Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Конспект урока ОБЖ в 10 классе.
Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.
Объяснить и закрепить правила поведения при
террористическом акте.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.
Изучение нового материала.
Фронтальная беседа.
– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?
– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?
– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание
преступников и хулиганов.
– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?
– Как вести себя на улице в тёмное время суток?
– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.
– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?
Криминальный, криминогенный — значит преступ¬ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра¬вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из¬бегать их по возможности, действовать грамотно и ре¬шительно — позволяет уберечь себя от преступлений.
Дать ка¬кие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно. Можно только отме¬тить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.
Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья¬ков, необходимо соблюдать ряд правил.
1. Не находиться одному на улице в темное время су¬ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече¬ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.
2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без¬людными улицами.
3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на¬встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.
4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади¬тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.
5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес¬ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та¬кой ситуации вы можете предложить вызвать мили¬цию, службу спасения или «скорую помощь».
6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.
7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто¬рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.
8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.
9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от¬крывайте дверь незнакомым.
10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа¬ции — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото-рым его можно задержать. В целях безопасности реко¬мендуем вам: по первому требованию уличного граби¬теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой¬но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож¬но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.
В настоящее время, к сожалению, особую опас¬ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает¬ся разнообразием методов и приемов и в первую оче¬редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста¬новятся безвинные люди.
Распространенными терро¬ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове¬ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро¬ризмом подтверждает правильность таких рекоменда¬ций.
Терроризм — угроза обществу.
Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении фи-зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ¬ектов, создающие опасность гибели людей.
Терро¬ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.
Терроризм как явление политической жизни прак¬тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе¬ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе¬мли.
Практическое занятие.
Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.
Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се¬бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?
(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)
Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри-тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада-ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно¬му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — на-клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.
Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.
Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре¬лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(За¬ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)
Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за¬плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи¬щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за¬ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.
Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за¬щитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шар¬фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)
Подведение итогов урока.
Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се¬бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри¬тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре¬лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за-плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи¬щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
5. Домашнее задание: §1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в ситуациях криминогенного характера»
Конспект урока ОБЖ в 10 классе.
Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.
Объяснить и закрепить правила поведения при
террористическом акте.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.
Изучение нового материала.
Фронтальная беседа.
– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?
– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?
– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание
преступников и хулиганов.
– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?
– Как вести себя на улице в тёмное время суток?
– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.
– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?
Криминальный, криминогенный — значит преступный. Жизнь показывает, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно — позволяет уберечь себя от преступлений.
Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно. Можно только отметить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.
Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и маньяков, необходимо соблюдать ряд правил.
1. Не находиться одному на улице в темное время суток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вечером, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.
2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или безлюдными улицами.
3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара навстречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.
4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.
5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, если вас даже будут убедительно просить о помощи. В такой ситуации вы можете предложить вызвать милицию, службу спасения или «скорую помощь».
6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.
7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.
8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.
9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не открывайте дверь незнакомым.
10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать. В целях безопасности рекомендуем вам: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойно и медленно и быть уверенным в себе. Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.
В настоящее время, к сожалению, особую опасность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличается разнообразием методов и приемов и в первую очередь вызывает у людей страх и панику. Жертвами становятся безвинные люди.
Распространенными террористическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, человеку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терроризмом подтверждает правильность таких рекомендаций.
Терроризм — угроза обществу.
Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Терроризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.
Терроризм как явление политической жизни практически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степени от терроризма пострадали люди во всех уголках земли.
Практическое занятие.
Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.
Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?
(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)
Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурному учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.
Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.
Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Заложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)
Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.
Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания защитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)
Подведение итогов урока.
Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».