kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматическая основа предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ( в соответствии с требованиями ФГОС) Предмет: русский язык Учитель: Сташкова Любовь Юрьевна Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения». 34-й урок. Класс: 5 Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому – активным будь!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения»

4



Конспект урока

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Предмет: русский язык

Учитель: Сташкова Любовь Юрьевна

Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения». 34-й урок.

Класс: 5

Авторы программы –  М.М. Разумовская, С.И.Львова.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: - сформировать представление о грамматической основе предложения;

- формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

- развивать умение работать с лингвистическим текстом и таблицей;

- воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные: соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Грамматическая основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия: грамматическая основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы: http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование: мультимедиа (презентация), таблица.


План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

А. Словарный диктант со взаимопроверкой.

Б. Фронтальный опрос по домашнему заданию.

  1. Проблемное объяснение нового знания

А. Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”

Б. Составление кластера

В. Формирование цели

Г. Анализ теоретического материала

Д. Физминутка

Е. Оценивание усваиваемого материала

  1. Первичное закрепление

А. Устная игра «Лови ошибку»

Б. Выполнение упражнения № 426, 431.

В. Индивидуальная работа

  1. Итог урока (рефлексия деятельности) А. Анализ нового материал Б. Написание синквейна.

В. Подведение итогов Г. Домашнее задание


Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и формы

Деятельность обучающихся

УУД

Время

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!


Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные (Л), коммуникативные (К).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.

1мин

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Словарный диктант.

- Оцените работу соседа по парте.

Фронтальный опрос по домашнему заданию (п.52, с.153, упр.423):

-Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?

-Какие чувства могут быть выражены восклицательным предложением?

-Какой знак ставиться в конце восклицательного предложения?


- Какова задача урока?

Запись темы урока.

( слайд1)

Словарный диктант. Беседа с учащимися и комментирование текста


Пишут словарный диктант, производят взаимопроверку в парах.

Составляют восклицательных предложений со словами из диктанта.



Коллективная работа, запись числа, формулирование и запись темы урока.

Формируют основные понятия синтаксиса. Выражение своих мыслей: аргументация своего мнения ( К)

Контроль, коррекция, оценка (Р).








6 мин

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое грамматическая основа и каков алгоритм её определения, побуждение интереса к получению новой информации.

1.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

-Чтобы ответить на этот вопрос

мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, устно даёте ответы “ДА” или “НЕТ”.

“Верные – неверные утверждения” (слайд 2).

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “НАСТУПИЛА ЗИМА”?

-Какие члены предложения называются главными?

-Как можно назвать их иначе?

-Чем они могут быть выражены?

2.

- Теперь предлагаю познакомиться теорией материала учебника, параграф 53. ( слайд 3)

3.

- Исходя из темы, сформулируем цель урока:

Формирование умения находить грамматическую основу предложения.

4.

-Запишите предложение:

«Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый» (А.Ахматова)

-Согласны вы с этим высказыванием? Почему?

- Определите части речи в предложении.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Оцените работу соседа по парте.

- Чем может быть выражено подлежащее и сказуемое? ( слайд 4-5)


ФИЗМИНУТКА ( слайд 6)

Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания).

Руки в стороны, вперед,(Повороты туловища)

Влево, вправо поворот.(Наклоны влево -вправо)

Три наклона, прямо встать. (Приседания)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.





5.

Работа с текстом (слайд 7).

- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Мелодия весны)

- Найдите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

- Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

- Укажите сложное предложение.


Проблемно-поисковый,

устный опрос








Проблемно-поисковый


Проблемно-поисковый


Проблемно-поисковый



Работа у доски

( 2 ученика)




Письменная работа











Игровой метод













Работа с текстом, технология критического мышления


Коллективная работа с проговариванием в громкой речи.

















Работа с учебником. Составление кластера.



Рассуждают.



Работают в тетради, определяют главные члены предложения, используя кластер, а так же чем они выражены, подписывают части речи над словами в предложении. Взаимопроверка.







Выполняют физминутку











Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи








Проверяют и оценивают.

Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетание слов, являющихся главными членами предложения.(П) Выражение своих мыслей: аргументация своего мнения ( К).



Анализируют теоритический материал (П)





Анализ теоретического материала параграфа с целью составления алгоритма выделения грамматической основы (П).

Решение проблемной ситуации (П), выражение своих мыслей: аргументация своего мнения (П).














Анализ объектов с целью выделения признаков грамматической основы (П)



Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

4 мин














5 мин



4 мин














3 мин





1 мин















3 мин

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

“Лови ошибку” (слайд 9) - устно

- Незнайка неправильно выделил грамматические основы в предложениях. Помогите ему исправить ошибки.

2.

- Выполнение упражнения № 426 (выпишите грамматические основы и определите, какими частями речи они выражены)


3.

- Индивидуальная работа : составь и запиши 2 предложения по одной из картинок, подчеркни грамматические основы (слайд 10)



Игровой метод




Работа в тетрадях





Иллюстративный метод, дифференци-рованный подход,работа в группах



Работают фронтально индивидуально с проговариванием в громкой речи



Самостоятельная работа




Выполняют задание в парах.

Проверяют и оценивают.

Анализ объектов с целью выделения признаков грамматической основы (П)








Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

2 мин








4 мин




3 мин




V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и оценка работы учащихся на уроке

Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам

- рассказать, что вы помните о грамматической основе предложения ;

- написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

- Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение ( слайд 11-12, приложение – примеры)

2.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось нам решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Какие слова связаны тематически с девизом урока?

-Молодцы, ребята. Главное, никогда не унывать и не опускать руки.

- А где можно применить новые знания?

3.

- Дома ( слайд 13)

1.Учебник, п. 53, стр. 157

2. Проект : «Найди грамматическую основу» ( из раздела учебника по литературе «Поэты 19 века о родной природе» выписать 5 предложений, в которых главные члены выражены разными частями речи.)

4. Оценка работы учащихся на уроке: «Молодцы, ребята!»



Анализ нового материала





















Дифференци-рованный (разноуров-невый подход)


Делают выводы




Составляют синквейн.







Анализируют работу на уроке через самооценку.










Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Формирование адекватной положительной самооценки.



1 мин










1мин











1 мин







1 мин


Приложение к уроку

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Примеры синквейнов:

Подлежащее

Главное, необходимое,

Говорит, называет, указывает.

Без него обойтись трудно.

Предмет.

Сказуемое

Главное, необходимое,

Сообщает, открывает, сказывает.

Без него как-то скучно.

Действие.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматическая основа предложения

Автор: Сташкова Любовь Юрьевна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 292009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"."
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-tiema-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446894938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. "
    ["seo_title"] => string(103) "priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства