Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса.
«В мире слов. Слова- двойники, слова- спорщики, слова – друзья».
ЦЕЛЬ: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: интеллектуальная игра.
ХОД МЕРОПИЯТИЯ:
Ведущий. Нашу встречу хочется начать с пословиц (текст пословиц на доске).
Он и поит и кормит. Он и до Киева доводит. О чем эти пословицы?
Дети. О языке.
Ведущий. Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет, а до победы. Главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык- это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоничность.
Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: « Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние передано нам нашими предшественниками».
«…Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, напев, и звон, и ладан богомолья».
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР (для 1 тура)
Условия отборочного тура: правильно ответивший на вопрос ученик становится участником первого тура.
Вопросы. 1.Сколько букв в русском алфавите? 2.Часть слова, стоящая перед корнем?
3. Сколько всегда мягких согласных в русском языке?
ПЕРВЫЙ ТУР.
Представление участников первого тура.
Ведущий. Я расскажу вам о словах - двойниках. В русском языке встречаются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, например: ключ (от дверей) и ключ (родник). Как называются эти слова? (омонимы)
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
Вопросы (для 2 тура) 1.Какой знак препинания используется чаще всего в конце
предложения? (точка) 2.Значок - обозначение звуков на письме? (буква)
3.Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
ВТОРОЙ ТУР.
Представление участников второго тура.
Ведущий. В русском языке существуют не только одинаковые по звучанию слова, обозначающие разные предметы и явления, но и разные по звучанию слова, которые служат для обозначения одного и того же предмета (лошадь – конь), признака (старый - дряхлый), действия (строить – сооружать). Как называются эти слова? (синонимы)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
7. Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).
8 . Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.
Например: всегда - постоянно, вечно, вовек.
У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
РЕБЁНОК
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
БЕЖАТЬ
ХОРОШО
ОХРАНЯТЬ
БУРАН
КРАСИВЫЙ
ГРУСТНО
Проверка.
РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречь
БЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо
ОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить
БУРАН – вьюга, метель,
КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
Вопросы (для 3 тура). 1.Существительное в именительном падеже в предложении является? (подлежащим)
2.Пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, е, я, ю. (разделительный ъ знак)
3.Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении? (окончание)
ТРЕТИЙ ТУР.
Представление участников третьего тура.
Ведущий. Как называются слова разные по звучанию и имеющие противоположное значение? (антонимы)
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Антонимы – слова, с противоположным значением.
Сыграем в игру «Противоположные слова». Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.
Большой — маленький.
Низкий — высокий.
Белый — черный.
Хороший — плохой.
Какой частью речи являются эти слова?
Мальчик — девочка.
Зима — лето.
Друг — враг.
Холод – жара.
- К какой части речи относятся данные слова?
Бездельничать – работать.
Огорчаться – радоваться.
Сидеть - стоять
Какой частью речи являются эти слова?
Далеко – близко.
Высоко – низко.
Какой частью речи являются эти слова?
У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, антонимы – наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
Динамическая пауза «Игра наоборот».
1. Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2. Вперед – назад
3. Вниз – вверх
4. Назад – вперед
5. Сесть – стоять
6. Подпрыгнуть – присесть
ФИНАЛ.
Ведущий. В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устаревших слов, теперь уже непонятных. Но знать их надо: они употребляются в художественной литературе. Как в старину звучало слово ребенок? (Чадо).
Лексика – это наука о словах. Каждое слово обозначает лексическое значение .
Я выбрала из словаря толковое значение слова. Ваша задача отгадать о чём идёт речь.
1. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме (осень).
2. Опадание листьев у деревьев (листопад).
3. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (дождь).
4. Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья (снег).
5. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом слов (словарь).
6. Делающий добро другим, отзывчивый (добрый).
7. Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями (птица).
8. Одиннадцатый месяц календарного года (ноябрь).
9. Состояние атмосферы в данном месте, в данное время (погода).
10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).
Наше мероприятие подходит к концу. Сегодня вы научились находить синонимы и антонимы, которые очень помогут вам украсить вашу речь, избегать в речи повторов. И в конце я хочу вам сказать слова в виде антонимов и синонимов:
На свете люди бывают разные: здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
Награждение победителей.