Цель: систематизировать знания учащихся о грамматике русского языка; содействовать умению работать в группах, самостоятельно; развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширить лексический кругозор; делать выводы, прививать интерес к русскому языку, воспитывать коллективизм, чувство взаимовыручки.
Оборудование: карточки, высказывания о языке, интерактивная доска.
Ход игры 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если бы язык исчез. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек, - это материнский, или родной язык. Язык – это мысли и чувства народа, его история и культура. О ценности языка очень хорошо сказал Н. Доризо в своем стихотворении:
Любой язык по – своему велик-
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык.
Как самое на свете дорогое.
2. Конкурс «Закончи пословицы». Участникам раздаются конверты с заданиями.
1 команда. Задания:
1. Ветер горы разрушает, …. (слово народы поднимает).
2. Не спеши языком, а … (торопись делом).
3. Не учись безделью, а … (учись рукоделию).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра - соревнование "Язык – к знанию ключ" »
Язык – к знанию ключ
Цель: систематизировать знания учащихся о грамматике русского языка; содействовать умению работать в группах, самостоятельно; развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширить лексический кругозор; делать выводы, прививать интерес к русскому языку, воспитывать коллективизм, чувство взаимовыручки.
Оборудование: карточки, высказывания о языке, интерактивная доска.
Ход игры 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если бы язык исчез. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек, - это материнский, или родной язык. Язык – это мысли и чувства народа, его история и культура. О ценности языка очень хорошо сказал Н. Доризо в своем стихотворении:
Любой язык по – своему велик-
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык.
Как самое на свете дорогое.
2. Конкурс «Закончи пословицы». Участникам раздаются конверты с заданиями.
1 команда. Задания:
1. Ветер горы разрушает, …. (слово народы поднимает).
2. Не спеши языком, а … (торопись делом).
3. Не учись безделью, а … (учись рукоделию).
4. Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь).
5. Родная земля – (золотая колыбель).
2 команда. Задания:
Не гордись званием, а … (гордись знанием).
Человеческое слово, … (стрелы острее).
Язык и хлебом кормит, … (дело портит).
Ученье – свет, а … (неученье - тьма).
Хорошее слово, как … (день весенний).
3. Конкурс « Знатоков слов». Задание: образуйте как можно больше существительных единственного числа из букв слова.
Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке).
Каким ключом нельзя открыть замок? (музыкальным, скрипичным).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец).
Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (у рыб нет зубов).
2 команда
В каком слове сорок А? (сорока).
Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (добавить мягкий знак).
Что говори на всех языках мира? (эхо).
Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Как слова кисточка, ласточка записать в четыре клетки, чтобы в каждой клетке было бы не более одного знака?
5.Конкурс «Полиглот». Соревнуются капитаны команд. Задание: переведите фразеологизмы на казахский язык.
1 команда
Бить баклуши (босқа сандалу).
Рукой подать (қол сезім жер).
По горячим следам (жылы ізді суытпай).
Одержать победу (жеңіп шығу).
Прикусить язык (тіл тістету).
2 команда
Заячья душа (қоян жүрек)
Золотые руки (бармағынан бал тамған)
Пустая голова (су ми)
Зуб на зуб не попадает (тісі тісіне тимейді)
Ломать голову (бас қатыру)
6.Конкурс «Переводчики» Задание: переведите пословицы на русский язык.
1 команда
Сөз қадірін білмеген, өз қадірін білмейді.
Көз жетпеген жерге, сөз жетеді.
Тіл – көңілдің кілті.
2 команда
Жақсы сөз – жарым ырыс.
Көп сөз – көмір, аз сөз – алтын.
Жеті елдің тілін біл, жеті түрлі білім біл.
7. Подведение итога конкурса. Заключительное слово учителя:
«Нас всех объединяет чудо языка, - писал В. Костомаров, - язык – не просто звуки, в нем труд и пот, и муки, шум лесов, цветенье поля, волны радости народный. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу рассыпаться, забыть себя ».
Так давайте будем беречь родной язык и с уважение относиться к другим языкам.