Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-8 классах
«Конкурс знатоков»
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Учитель:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Учащиеся читают стихи:
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
-Ребята! Сегодня мы отправляемся в страну занимательной грамматики. Путь будет долгим, и если вы постараетесь интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
Вам надо быть очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те задания, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование между командами. А чтобы вам было веселее. Мы будем, играть состязаться в познаниях по русскому языку.
Представление участников. Представление судейской коллегии. Объявление условий игры.
Девиз нашей игры:
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания
Приветствие команд.
1 команда «Буквы»
Стоим мы вместе дружно, в ряд
Нас знает каждый из ребят.
Мы, буквы, рады вам помочь
И с вами мы дружить не прочь!
2 команда «Звуки»
Ты слышишь нас кругом и всюду
И в слове «мы» и в слове «буду».
Из нас построен весь язык
Мы звуки, мы важны для всех!
Разминка
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но, все же, не кошка. Что это за зверь? (Кот)
6. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
1 конкурс «Составь слово»
(составь слово, переставив буквы)
1 команда: кута (утка), одм (дом), ворд (двор), ватра (трава)
2 команда: блук (клуб), кокаш (кошка), елонь (олень), отр (рот)
2 конкурс «Колодец, дай воды напиться»
Долго ходили ребята по лесу, устали, захотели пить. Выслали они вперёд разведчиков поискать колодец. Колодец-то они нашли, да вот беда: не даёт колодец воды напиться, предлагает свою загадку: «Четвёртое - лишнее»:
1 команда: вода, водитель, подводный, водянистый.
2 команда: водить, наводнение, паводок, подводный.
3 конкурс «Тёмная комната»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
4 конкурс «Знаете ли вы пословицы?»
А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить.
1. Кто не работает – тот не ест.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1. Кончил дело – гуляй смело.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
1. Каши маслом не испортишь.
2. После драки кулаками не машут.
5 конкурс «Отгадай слова»
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Расписка)
6 конкурс “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”.
- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки.
Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.
Команда “БУКВЫ”
Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.
Команда “ЗВУКИ”
Вертолёт, сапоги, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.
7 «Грамматическая арифметика»
- Муравей приготовил вам грамматическую арифметику
100+г= ? 3+умф=?
3+котаж = ? 100+лб=?
Па+3+от= ? 100+рож=?
Кабан- ан + лук =? С+ место стоянки судов=?
Ква+рак-ак+тира=? Череп-п+муха=?
8. «Литературная» станция
ПРОДОЛЖИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.
- Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по две – три строчки, а вы будете продолжать и назвать автора.
1) У лукоморья дуб зеленый….
(Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.) А. ПУШКИН «У лукоморья.»
2) Чародейкою зимою…..
(Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит)
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»
3) Три девицы под окном….
(Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещенный мир
приготовила б я пир») А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатырке князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
4) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.) А. ПУШКИН «Зимний вечер»
9. «Узнай, о ком или о чём речь?»
1. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
2. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это? (Колесо)
3. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Вручение призов.
Учитель:
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!