Тема: Единственное и множественное число глаголов
Цели: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; аиализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Записываем соединения оро
В о р о бей, д о рога, в о рона, с о рока, м о розит, м о ро з , к о рова.
-Проверим, как вы написали словарные слова на доске и в тетради.
Дети проверяют каждое слово, сверяя с доской.
-Какое слово лишнее? Почему?
-Что такое имя существительное?
-Что такое глагол?
3.Формулировка темы и целеполагание.
- Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?
Записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.
Задание:
Разделите слова на группы
Читает поют
Пишет играют
Рисует убирают
-По какому признаку разделили слова?
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?
- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?
-Поставим задачи урока.
Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.
Учиться употреблять глаголы в речи.
4.Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 74.
Упр. 128 (с. 74).
Посмотрите лексическое значение слова мокнут в словарике.
Выполните задания по учебнику.
Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?
Сравните свой ответ с правилом в учебнике.
5.Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
(Одна бабочка была? А если много?
Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)
Утром бабочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Раз - росой она умылись,
Два - изящно покружились,
Три - нагнулись и присели,
На четыре – улетели.
6.Закрепление изученного материала
Упр. 129 (с. 75).
- Прочитайте задание к упражнению. Что будете делать? (Изменять глаголы по числам.)
- Прочитайте первую пару глаголов. На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? во множественном числе?
Выполните задание.
- Изменяя по числам глаголы, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)
Прочитайте правило.
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
7.Рефлексия
-Измените число глаголов.
Кусает, ходят, шумит, прыгнул, сверкает, смотрит, любит, срезают, делает.
8 .Подведение итогов урока
- Что нового узнали сегодня о глаголе?
- Чему научились на уроке?
- Кого хочется похвалить за активную работу на уроке?
9.Домашнее задание
Выполнить упр. 130 (с. 75).
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Работа в парах.
Подчеркните глаголы. Определите число глаголов.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.