kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из форм функциональной грамотности является грамотность поведения в ЧС. Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, необходимо научить их применять свои знания в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях»

Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

Школа Казахстана обеспечивает учащихся необходимым багажом знаний (что подтверждается результатами различных исследований, в 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA), но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. В то же время в исследовании TIMSS казахстанские школьники демонстрируют высокие результаты. Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. В настоящее время период удвоения знаний составляет 10 лет, а период их «полураспада» не превышает 3-5 лет. Это обусловлено как стремительным развитием науки и техники, так и быстрым моральным устареванием учебной литературы, слабо связанной с проблемами повседневной практики человека. Учитель не может дать того, чего не имеет сам. 

Функциональная грамотность — способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает, говоря словами В.А.Сухомлинского, «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». В отличие от элементарной грамотности как способности человека читать, понимать, составлять тексты и осуществлять арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений, навыков, обеспечивающий нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

    Так функциональная грамотность становится по значению входом в образование и образованность, а по сути — мерой культурного развития нации, страны, группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека.

Какие же формы функциональной грамотности существуют?

  • Общая грамотность.

  • Компьютерная грамотность. 

  • Информационная грамотность. 

  • Коммуникативная грамотность. 

  • Грамотность при овладении иностранными языками. 

  • Бытовая грамотность. 

  • Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 

  • Общественно-политическая грамотность.

  • Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

     В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. 

Функциональная грамотность:

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма; 

2) направлена на решение бытовых проблем; 

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач; 

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения. 

Как проявляется недостаток функциональной грамотности? 

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, терминалом и др.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью
1.Способность выбирать и использовать различные технологии. 
2.Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 
3. Способность учиться всю жизнь.

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В Законе «Об образовании» РК и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Однако,ряд исследований показывает, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. Казахстанские школы обеспечивают учащихся необходимым багажом знаний, но не всегда формируют умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. В частности, результаты исследования по программе PISA —2009 свидетельствуют о том, что выпускники в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи; теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Приоритетной целью школьного образования должно стать формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности,технологии продуктивного чтения,пирамида Блума, приемы работы с текстом, равивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием  «  Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозироватьприемы:

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

«Составление кластера».

«Ромашка Блума»

Развивает умение задавать вопросы  прием

«Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые- неоднозначных, развернутых ответов.

 

Тонкие

Толстые

кто

дайте объяснение почему

что

почему вы думаете

когда

в чем разница

возможно

предположите что будет, если

какой

что если

 

Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

К  приемам  письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.

  1. Стихотворение по алгоритму.

4.Письмо по кругу.

  1. Синквейн

Как уже было сказано, одной из форм функциональной грамотности является грамотность поведения в ЧС. Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, необходимо научить учащихся применять свои знания в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

На территории Казахстана встречаются более 20 видов опасных гидрометеорологических явлений. Это - сильные ветры, шквалы, смерчи, пыльные бури, ливни и грозы, град, засухи, заморозки, снегопады, метели, гололедно-изморозевые явления, туманы, сильные морозы, наводнения, снежные лавины, сели и другие.

При формировании функциональной грамотности на уроках русского языка можно использовать тексты, связанные с ЧС, подобрать к ним различные задания, чтобы повторить пройденный теоретический материал, например:


Текст № 1.
Землетрясение - это подземные т…лчки и к…лебания з…мной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в з…мной к…ре или верхней мантии и передающиеся на б..льшие расстояния в виде упругих к…лебаний.

          При землетрясениях лопаются и выл…тают стекла, с полок падают л…жащие на них предметы, шатаются книжные шкафы качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках по…вляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10-20 секунд тряски подземные т…лчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотр…сений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20 секунд. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения.

Задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Объясните правописание безударных гласных в корне слов.

  3. Выделенные слова разберите по составу.

  4. В выделенном предложении найдите имена существительные и определите падежи.



Текст № 2.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЮ

          Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи. 

          Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находится рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

Задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Составьте план к нему.

  3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

  4. Объясните правописание выделенного слова..


Текст №3.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.  



          Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15-20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице - оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. 

          Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети - укройте их собой. Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками - при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей. 

Задания:

  1. Прочитайте текст.

  2. Выпишите сложные предложения и объясните знаки препинания.

    Текст № 4.

              По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны возможного катастрофического затопления в назначенный безопасный район или на возвышенные участки, местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем - вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время - световым сигналом и периодически голосом. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств. Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа. Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим. 

Задания:

    1. Прочитайте текст, озаглавьте.

    2. Найдите предложения с обособленными членами.

    3. Объясните правописание приставок в выделенных словах.

    4. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.



Текст № 5.
  
    
  Что нужно делать при угрозе наводнения.


    
   Надо постараться приготовить всё, что может оказаться полезным: плавательные средства (надувные лод(т)ки, спасательные круги и жилеты, пластиковые бутылки, автомобильные шины; запасные колёса и т. п.), сигнальные средства (электрические фонарики, свистки, ракетницы и т. п.), верёв(ф)ки, лес(т)ницы, запас еды и тёплые вещи. 
    Что нужно делать во время наводнения?

 Прежде всего, не надо поддаваться панике, а чётко 
   следовать указаниям спасательных служб(п) и находящихся рядом взрослых. 
     Нужно подняться как можно выше: забраться на крышу дома, на верхушку дерева, на вершину горы или холма. 
    Лучше оставаться вблизи того места, где вас настигла вода, тогда спасателям будет легче вас обнаружить и оказать помощь. 
      Ни в коем случае нельзя прятаться в замкнутых помещениях (кладовках, комнатах с решётками на окнах и т. п.), так как они могут быть полностью затоплены водой. 
    
   Если опасность оказаться в воде велика, то надо снять тяжёлую и неудобную одежду и разуться. Попробуйте засунуть под рубашку и в брюки лёгкие плавающие предметы (например, пустые закрытые пластиковые бутылки, мячики и т. п.) - это позволит лучше держаться на воде даже тем, кто не умеет хорошо плавать. 
    
   Надо чётко запомнить: прыгать в воду следует только в крайнем случае, лучше - по команде взрослых и под ИХ присмотром. Прежде чем соскользнуть в воду, сделайте глубокий вдох и попытайтесь ухватиться за первый попавшийся плавающий предмет (ствол дерева, доску, дверь, стол) или – ещё лучше - взобраться на него. Постарайтесь не погружаться в воду с головой.

Задания:

1.Прочитайте текст.

2. Объясните правописание указанных слов.

3. Выпишите пять словосочетаний с разными видами подчинительной связи, указав главные и зависимые слова.

4.Найдите причастие и ответьте, какими признаками обладает причастие.

5. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.



Текст № 6.


Как действовать во время метели.


Метель – это перенос снега ветром. Очень часто метель сопровождается снегопадом. Последствия метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на дорогах, прерывается связь, нарушается нормальная жизнь людей.

Если началась метель, вы должны запомнить свои действия: 
1. Не выходи из дома. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Убери с балконов вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. 
2. Приготовь свечи и фонари. 
3. Если ты едешь в машине, остановись и пережди это природное явление. 
4. Если метель застала тебя на улице, беги в ближайшее здание. После метели в условиях снежного заноса постарайся выбраться самостоятельно.

Во время пурги опасно прятаться в снежных ямах, пещерах и других убежищах, так как их может замести многометровым слоем снега. Пещеры следует строить только на открытых площадках, там, где исключены сильные заносы. Во время пребывания в таких убежищах надо обязательно контролировать толщину снежного покрова, протыкая потолок чума, и расчищать вход и вентиляционное отверстие. 
В критических ситуациях можно зарыться в сухой снег полностью. Необходимо надеть на себя все теплые вещи, сесть спиной к ветру, укрыться полиэтиленовой пленкой или спальным мешком, взять в руки длинную палку и позволить снегу заметать себя. При этом надо постоянно расчищать палкой вентиляционное отверстие и расширять объемы образовавшейся снежной капсулы, чтобы всегда иметь возможность выбраться из снежного заноса.

До того как сесть в сугроб – убежище, надо отыскать ориентиры на местности в направление к ближайшему жилью и запомнить их расположение. Можно выложить из подручных материалов стрелку – ориентир, чтобы впоследствии, раскопав снег, установить направление населенного пункта. Такую же стрелку нужно выложить внутри капитального снежного убежища. Помните, пурга может очень сильно изменить вид местности, и если сразу ты не зафиксируешь направление своего будущего маршрута, потом это сделать ты не сможешь. Нельзя пережидать пургу на ногах. Рано или поздно ты потеряешь ориентировку, устанешь физически, присядешь отдохнуть и замерзнешь.

Задания:

  1.   Прочитайте текст.    

  2. Перескажите его содержание.

  3. Найдите и объясните правописание слов с чередующимися гласными.

  4. Объясните  правописание выделенных слов.

  5. Найдите синонимы к слову метель.

  6. Найдите и объясните правописание слов с непроизносимой согласной.



Текст № 7.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ.



Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. 

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой. 

Задания:

1.Прочитайте текст.

2.Составьте план к нему.

3.Перескажите текст по составленному плану.

4.Объясните расстановку знаков препинания.

5.Найдите глаголы и определите наклонение.

6.Найдите предложение с однородными членами и объясните расстановку знаков препинания в них.



Текст № 8.

Как вести себя при пожаре.



Большинство пожаров происходит в жилых домах. Причины их практически всегда одинаковы - обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы.

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор - прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.Помните!Горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться. Проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит огню силы. Если горят другие электрические приборы или проводка, то надо выключить рубильник, выключатель или электрические пробки, и после этого вызвать пожарных.

Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты - это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или пригнувшись.

Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается,немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.

Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону к соседям. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!

Еще один путь спасения-через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса.

Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.

Задания:

1.Прочитайте текст.

2.Составьте план к нему.

3.Перескажите текст по составленному плану.

4.Объясните расстановку знаков препинания.

5.Найдите глаголы и определите наклонение.

6.Найдите глаголы неопределенной формы.

7. Напишите краткое изложение текста.

Текст № 9.

Как вести себя в грозу.

Прежде всего избегайте открытых мест! Если же вы все-таки оказались во время грозы вне помещения, то постарайтесь укрыться в небольших углублениях, у подножия высоких склонов, в лесу. Крайне опасно находиться на возвышенном месте (например, на вершине холма), возле металлических конструкций (например, у железной ограды), прятаться под одиноко стоящими деревьями и под навесами! Очень опасно очень опасно работать га тракторе в открытом поле. Люди, находящиеся в автомобиле, лучше защищены от поражения молнией.

 Даже находясь во время грозы в защищенном помещении, соблюдайте дополнительные меры предосторожности: выключите из сети телевизоры, радиоприемники и другие электроприборы, не пользуйтесь телефоном, не прикасайтесь к водопроводным кранам, не находитесь возле дымоходов и печей.

Удар молнии может привести к остановке сердца. Об этом свидетельствуют следующие признаки: неподвижные, чаще всего расширенные зрачки не реагируют на свет, не прощупывается пульс на сосудах, в том числе на сонной артерии, отсутствует сознание и дыхание. В этом случае немедленно начинайте одновременно делать закрытый массаж сердца и искусственное дыхание.





Задания:

1. 1.Прочитайте текст.

2.Составьте план к нему.

3.Перескажите текст по составленному плану.

4.Объясните расстановку знаков препинания.

5.Найдите глаголы и определите спряжение.

6.Найдите предложения с обособленными обстоятельствами и объясните расстановку знаков препинания в них.

При использовании текстов на уроках русского языка кроме основных умений, процесс чтения текста предполагает формирование и таких умений, как выразительно читать текст вслух; владеть разными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текстом), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержания текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное понимание текста — до 100% понимания информации); прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, подзаголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста (сноски, комментарий к тексту, таблицы, графики).

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста, текст поэтапно анализируется:

  • уточняются тема и основная мысль;

  • проводится словарная работа;

  • составляется план текста;

  • выразительное чтение текста;

  • ответы на вопросы учителя;

  • пересказ текста

Все виды пересказа текста.

Все формы учебного диалога

Доклады и сообщения

Ролевые и деловые игры

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов

Обсуждение, дискуссия,

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ

Телекоммуникационные тексты, сообщения

Участие в конкурсах сочинений.

Например:



Как вести себя при лесном пожаре.



Лес – наше богатство!

Берегите лес от пожара!

    Этот лозунг известен всем с детства. Но, тем не менее, из года в год с приходом весны и жарких солнечных дней то - там, то тут вспыхивают лесные пожары.

    Обнаружив пожар в лесу, не впадайте в панику. Сначала быстро проанализируйте обстановку. Надо подняться на возвышенную точку рельефа или влезть на высокое дерево, отыскать местонахождения очага пожара, определить направление и скорость распространения огня, заметить расположение водоема, опушки, населенных пунктов.

     Если отрезан путь, то укрываться от пожара следует на островах, отмелях, в болоте, на скальных вершинах и т.п. Места укрытий выбирайте подальше от деревьев, когда обгорают корни, они могут бесшумно падать. При приближении огня обильно смочите водой одежду, ложитесь в воду, но не рядом с камышом. На мелководье, завернитесь с головой в спальный мешок, предварительно помочив его и одежду водой. Оказавшись в очаге, периодически переворачивайтесь, смачивайте высохшие участки одежды, лицо защищайте многослойной повязкой, лучше из марли, которую постоянно смачивайте. При попадании в очаг, снимите с  себя всю нейлоновую, капроновую и прочую плавящуюся одежду, избавьтесь от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения.

      Если вы наткнулись в лесу на небольшой пожар, надо принять немедленные меры, чтобы остановить его и одновременно, если есть возможность, послать кого-нибудь за  помощью в ближайший населенный пункт или лесничество.

 Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, задания расширяют возможности учителя в осуществлении подготовки функционально грамотной личности при столкновениях с ЧС в процессе обучения русскому языку . Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля. Большое количество учащихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизнедеятельности.

Ведь не зря в послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях

Автор: Алшембаева Бахытжамал Абдулловна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Правила поведения в ситуациях криминогенного характера"
    ["seo_title"] => string(60) "pravilapoviedieniiavsituatsiiakhkriminoghiennoghokharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "259858"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448829951"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Классный час. Безопасность и чрезвычайные ситуации"
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyichasbiezopasnostichriezvychainyiesituatsii"
    ["file_id"] => string(6) "275396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452573085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Программа "Жизнь без опасностей" по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге. МАДОУ г.Нижневартовска детский сад № 32 "Брусничка" "
    ["seo_title"] => string(164) "proghramma-zhizn-biez-opasnostiei-po-formirovaniiu-u-doshkol-nikov-osnov-biezopasnogho-poviedieniia-na-doroghie-madou-gh-nizhnievartovska-dietskii-sad-32-brusnichka"
    ["file_id"] => string(6) "178797"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424881370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование дидактических материалов учащимися  для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» "
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-matierialov-uchashchimisia-dlia-riealizatsii-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "200166"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428741106"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Огонь, вода и газ. "
    ["seo_title"] => string(17) "oghon-voda-i-ghaz"
    ["file_id"] => string(6) "190940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427232748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства