выполняя с ним действие, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука.

Педагогу необходимо поддерживать интерес и игре с предметами. Например, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку, если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. Здесь можно вводить новые предметы (игрушки). Можно предложить детям купить сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра с предметами будет еще более сложной (этот вариант для сильных учеников), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов. Выбор  игр с предметами обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Приведем примеры игр с предметами.

Игра с мячом.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

 (Игры см. приложение 7).

.Использование настольно-печатных игр

Применение на уроках русского  языка настольно-печатных игр дает возможность более широко использовать слова и действия, расширять игровые задачи. Так в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, обозначающих целое слово.

Лото.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал;

2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик., арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, та­релка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус;

9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.

 

 Использование словесных игр

Важным средством развития речи и мышления учащихся является использование словесных игр, например работа с загадками, шарадами, кроссвордами. Загадки расширяют круго­зор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.

Загадки способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к творчеству. Использование загадок не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес учеников к родному языку.

Любая загадка — это логическое уп­ражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам.

Для того чтобы доказать правиль­ность отгадки, необходимо подробное, последовательное логическое рассуж­дение. Без доказательства отгадка не полноценна. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, каким путем он шел, отга­дывая загадку ("Как ты догадался?", "Почему ты так решил?"). Для доказа­тельства нужно выделить в содержа­нии загадки все признаки предмета, ус­тановить связи между ними, сопоста­вить их с отгадкой. А иногда такие логи­ческие рассуждения не требуются, так как для отгадывания загадки ученикам бывает достаточно одного признака.

Загадки содержат огромный круг сведений о предметах и явлениях окру­жающего мира. Загадки знакомят уче­ников с величиной, цветом и другими признаками предметов, повадками жи­вотных. Вот примеры таких загадок:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Ягода.)

Словесные игры так  же используются согласно целей,  содержания и этапов урока. Приведем пример словесных игр используемых при изучении твердых и мягких согласных..

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие, согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял — На доске следы оставил.

(Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках Сушеные грибы.

(Белка.)

Был сперва водой, потом Прочным сделался мостом.

(Лед.)

Длиннохвостые крошки Боятся кошки.

(Мышки.)

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается —

В зелень одевается.   

(Лес.)

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.

(Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Мишка.)

 

Таким образом,  главной задачей СКОШ VIII вида явля­ется формирование у учащихся с нарушением интеллекта  активной и самостоятель­ной мыслительной деятельности,  от которой во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возмож­ности его социальной адаптации.

Учеников с нарушением интеллекта характеризует инерт­ность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, интеллектуальная пас­сивность, отсутствие интереса к мыс­лительной деятельности. Это можно объяснить не толь­ко своеобразием психического разви­тия детей с нарушением интеллекта, но и не­достатками обучения. Необхо­димо проводить обучение так, чтобы ус­воение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется в специальной школе, а на созна­тельном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использо­вать имеющуюся у них информацию. Не­обходимо повышать познавательную ак­тивность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.

 Именно дидактическая игра является одним из путей повышения активно­сти и пробуждения интереса у  детей с нарушением интеллекта  1 класса к учебному предмету. Дидактические игры, а именно игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры способствуют созда­нию у школьников положительного эмо­ционального настроя, вызывают добро­совестное отношение к выполняемой де­ятельности, улучшают общую работоспо­собность, дают возможность многократ­но повторять один и тот же материал. Дидактические игры, проводимые на уроках развития речи в 1 классе, дают возмож­ность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обога­щать словарь, но и активизировать по­знавательную деятельность.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи" »

Алексеева Оксана Сергеевна, учитель – дефектолог

ГБС(К)ОУ школа № 142 ( 8 вида)

Г.Казань

Тема: « Использование дидактических игр на уроках развития речи»







Использование дидактических игр на роках развития речи


В играх с предметами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результатов и выигрывать. Игровой процесс опосредован какой-либо задачей. Например в игре «Часы» - установка часовой и минутной стрелок на слоговой структурах, а так же образующих слово. Учебной задачей здесь в игре является закрепление представлений о слоговой структуре слов. навыка узнавания слогов «в лицо».

Исходя из игровой задачи школьники осуществляют игровые действия , которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, выполняя с ним действие, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука.

Педагогу необходимо поддерживать интерес и игре с предметами. Например, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку, если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. Здесь можно вводить новые предметы (игрушки). Можно предложить детям купить сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра с предметами будет еще более сложной (этот вариант для сильных учеников), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов. Выбор игр с предметами обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Приведем примеры игр с предметами.

Игра с мячом.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

(Игры см. приложение 7).

.Использование настольно-печатных игр

Применение на уроках русского языка настольно-печатных игр дает возможность более широко использовать слова и действия, расширять игровые задачи. Так в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, обозначающих целое слово.

Лото.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал;

2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик., арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, та­релка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус;

9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.


Использование словесных игр

Важным средством развития речи и мышления учащихся является использование словесных игр, например работа с загадками, шарадами, кроссвордами. Загадки расширяют круго­зор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.

Загадки способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к творчеству. Использование загадок не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес учеников к родному языку.

Любая загадка — это логическое уп­ражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам.

Для того чтобы доказать правиль­ность отгадки, необходимо подробное, последовательное логическое рассуж­дение. Без доказательства отгадка не полноценна. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, каким путем он шел, отга­дывая загадку ("Как ты догадался?", "Почему ты так решил?"). Для доказа­тельства нужно выделить в содержа­нии загадки все признаки предмета, ус­тановить связи между ними, сопоста­вить их с отгадкой. А иногда такие логи­ческие рассуждения не требуются, так как для отгадывания загадки ученикам бывает достаточно одного признака.

Загадки содержат огромный круг сведений о предметах и явлениях окру­жающего мира. Загадки знакомят уче­ников с величиной, цветом и другими признаками предметов, повадками жи­вотных. Вот примеры таких загадок:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Ягода.)

Словесные игры так же используются согласно целей, содержания и этапов урока. Приведем пример словесных игр используемых при изучении твердых и мягких согласных..

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие, согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял — На доске следы оставил.

(Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках Сушеные грибы.

(Белка.)

Был сперва водой, потом Прочным сделался мостом.

(Лед.)

Длиннохвостые крошки Боятся кошки.

(Мышки.)

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается —

В зелень одевается.

(Лес.)

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.

(Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Мишка.)

Таким образом, главной задачей СКОШ VIII вида явля­ется формирование у учащихся с нарушением интеллекта активной и самостоятель­ной мыслительной деятельности, от которой во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возмож­ности его социальной адаптации.

Учеников с нарушением интеллекта характеризует инерт­ность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, интеллектуальная пас­сивность, отсутствие интереса к мыс­лительной деятельности. Это можно объяснить не толь­ко своеобразием психического разви­тия детей с нарушением интеллекта, но и не­достатками обучения. Необхо­димо проводить обучение так, чтобы ус­воение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется в специальной школе, а на созна­тельном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использо­вать имеющуюся у них информацию. Не­обходимо повышать познавательную ак­тивность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.

Именно дидактическая игра является одним из путей повышения активно­сти и пробуждения интереса у детей с нарушением интеллекта 1 класса к учебному предмету. Дидактические игры, а именно игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры способствуют созда­нию у школьников положительного эмо­ционального настроя, вызывают добро­совестное отношение к выполняемой де­ятельности, улучшают общую работоспо­собность, дают возможность многократ­но повторять один и тот же материал. Дидактические игры, проводимые на уроках развития речи в 1 классе, дают возмож­ность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обога­щать словарь, но и активизировать по­знавательную деятельность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи"

Автор: Алексеева Оксана Сергеевна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Развитие учебной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями через дидактические игры."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_uchebnoi_deiatelnosti_u_detei_s_intellektualnymi_narusheniiami_cherez_d"
    ["file_id"] => string(6) "482480"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540793836"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие речи ребёнка как важное условие подготовки к обучению в школе "
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiie-riechi-riebionka-kak-vazhnoie-usloviie-podghotovki-k-obuchieniiu-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413707529"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства