Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Школа 2100
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Школа 2100
Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель как деятельность учеников: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически ее обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Школа 2100»
Тема:
Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель как деятельность учеников: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически ее обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого.
Ход урока:
Оргмомент.
Словарная работа. (слайд 2)
- Как назвать предметы одним словом?
Комар, стрекоза, муравей - … (насекомые)
Осина, береза, ольха - … (деревья),
Сирень, орешник, смородина - … (кустарники)
- Запишем эти слова, обозначим орфограммы. (слайд 3)
НасекОмые, дерЕевья, кустАрники
Формулирование темы и цели урока.
- Прочитайте предложение. (слайд 4)
Весёлые снежинки танцевали в воздухе.
- Какое оно по цели высказывания и интонации? (повествовательное, невосклицательное)
- Сколько слов в предложении? (5)
- Есть ли среди них такие, без которых в предложении не обойтись?
- Давайте попробуем прочитать предложение без первого слова (Снежинки танцевали в воздухе).
- Без второго. (веселые танцевали в воздухе)
- Все ли понятно в таком предложении? Кто танцевал в воздухе?
- Без третьего (веселые снежинки в воздухе).
- Что в воздухе делали веселые снежинки?
- Без четвертого (веселые снежинки танцевали).
- Как вы думаете, как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя? (Главные)
- Что они обозначают? (действующее лицо/ предмет и действие).
- Сформулируйте тему и цель урок. (Тема: Главные члены предложения. Цель узнать, какими бывают главные члены предложения, какими частями речи они выражены.) (слайд 5)
4. Наблюдение. Работа по учебнику.
- Давайте посмотрим на упражнение 403. Выполним его устно.
- Что нам надо сделать в этом упражнении? (Прочитать. Ответить на вопросы предложения ли это? Почему? Доказать. Сказать какие они по цели высказывания и интонации)
Вечер наступил. (Предложение, так как известен предмет, это вечер, и его действие, он наступил. Повествовательное, невосклицательное.)
Фонари зажглись. (Предложение, так как известен предмет, это фонари, и их действие, они зажглись. Повествовательное, невосклицательное)
Половицы скрипят. (Предложение, так как известен предмет, это половицы (деревянный настил, пол), и их действие, они скрипят. Повествовательное, невосклицательное)
Часы тикают. (Предложение, так как известен предмет, это часы, и их действие, они тикают. Повествовательное, невосклицательное)
Сверчок поёт. (Предложение, так как известен предмет, это сверчок, и его действие, он поет. Повествовательное, невосклицательное)
Я читаю. (Предложение, так как известно лицо, это я, и мое действие, я читаю. Повествовательное, невосклицательное)
- Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения? (достаточно)
- Почему их достаточно? (одно из слов в каждом предложении существительное или местоимение, другое – глагол. Они называют предмет или лицо и их действия или указывают на лицо (я, он) и называют его действие)
- Посмотрите на упражнение 404. Прочитайте предложения и сравните их с предложениями из упражнения 403.
- Что изменилось? (Добавили слова)
- Как изменился смысл предложения? (оно стало более полным, точным)
- Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения. (Грамматическая основа предложения)
- Как вы думаете почему именно основой? ()
- Сколько слов входит в основу предложения? (2)
- Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
5. Работа с текстом определения. (с.146)
- Прочитаем первое определение в рамке.
- Чем являются слова разных частей речи в предложении? (членами предложения)
- Что такое грамматическая основа предложения? (главные члены предложения, подлежащее и сказуемое)
- Может ли предложение состоять только из грамматической основы? Приведите примеры (Может. Фонари зажглись. Вечер наступил.)
- Самостоятельно прочитайте второе определение.
- Что называет подлежащее в предложении? (о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Что называет сказуемое в предложении? (сказуемое называет, что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что о нем говорится?)
Как графически обозначается подлежащее? (Подчеркивается одной чертой).
- А сказуемое? (Подчеркивается двумя чертами)
- Почему подлежащее и сказуемое главные члены предложения?
- Какие члены предложения входят в грамматическую основу?
6. Развитие умения находить грамматическую основу предложения. (слайд 6)
- Выполним упражнение 405. Что надо сделать в упражнении? (списать предложения из упражнения 404. Найти подлежащее и сказуемое, обозначить словами какой речи они выражены.)
Долгожданный вечер наступил.
В предложении говорится о вечере, (что?) вечер. Это подлежащее, выражено именем существительным.
Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое выражено глаголом.
Жёлтые фонари зажглись за окном. (слайд 7)
В предложении говорится о фонарях, (что?) фонари. Это подлежащее, выражено именем существительным.
Что говорится о фонарях? Фонари (что сделали?) зажглись, это сказуемое выражено глаголом.
Скрипят старые половицы.
В предложении говорится о половицах, (что?) половицы. Это подлежащее, выражено именем существительным.
Что говорится о половицах? Половицы (что делают?) скрипят, это сказуемое выражено глаголом.
Часы громко тикают. (слайд 8)
В предложении говорится о часах, (что?) часы. Это подлежащее, выражено именем существительным.
Что говорится о часах? Часы (что делают?)тикают, это сказуемое выражено глаголом.
Сверчок поёт за печкой.
В предложении говорится о сверчке, (кто?) сверчок. Это подлежащее, выражено именем существительным.
Что говорится о сверчке? Сверчок (что делает?) поёт, это сказуемое выражено глаголом.
Я читаю любимую сказку.(слайд 9)
В предложении говорится обо мне, (кто?) я. Это подлежащее, выражено местоимением.
Что говорится обо мне? Я (что делаю?) читаю, это сказуемое выражено глаголом.
7. Итог урока. (слайд 10)
- Назовите ключевые слова темы «Главные члены предложения». (Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое)