Организационный этап | Психологический настрой. Рассказать о масленице . Чтение фрагмента стихотворения под музыку. Видя радость единенья Солнца, влаги, и стеблей, Дух твой будет как растенье, Взор засветится светлей. И войдёт в твои мечтанья Свежесть пышной новизны. Это — счастье, свиданье, Праздник Солнца и Весны! Вопрос: Какие чувства пробудили в вас эти замечательные строки? Обратите внимание на выделенные строки? Делают ли эти выразительные средства необычным стихотворение? Что автор называет радостью единенья? Ответ в последних строках (Праздник Солнца и Весны!) Учитель: Мы соприкоснулись с творчеством одного из самых проникновенных поэтов, тонко чувствующего как красоту природы, так и красоту, и поэтичность русского языка - Константином Бальмонтом. 2. Учитель: «Моими лучшими учителями в поэзии были: наша усадьба, сад, лес, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», - сказал Бальмонт о себе в 1910-е годы. Константи́нДми́триевичБальмо́нт( 1867 - 1942) — русский поэт-символист, переводчик и эссеист (автор, сочинитель эссе), один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века Символ - условный знак какого-нибудь понятия. Например, у Бальмонта, весна – символ возрождения; солнце – символ жизненной энергии, духа, пути (дороги) к совершенной жизни, прозрения. Поэзия Серебряного века - это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. 3. Записать в тетради цитату, выделить ключевые слова «Стихотворение 1924 года «Русский язык» представляет ряд … образов, в совокупности заключающих в себе не просто собирательный образ России, но самим звучанием создающих образ русского языка» (С. Петрова. Образ русского языка в творчестве К.Д. Бальмонта) | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | После чтения стихотворения №1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание». Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки | Презент Презентация для создания позитивного настроя rustih.ru›konstantin-balmont-russkij-yazyk/ Учебник, аудиозапись стихотворения «Родной яз Упражнение 4, стр103 |
Изучение нового материала | 1. ГОбъединение вгруппы. Учащиеся слушают стихотворение К. Бальмонта «Русский язык»(2 раза) и заполняют таблицу «Что такое русский язык в понимании К.Д. Бальмонта? Русский язык –язык… ». Учитель заранее в 2-3 экземплярах должен распечатать ответы (по 1 набору ответов для каждой группы).Учащиеся подбирают нужные ответы, пока читается стихотворение (2 раза).Они должны заклеить правильно под каждым определением русского языка свои ответы. Победитель та группа, которая внимательно прослушала текст и правильно распределила ключевые слова Ф. Самооценивание 2. Г. Деление на 3 группы (по 9 слов каждой группе) Учащиеся выполняют словарную работу. Задание №1. Групповая работа запомнить определения слов и рассказать друг другу. Каждая группа выходит к доске и объясняет значения слов, опираясь на иллюстрации для подробного понимания. Обратная связь: учащиеся 3 групп могут по очереди задавать вопросы, выяснить, насколько хорошо группы понялизначения слов. Учитель наблюдает за ответами каждой группы, фиксирует полные ответы учеников (корректирует учащихся, которым требуется поддержка). Например, 1 группа (9 своих слов) задает вопросы 2-3 группам 2 группа (9 своих слов) – 1-3 3 группа (9 своих слов) – 1-2 Таким образом, учащиеся узнают больше слов и их значений. Критерий оценивания | Дескрипторы | понимает содержание прослушанного стихотворения | определяет ключевые слова и соотносить с основным содержанием текста; | Понимаетзначения слов социально- культурной тематики | объясняет значения слов. | Примечание: учитель должен заранее распечатать или показать на слайдах иллюстрации. Это сложное стихотворение, поэтому сопроводительный показ иллюстраций обязателен для понимания значения слов социально- культурной тематики. 1 группа 1) Раздолье - простор, широкое свободное пространство. 2) Клёкот орла – крик орла 3) Волчий рык - дикий, грозный рёв (- протяжный, громкий вой- крик) волка 4) Богомолье – поклонение церковным реликвиям, святыням. 5) Ладан богомолья - ароматический дым при богослужении 2 группа 1) Провидящее сердце – предсказывающее, угадывающее наперед 2) Гул воды - не вполне ясный, сливающийся шум. 3) Молодица - молодая замужняя женщина-крестьянка (- женщина, занятая в сельском хозяйстве) . 4) Канун – 1.День перед праздником."Канун Нового года" 2. переносное значениеВремя, предшествующее какому-нибудь событию (в стих. в этом значении) 5) Зарница - отдалённая мгновенная вспышка на небосклоне — отблеск молний дальней грозы. 3 группа 1) Савраска – лошадь красно-рыжего цвета 2) рысак – породистая лошадь, которая бежит рысью 3) 4) Ярит борзых и гончих доезжачий Доезжачий - старший псарь на охоте ярит, т.е. яростно погоняет охотничьих псов (борзых и гончих), заставляет их очень быстро охотиться на зайцев, оленей, кабанов и др. 5) Рог охотничий служит для подачи сигналов на охотах псам (охотничьим собакам). Задание №2.Индивидуальная работа Докажите, что тип речи - художественное описание. Какие прилагательные, помогающие точно и объективно нарисовать предмет, используются поэтом? Выпишите их. Критерий оценивания | Дескрипторы | понимает определение художественного описания | определяет и находит прилагательные | Задание №3.Парная работа Создайте «Словарь настроений» Какое настроение возникло у вас при чтении данного стихотворения? Опишите свои чувства, продолжив предлагаемую «цепочку настроений». Гордость - восторг - … Критерий оценивания | Дескрипторы | понимает содержание прослушанного стихотворения | определяет и описывает чувства авторв | | Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Работают в группах, угадывает правильное определение слов. Ученики выполняют задание индивидуально Дети решают задание в парах | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание За каждый прав. ответ 1 балл каждой группе(5 - макс.балл) После ответа учащиеся показывают большой палец: плохо удовлетворительно отлично. 2 - макс. балл 3 - макс.балл | Презентация ParnasSe.ru›Классика›…-ruskii-jazyk.html Слайды А4 листы Маркеры Листы самооценивания Учебник «Русский язык и литература» для 6 класса с нерусским языком обучения. Изд. «Атамұра» Жанпейс У., Есетова С., Озекбаева Н., Ерболатова А. 2018г. Стр.101 |