методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи"
Методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи"
Использование дидактических игр на роках развития речи
В играх с предметами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результатов и выигрывать. Игровой процесс опосредован какой-либо задачей. Например в игре «Часы» - установка часовой и минутной стрелок на слоговой структурах, а так же образующих слово. Учебной задачей здесь в игре является закрепление представлений о слоговой структуре слов. навыка узнавания слогов «в лицо».
Исходя из игровой задачи школьники осуществляют игровые действия , которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, выполняя с ним действие, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука.
Педагогу необходимо поддерживать интерес и игре с предметами. Например, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку, если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. Здесь можно вводить новые предметы (игрушки). Можно предложить детям купить сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра с предметами будет еще более сложной (этот вариант для сильных учеников), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов. Выбор игр с предметами обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Приведем примеры игр с предметами.
Игра с мячом.
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным и возвращает мяч учителю.
Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.
(Игры см. приложение 7).
.Использование настольно-печатных игр
Применение на уроках русского языка настольно-печатных игр дает возможность более широко использовать слова и действия, расширять игровые задачи. Так в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, обозначающих целое слово.
Лото.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.
Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.
Важным средством развития речи и мышления учащихся является использование словесных игр, например работа с загадками, шарадами, кроссвордами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.
Загадки способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к творчеству. Использование загадок не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес учеников к родному языку.
Любая загадка — это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам.
Для того чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательное логическое рассуждение. Без доказательства отгадка не полноценна. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, каким путем он шел, отгадывая загадку ("Как ты догадался?", "Почему ты так решил?"). Для доказательства нужно выделить в содержании загадки все признаки предмета, установить связи между ними, сопоставить их с отгадкой. А иногда такие логические рассуждения не требуются, так как для отгадывания загадки ученикам бывает достаточно одного признака.
Загадки содержат огромный круг сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Загадки знакомят учеников с величиной, цветом и другими признаками предметов, повадками животных. Вот примеры таких загадок:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода.)
Словесные игры так же используются согласно целей, содержания и этапов урока. Приведем пример словесных игр используемых при изучении твердых и мягких согласных..
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие, согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Белый камушек растаял — На доске следы оставил.
(Мел.)
Пушистой маленькой хозяйке Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках Сушеные грибы.
(Белка.)
Был сперва водой, потом Прочным сделался мостом.
(Лед.)
Длиннохвостые крошки Боятся кошки.
(Мышки.)
За долиной на просторе
Он стоит зимою голый.
Лето начинается —
В зелень одевается.
(Лес.)
Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.
(Мяч.)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Мишка.)
Таким образом, главной задачей СКОШ VIII вида является формирование у учащихся с нарушением интеллекта активной и самостоятельной мыслительной деятельности, от которой во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Учеников с нарушением интеллекта характеризует инертность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Это можно объяснить не только своеобразием психического развития детей с нарушением интеллекта, но и недостатками обучения. Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется в специальной школе, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
Именно дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с нарушением интеллекта 1 класса к учебному предмету. Дидактические игры, а именно игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывают добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал. Дидактические игры, проводимые на уроках развития речи в 1 классе, дают возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи" »
Алексеева Оксана Сергеевна, учитель – дефектолог
ГБС(К)ОУ школа № 142 ( 8 вида)
Г.Казань
Тема: « Использование дидактических игр на уроках развития речи»
Использование дидактических игр на роках развития речи
В играх с предметами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результатов и выигрывать. Игровой процесс опосредован какой-либо задачей. Например в игре «Часы» - установка часовой и минутной стрелок на слоговой структурах, а так же образующих слово. Учебной задачей здесь в игре является закрепление представлений о слоговой структуре слов. навыка узнавания слогов «в лицо».
Исходя из игровой задачи школьники осуществляют игровые действия , которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, выполняя с ним действие, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука.
Педагогу необходимо поддерживать интерес и игре с предметами. Например, в игре «Купи игрушку» дети получают игрушку, если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. Здесь можно вводить новые предметы (игрушки). Можно предложить детям купить сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех. Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра с предметами будет еще более сложной (этот вариант для сильных учеников), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов. Выбор игр с предметами обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Приведем примеры игр с предметами.
Игра с мячом.
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным и возвращает мяч учителю.
Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.
(Игры см. приложение 7).
.Использование настольно-печатных игр
Применение на уроках русского языка настольно-печатных игр дает возможность более широко использовать слова и действия, расширять игровые задачи. Так в игре «Домино» игровой задачей будет правильная постановка фишек, обозначающих целое слово.
Лото.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.
Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.
Важным средством развития речи и мышления учащихся является использование словесных игр, например работа с загадками, шарадами, кроссвордами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.
Загадки способствуют формированию мыслительных операций, побуждают к творчеству. Использование загадок не только оживляет работу на уроке, но и повышает интерес учеников к родному языку.
Любая загадка — это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам.
Для того чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательное логическое рассуждение. Без доказательства отгадка не полноценна. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, каким путем он шел, отгадывая загадку ("Как ты догадался?", "Почему ты так решил?"). Для доказательства нужно выделить в содержании загадки все признаки предмета, установить связи между ними, сопоставить их с отгадкой. А иногда такие логические рассуждения не требуются, так как для отгадывания загадки ученикам бывает достаточно одного признака.
Загадки содержат огромный круг сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Загадки знакомят учеников с величиной, цветом и другими признаками предметов, повадками животных. Вот примеры таких загадок:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода.)
Словесные игры так же используются согласно целей, содержания и этапов урока. Приведем пример словесных игр используемых при изучении твердых и мягких согласных..
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие, согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Белый камушек растаял — На доске следы оставил.
(Мел.)
Пушистой маленькой хозяйке Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках Сушеные грибы.
(Белка.)
Был сперва водой, потом Прочным сделался мостом.
(Лед.)
Длиннохвостые крошки Боятся кошки.
(Мышки.)
За долиной на просторе
Он стоит зимою голый.
Лето начинается —
В зелень одевается.
(Лес.)
Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.
(Мяч.)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Мишка.)
Таким образом, главной задачей СКОШ VIII вида является формирование у учащихся с нарушением интеллекта активной и самостоятельной мыслительной деятельности, от которой во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Учеников с нарушением интеллекта характеризует инертность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Это можно объяснить не только своеобразием психического развития детей с нарушением интеллекта, но и недостатками обучения. Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется в специальной школе, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
Именно дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с нарушением интеллекта 1 класса к учебному предмету. Дидактические игры, а именно игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывают добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал. Дидактические игры, проводимые на уроках развития речи в 1 классе, дают возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.