I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому – активным будь! | | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности УУД: личностные (Л), коммуникативные (К). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха. | 1мин |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Словарный диктант. - Оцените работу соседа по парте. Фронтальный опрос по домашнему заданию (п.52, с.153, упр.423): -Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете? -Какие чувства могут быть выражены восклицательным предложением? -Какой знак ставиться в конце восклицательного предложения? - Какова задача урока? Запись темы урока. ( слайд1) | Словарный диктант. Беседа с учащимися и комментирование текста | Пишут словарный диктант, производят взаимопроверку в парах. Составляют восклицательных предложений со словами из диктанта. Коллективная работа, запись числа, формулирование и запись темы урока. | Формируют основные понятия синтаксиса. Выражение своих мыслей: аргументация своего мнения ( К) Контроль, коррекция, оценка (Р). | 6 мин |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое грамматическая основа и каков алгоритм её определения, побуждение интереса к получению новой информации. | 1. - С чего же начать «открытие нового знания»? -Чтобы ответить на этот вопрос мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, устно даёте ответы “ДА” или “НЕТ”. “Верные – неверные утверждения” (слайд 2). - Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “НАСТУПИЛА ЗИМА”? -Какие члены предложения называются главными? -Как можно назвать их иначе? -Чем они могут быть выражены? 2. - Теперь предлагаю познакомиться теорией материала учебника, параграф 53. ( слайд 3) 3. - Исходя из темы, сформулируем цель урока: Формирование умения находить грамматическую основу предложения. 4. -Запишите предложение: «Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый» (А.Ахматова) -Согласны вы с этим высказыванием? Почему? - Определите части речи в предложении. - Подчеркните главные члены предложения. - Оцените работу соседа по парте. - Чем может быть выражено подлежащее и сказуемое? ( слайд 4-5) ФИЗМИНУТКА ( слайд 6) Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания). Руки в стороны, вперед,(Повороты туловища) Влево, вправо поворот.(Наклоны влево -вправо) Три наклона, прямо встать. (Приседания) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте) Всем улыбки подарили. 5. Работа с текстом (слайд 7). - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Мелодия весны) - Найдите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. - Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. - Укажите сложное предложение. | Проблемно-поисковый, устный опрос Проблемно-поисковый Проблемно-поисковый Проблемно-поисковый Работа у доски ( 2 ученика) Письменная работа Игровой метод Работа с текстом, технология критического мышления | Коллективная работа с проговариванием в громкой речи. Работа с учебником. Составление кластера. Рассуждают. Работают в тетради, определяют главные члены предложения, используя кластер, а так же чем они выражены, подписывают части речи над словами в предложении. Взаимопроверка. Выполняют физминутку Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Проверяют и оценивают. | Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетание слов, являющихся главными членами предложения.(П) Выражение своих мыслей: аргументация своего мнения ( К). Анализируют теоритический материал (П) Анализ теоретического материала параграфа с целью составления алгоритма выделения грамматической основы (П). Решение проблемной ситуации (П), выражение своих мыслей: аргументация своего мнения (П). Анализ объектов с целью выделения признаков грамматической основы (П) Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | 4 мин 5 мин 4 мин 3 мин 1 мин 3 мин |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | -
“Лови ошибку” (слайд 9) - устно - Незнайка неправильно выделил грамматические основы в предложениях. Помогите ему исправить ошибки. 2. - Выполнение упражнения № 426 (выпишите грамматические основы и определите, какими частями речи они выражены) 3. - Индивидуальная работа : составь и запиши 2 предложения по одной из картинок, подчеркни грамматические основы (слайд 10) | Игровой метод Работа в тетрадях Иллюстративный метод, дифференци-рованный подход,работа в группах | Работают фронтально индивидуально с проговариванием в громкой речи Самостоятельная работа Выполняют задание в парах. Проверяют и оценивают. | Анализ объектов с целью выделения признаков грамматической основы (П) Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | 2 мин 4 мин 3 мин |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и оценка работы учащихся на уроке | -
Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам - рассказать, что вы помните о грамматической основе предложения ; - написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. - Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение ( слайд 11-12, приложение – примеры) 2. - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось нам решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Какие слова связаны тематически с девизом урока? -Молодцы, ребята. Главное, никогда не унывать и не опускать руки. - А где можно применить новые знания? 3. - Дома ( слайд 13) 1.Учебник, п. 53, стр. 157 2. Проект : «Найди грамматическую основу» ( из раздела учебника по литературе «Поэты 19 века о родной природе» выписать 5 предложений, в которых главные члены выражены разными частями речи.) 4. Оценка работы учащихся на уроке: «Молодцы, ребята!» | Анализ нового материала Дифференци-рованный (разноуров-невый подход) | Делают выводы Составляют синквейн. Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. | 1 мин 1мин 1 мин 1 мин |