Урок в 6 классе на тему «Грамматическое значение причастия»
Образовательная программа «Школа 2100»
Цели:
Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия;
Формирование умения опознавать причастие с опорой на его семантику и формальные показатели и различать причастия и прилагательные;
Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.
Тип урока: вводный (изучение нового материала)
Оборудование: схемы-таблицы, карточки с заданиями, презентация
Эпиграф: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»
В.И.Даль
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, “Классная работа”.
II. Сообщение темы урока
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. (слайд1)
-Как сформулирована тема в учебнике? («Грамматическое значение причастия»)
- Как сформулирована тема урока учителем? ( «Глагол плюс Прилагательное равняется … (Причастие)»
Постановка целей урока. (слайд 2)
- Какие цели вы поставите на данный урок? (обсуждение целей урока)
Знать : Уметь:
Грамматические признаки опознавать причастия
причастия различать причастия и прилагательные
III. Объяснение нового материала начинается с чтения текста. (слайд3)
Сбоку наползает мрачная синяя туча. На фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное (По Н.И.Сладкову)
Беседа по тексту:
Какой частью речи является слово трепещут? (глаголом)
Каково общее грамматическое значение этой части речи? (обозначает действие)
Сопоставьте слово белые и трепещущие (крылья). К какой части речи относится слово белые? (прилагательное).
Назовите её грамматическое значение ( обозначает признак)
От какого слова образовано слово трепещущие? ( те, которые трепещут). Что обозначает это слово? (признак)
Чем создаётся признак данного слова? (действием)
Когда он проявляется? ( в момент действия)
Какие два вопроса можно задать к этому слову? ( Какие? – трепещущие; Что делающие? – трепещущие)
Как вы полагаете, можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной части речи?
Давайте сравним наши выводы с материалом, представленным в таблице на стр. 271
2) Изучение таблицы + опорной схемы на доске и формулировка вывода.
Итак, из грамматических значений каких частей речи складывается грамматическое значение причастия? Сформулируйте вывод самостоятельно.
Причастия – это слова, которые совмещают общие грамматические значения глагола и прилагательного – действие и признак предмета и обозначают признак по действию
В значении причастия глагол и прилагательное
Так приняли участие, что оба в нём влиятельны.
( Двойственность причастия заметили ещё древние грамматики, дав ему имя «причастие», то есть причастное к имени и глаголу ).
Об этой особенности и высказывание В.И.Даля, взятое в качестве эпиграфа к нашему уроку. (запись эпиграфа в тетрадь)
♦ Прочитайте высказывание М.В.Ломоносова о причастии и скажите, как вы его понимаете?
( Причастие заключает в себе силу и глагола, и имени. Там, где нужен пафос, торжественность – там мы всегда встретим причастие).
3) Сопоставительный анализ прилагательных и причастий.
♦ Сопоставьте столбики слов, которые характеризуют слово яблоко.
Яблоко
красное краснеющее
сладкое висящее
кислое срываемое
большое поспевшее
круглое сорванное
мытое
очищенное
Слова какого столбика обозначают постоянный признак? (левого) Какие это признаки? (по цвету, вкусу, размеру, форме).
А признак, рассчитанный только на то время, когда происходит действие? (временной признак)
Какой морфологический признак глагола «наследует» причастие? ( время)
Напишите рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы
Краснеющее – это то, которое краснеет
Висящее – это то, которое висит и т.д.
какие суффиксы выражают форму настоящего времени у причастий? ( -ущ –ющ, -ащ-ящ, -ем (-ом) –им ) А прошедшего? ( вш-, -т-,-нн- -енн-)
Итак, назовите морфемный опознавательный признак причастия (суффикс)
4) Анализ текста в рамке. Чтение вслух правила. Беседа по вопросам к упр. 495
5) Воспроизведение текста 1-2 учениками.
IV. Закрепление знаний, начало формирования умений.
У вас на столах лежат карточки с заданиями (Практикум). Первое задание называется «Спрятанное слово». Прочитайте задание.
Задание. Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным ниже определениям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой формы глагола.
1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить. 4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают. 8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
1) з | а | к | и | п | а | ю | щ | и | й |
| 2) и | з | б | р | а | н | н | ы | е |
3) р | а | з | л | и | ч | и | м | ы | й |
4) з | а | м | е | ч | е | н | н | а | я |
| 5) о | т | д | а | в | ш | и | й | |
6) з | а | п | а | с | ш | а | я | с | я |
7) и | с | п | ы | т | у | е | м | ы | е |
8) р | а | з | л | и | т | а | я | |
9) з | а | ц | в | е | т | ш | и | е | |
Второе задание называется «Дело мастера боится» Распределите словосочетания в две колонки: в одну – прилагательное + существительное, в другую – причастие + существительное.
Дремучий лес, тающий снег, голубое небо, голубеющая дымка, ранние заморозки, утренний туман, пожелтевшие листья, серебряная ложка, предложенный вариант, деревенеющие ноги, соколиная охота, распустившиеся маки, цветущие ландыши, зеленеющий лес, деревянная посуда.
( взаимопроверка по ключу)
Упражнение 497.
Умудрённый (прош.), краснеющий (наст.), крепнущий(наст.), оберегаемый(наст).
Упражнение 498 (устно) Определение причастия с помощью формального показателя – суффикса. Образование причастия прошедшего времени от глагола пригореть.
Пригореть пригоревший пирог
V. Обобщение, выводы
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока (причастие, грамматическое значение причастия, морфемные признаки причастий)
-Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?
VI. Домашнее задание. Упр.499, §
Практикум
1. «Спрятанное слово»
Задание. Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным ниже определениям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой формы глагола.
1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить. 4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают. 8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
2. «Дело мастера боится». Распределите словосочетания в две колонки: в одну – прилагательное + существительное, в другую – причастие + существительное.
Дремучий лес, тающий снег, деревенеющие ноги, голубое небо, голубеющая дымка, ранние заморозки, утренний туман, пожелтевшие листья, серебряная ложка, зелёный шелк, предложенный вариант, соколиная охота, распустившиеся маки, цветущие розы, зеленеющий луг , деревянная посуда.
Ключ к взаимопроверке
Дремучий лес тающий снег
Голубое небо деревенеющие ноги
Ранние заморозки голубеющая дымка
Утренний туман пожелтевшие листья
Серебряная ложка предложенный вариант
Зелёный шёлк распустившиеся маки
Соколиная охота цветущие розы
Деревянная посуда зеленеющий луг
5