Урок русского языка
4 класс
Тема: Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.
Цель:
Совершенствование умения пользоваться алгоритмом выбора безударного падежного окончания.
Задачи:
- Тренировать умения детей выбирать безударные падежные окончания существительных путём выполнения тренинговых заданий.
- Формировать навык контроля и самоконтроля.
- Получить новое знание о празднике Всемирный день родного языка.
Ход урока
Примечания
- Организационный момент
Здравствуйте, дети, у нас сегодня урок русского языка. Нам предстоит поработать в команде. Кто знает, что значит работать в команде? (вместе, дружно, помогать друг другу, если будут затруднения)
- Актуализация знаний.
Я приглашаю вас на урок-праздник! Да, да, совсем скоро, 21 февраля во всём мире будут праздновать день родного языка. А что значит родной язык? (Тот, на котором мы говорим).
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Константин Бальмонт
К празднику готовятся задолго до его наступления. Как? Скажите, какие атрибуты праздника вы знаете? (торт, гости, подарки). Какие подарки мы можем подарить родному языку? (Знать его, уметь правильно говорить, правильно писать)
- Сообщение темы урока и постановка задач урока.
Кто готов начать подготовку к празднику? Я тоже приготовила вам подарок – это тетрадь по русскому языку. Она вам останется на память. Подписать.
Нужно подготовить угощение – испечь торт. Чтобы испечь торт, вы поработаете в паре и измените слово торт. Сколько минут нужно на работу?
Что получилось? Как изменяли? По числам, по падежам – склоняли.
Прочитать, обратить внимание на ударение. Где можно уточнить произношение слова? (В орфоэпическом словаре)
Я приготовила вам ещё один подарок – это выставка разных словарей. Вы рассмотрите их на перемене.
Известный французский писатель Анатоль Франс сказал о словарях «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке»
Поставьте в слове торт и его формах ударение. Какую орфограмму увидели?
Безударное окончание в род., твор., предл. падежах – требует проверки.
Это и есть тема урока.
Безударные гласные в окончании существительных в единственном числе.
Тема не новая, и какими-то знаниями вы уже владеете, но всегда можно узнать и научиться чему-то новому.
Определите задачу на урок для себя.
(ответы детей)
Как член нашей команды я обобщу ваши задачи и добавлю свою.
- Будем учиться правильно, писать падежные окончания существительных.
- Получать новое знание о Всемирном дне родного языка.
- Работа по теме урока.
На праздниках не только дарят подарки, но и развлекают гостей конкурсами.
Кто любит конкурсы? На столе лото, в паре внимательно прочитайте и соотнесите действие с его порядковым номером.
- (Восстановите, пожалуйста, алгоритм, по которому мы будем работать.)
Чтобы выбрать букву в безударном падежном окончании, нужно:
1.Определить склонение
2.Определить падеж
3.Выбрать букву
4.Записать, выделить окончание.
Приведите пример, как выбрать окончание.
Этот ответ был замечательным подарком для русского языка и вашей команде вручается новое знание.
К празднику готовят поздравления. Прочитайте текст. Какова его основная мысль?
(русский язык – родной нам и любимый)
Родной язык, он звучит как музыка. Он впитан с молоком матери, с первыми сказками, колыбельными песнями. Он помогает нам выражать свои мысли. Он пробуждает к жизни наши чувства.
Не зря И.С.Тургенев сказал о нашем языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»
Наш родной язык очень красив. Знать его – значить владеть могущественным оружием.
Насколько вы вооружены? Кто хочет проверить себя?
Предлагаю поработать по рядам. (сущ. записать в нач. форме)
Назвать сущ. и доказать правильность своего ответа.
ФИЗМИНУТКА. Мальчики берут карточки одного цвета и составляют пословицу, а девочки – другой цвет.
О русском языке говорили многие великие люди.
В ваших тетрадях есть несколько высказываний. Прочитайте их. Какое высказывание вам понравилось? Прочитайте вслух.
Хотите ли вы попробовать сами составить красивое высказывание? Новый конкурс для вас.
В тетради есть предложения, в которых не хватает слов. Где мы можем их взять? (те слова, которые выписывали сейчас. Можете советоваться с партнёром). Сколько времени нужно для работы?
Поменяться тетрадями.
Прочитать что получилось, доказать с опорой на алгоритм, правильность написания окончания.
Какие знания и умения помогли вам выполнить это задание?
(склонение, падеж, слова - помощники)
А ещё вам помогала дружба, взаимопомощь.
Но русский язык нужно знать каждому. Кто готов подарить родному языку ещё один подарок?
Тест. В тетради.
Проверка с доской, самооценка.
Подходит конец урока. Посмотрите на свои оценки – смайлики, которые вы получали. Оцените себя. На доске смайлики. Взять магнит и поставить под смайлик.
Какие цели вы ставили для себя, удалось ли их достичь?
Настала пора озвучить новое знание, которое получила наша команда. (прочитать)
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном всем вам я пожелаю:
Люби язык, храни на день и на века!