Учитель МБОУ «Школа № 54» г. Курска Мамонтова Т.Л.
Тема урока: Огонь, вода и газ.
Ход урока:
1.Мобилизирующий этап.
-Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня гости, мы гостям всегда рады, я желаю, чтобы урок прошёл с пользой для всех присутствующих. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поприветствуйте их своими улыбками.
2. Актуализация знаний.
-Мы закончили изучать важный раздел - наше здоровье: изучили организм человека, работу его органов, познакомились с правилами здорового образа жизни. Тест показал хороший уровень теоретических знаний по разделу, но хочу ещё раз напомнить вам том, что необходимо воспитывать в себе привычку выполнять те правила, которые изучили. Мир, в котором мы живём полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью или даже нашей жизни. Каждый день мы можем услышать по радио или телевидению, прочитать в газетах или интернете об авариях, стихийных бедствиях, происшествиях, которые повлекли за собой человеческие жертвы и огромный материальный ущерб.
-Ребята, попробуйте дать определение -что такое опасность? (Мнения).
Это ситуация, в которой возможна угроза здоровью и жизни хотя бы одного человека.
-А как вы понимаете выражение «чрезвычайная ситуация»? ( Мнения).
Чрезвычайная ситуация-это обстановка, сложившаяся в результате какого-то бедствия, аварии, катастрофы, которая повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью человека и природе, материальные потери.
Попробуйте найти различия в этих понятиях.
Опасность – это ситуация, которая угрожает, а чрезвычайная ситуация-это то, что уже произошло.
А ещё есть выражение - «человеческий фактор». Как вы его понимаете?
Вывод: есть опасности, которые возникают по вине природы, но в большинстве случаев – по вине человека.
3.Постановка учебной цели.
а). - Как вы думаете-почему сегодня мы говорим именно об этом ? ( Мнения).
Никто из нас не застрахован от опасности-тогда наше здоровье, наша жизнь будет зависеть от грамотных действий. Чтобы повысить свою защищённость от опасностей необходимо овладеть навыками грамотных действий в случае опасности. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке и последующих уроках в разделе «Наша безопасность».
б). Работа с учебником - изучение целей 2 части учебника.
Итак, первая тема-Огонь, вода и газ.
3.Исследовательская работа в творческих группах.
а) Работа в творческих группах.
-Вы будете работать в группах - исследовать проблему « Огонь - наш друг или враг?».Вы должны выяснить это и представить доказательства.
Проверка.
б) Давайте ещё раз убедимся в этом. Посмотрите, пожалуйста, сюжет.
Презентация 1. « Огонь-друг, огонь- враг».
Физминутка. Глаза.
в) Работа с учебником.
А теперь прочитаем об этом в учебнике-с. 4-5.
Действия, если пожар в другой квартире:
1.Не пустить дым в свою квартиру.
2.Заткнуть щели мокрыми тряпками и вызвать пожарных.
3.Если нет телефона, открыть окно или балкон - звать на помощь, кричать и махать полотенцем.
4.Включение нового в систему знаний.
Игра - отработка действий - звонок по телефону.
-Ребята, давайте попробуем отработать навык действия в случае пожара. У вас есть карточка с планом-напоминанием – как действовать. Поработайте в группах.
( Одна пара у доски).Проверка. Оценка.
-А сейчас ещё раз закрепим знания по противопожарной безопасности. Работать будем по таблице - вспоминать действия при пожаре. ( Ученик у доски).
-Какие ещё опасности могут возникнуть в квартире или доме? ( Мнения).
- Может кто-то приготовил информацию по теме?
-Панкова Полина покажет презентацию «Домашние опасности» (Вода).
Давайте прочитаем об этом в учебнике-с.5-6.
г) Работа в тетради на печатной основе-с.3 №1, 2.
Проверка у доски. ( Одна пара, остальные проверяют и сигнализируют фишкой).
д) Продолжаем работать в парах.
-У вас есть таблица « Причины опасности». Поставьте крестик в нужную графу.
Проверка. Оценка.) ( Одна пара у доски, остальные проверяют и сигнализируют фишкой). Физминутка.
5.Закрепление.
1. Игра с фишками.
-Ребята, я вам даю утверждение , как бороться с опасностью, а вы показываете фишку - какая это опасность.
1.Набросить одеяло.
2.Кричать и махать полотенцем.
3.Пробираться ползком. 4.Завернуть вентиль.
5.Позвонить диспетчеру.
6.Проветрить помещение.
2.Игра «Что? Где? Когда?». Презентация.
-Я буду открывать номера с ответами, а вы попробуйте сформулировать вопрос или утверждение по теме нашего урока.
Каждая группа открывает номер и по тексту формулирует вопрос или утверждение.
Лесной пожар. Правила поведения.
6.Итоги урока:
-Ребята, о чём важном и значимом мы говорили сегодня на уроке?
Что главное в этой теме? Мнения.
Вывод: не допускать возникновения опасности, предусматривать и предугадывать её.
7.Рефлексия.
-Кто запомнил, как нужно действовать при домашних опасностях?
-А какая ситуация тебе кажется самой опасной?
Вывод: не допускать возникновения опасности, предусматривать и предугадывать её.
8.Домашнее задание : уч. с.4-7, т.с.4.( В задании №4 начертить план эвакуации в случае опасности, он находится на 1 этаже).
6.Итоги урока:
-Ребята, о чём важном и значимом мы говорили сегодня на уроке?
Что главное в этой теме? Презентация 3.
7. Рефлексия.
-С помощью полосок покажите, как работалось на уроке.
8. Домашнее задание: уч. с.4-7,т. с. 4. ( Пояснить задание об эвакуации).