Дать учащимся представление о семантике причастия; учить различать причастия и прилагательные; повторить грамматические признаки глагола и прилагательного.
Вырабатывать навык опознавания причастий по внешним признакам, по вопросу, по семантике.
Воспитывать языковое чутье, внимание к слову, уважение к книге.
Структура урока.
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы.
Формулирование темы, постановка цели.
Объяснение нового материала, мобилизация знаний.
Этап сотворчества. Наблюдение над языковым материалом.
Рефлексивный этап.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«6 класс. Грамматическое значение причастия »
Грамматическое значение причастия.
Цели урока.
Дать учащимся представление о семантике причастия; учить различать причастия и прилагательные; повторить грамматические признаки глагола и прилагательного.
Вырабатывать навык опознавания причастий по внешним признакам, по вопросу, по семантике.
Воспитывать языковое чутье, внимание к слову, уважение к книге.
Тип урока.
Урок первичного усвоения нового материала.
Эпиграф.
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым.
(античный афоризм)
Структура урока.
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы.
Формулирование темы, постановка цели.
Объяснение нового материала, мобилизация знаний.
Этап сотворчества. Наблюдение над языковым материалом.
Рефлексивный этап.
Ход урока:
I. Начало урока: введение, разогрев учебной группы.
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение сложной, но интересной темы. Какой? Об этом чуть позже, а сейчас попробуйте сформулировать цель, к которой мы стремимся на каждом уроке русского языка.
- Составьте предложение из слов, которые рассыпались на морфемы. (Слайд 2 «Раз, два, три – говори»)
Дети составляют предложение: «Учись владеть родным языком».
2. Формулирование темы, постановка цели.
- Ребята, это глобальная цель, и этому учатся всю жизнь. А чтобы достичь этой цели, мы должны хорошо усвоить новую тему. Пришла пора узнать ее. Разгадайте кроссворд, найдите спрятанное слово!
Кроссворд (Слайд 3 « Спрятанное слово»)
1.Который закипает – закипающий.
2. Которых избрали – избранные.
3. Который можно различить – различимый.
4. Которую заметили – замеченная.
5. Который отдал – отдавший.
6. Которая запаслась – запасшаяся.
7. Которых испытывают – испытуемые.
8. Которую разлили – разлитая.
9. Которые зацвели – зацветшие.
- Да, мы начинаем изучать причастие. Запишите сегодняшнюю тему урока: «Грамматическое значение причастия».
-Эпиграф нашего урока: «Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым». Этот античный афоризм настроит нас на кропотливую работу, похожую на работу строителя, который кирпичик за кирпичиком воздвигает прочное здание. И первым кирпичиком в вашем здании знаний и умений по теме «Причастие в языке и речи» станет умение находить причастия по грамматическим признакам.
3. Объяснение нового материала, мобилизация знаний.
а) Для объяснения понятия причастия используем яблоко.
-Назовите признаки этого яблока по форме, цвету, величине. Какими частями речи мы пользуемся при этом? (Учащиеся называют имена прилагательные: красное, круглое, большое.) Какие признаки предмета – постоянные или временные – эти прилагательные называют? (Постоянные.)
-Давайте подбросим яблоко – произведем с ним некоторые действия. Какие его признаки вы теперь можете назвать? ( Падающее, упавшее.) Это признаки яблока по тем действиям, которые с ним происходят.
- Постоянные это признаки или нет? (Нет, падающее яблоко – то, которое падает сейчас, время настоящее; упавшее – то, которое упало, время прошедшее.) Какие два вопроса можно задать к словам падающееи упавшее?
Запись на доске и тетрадях:
Красное яблоко (какое?) – падающее яблоко (какое? что делающее?)
Круглое яблоко (какое?) – упавшее яблоко (какое? что сделавшее?)
- Как вы считаете, можно ли отнести слова красное и падающеек одной и той же части речи? От какого слова образовалось слово падающее? Из грамматических значений каких частей речи складывается значение этого слова?
Делается вывод о том, причастие совмещает грамматическое значение глагола и прилагательного, «действие» и «признак», и обозначает признак предмета по действию. Этот признак изменяется во времени.
б) Работа с учебником (упражнение 498, стр.215)
- Запиши причастия, которые характеризуют существительное яблоко. Рядом с причастиями запиши глаголы, от которых они образованы.
Краснеющее – краснеть
Висящее – висеть
Срываемое – срывать
Поспевшее – поспевать
Сорванное – срывать
Мытое – мыть
Очищенное – очищать
-Для того чтобы продолжить работу с упражнением, познакомимся с таблицей «Суффиксы причастий».
в) Теория (Слайд 4 « Суффиксы причастий»)
- Какие суффиксы выражают форму настоящего времени у причастий? А прошедшего? Обозначьте их у причастий из упражнения 498 и запомните.
- Какие суффиксы причастий не были использованы в упражнении? Приведите примеры причастий с этими суффиксами.
4. Этап сотворчества. Наблюдение над языковым материалом.
- Итак, мы знаем, что обозначает причастие, на какие вопросы оно отвечает, от какой части речи образуется и при помощи каких суффиксов. Пора применить полученные знания на практике!
а) Лексическая работа. (Слайд 5 « Хорошие речи и слушать приятно»)
-Замените выделенные слова причастиями:
1. Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
3. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.
4. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрывали слои снега.
5. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.
6. На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечеткий след, который оставил зверь.
-Запишите три предложения и обозначьте суффиксы причастий.
- Заметили ли вы, что причастие заменяет целое словосочетание «местоимение который + глагол, от которого образовано данное причастие»? На эту особенность причастий обратил внимание великий русский ученый М.В.Ломоносов.
б) Высказывание о причастии (Слайд 6 « Сии...»)
«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В.Ломоносов
-Запишите данную цитату в виде предложения с прямой речью после слов автора. Составьте схему этого предложения.
- Какому указательному местоимению соответствует устаревшее слово сии?
- Кажется, пора немного отдохнуть. Мы постараемся совместить приятное с полезным, проведем орфоэпическую разминку. Вы уже заметили, что в составе суффиксов причастий часто есть шипящие звуки. Для того чтобы четко произносить такие слова, нужно обладать хорошей дикцией. «Разомнем» язычок: кто лучше произнесет скороговорки?
Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат
шаги на шоссе.
г) Выборочная работа. (Упражнение 500, стр. 215)
- Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Обозначьте суффиксы и укажите время причастий.
-Какова основная мысль данного текста? (Книга – это духовное завещание одного поколения другому)
- О книгах и их значении в жизни человека существует много высказываний, запишем некоторые из них.
д) Объяснительный диктант.
Книга – величайшее из чудес, созданных человеком.
Образованный человек тот, кто приобрел систему чтения.
Книга – лампа, дарящая человеку свет.
Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории.
-Подчеркните причастия и укажите у них признаки глагола и прилагательного.
5. Рефлексивный этап.
а) Игра « Третье лишнее»
Мудрый, мудрейший, помудревший.
Красноватый, краснеющий, красный.
Крепнущий, крепкий, укрепительный.
Сберегательный, бережный, оберегаемый.
- По каким признакам вы нашли « третье лишнее»?
б) - Обобщим полученные на уроке знания. Еще раз обратимся к учебнику. ( Чтение правила о причастии на стр.215)
в) - Молодцы, вы работали дружно, активно, показали хорошее знание материала. Цели урока выполнены. Поделитесь своими впечатлениями об уроке (Слайд 8 « Сегодня на уроке…»). Продолжите, пожалуйста, предложения: