kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматическая основа предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по ФГОС. Урок направлен на расширение понятийной базы о грамматической основе предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложений»

Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД. (ФГОС)
Предмет: русский язык
Класс 5-а

Автор УМК Л.М. Рыбченкова
Тема урока: грамматическая основа предложения


Тип урока: урок открытия нового знания



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Этап мотивации к деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе

Выдвижение гипотез и их обоснование

Ответы на вопросы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самопроверка д/з по эталону

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Этап актуализации знаний


Организует работу по повторению

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Подведение под понятие.

Поиск и выделение информации.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме


Выражение собственного мнения, аргументация.


Самостоятельно выполняют задание

Выполняют пробное учебное действие, вычленяют, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию

Формулируют цели урока

Самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы

Строят устное высказывание о цели, теме

Умеют строить речевое высказывание.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учёт разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ставят личные цели

Целеполагание

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.)

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Проводят самостоятельное наблюдение.

Анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения.

Отвечают на вопросы

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Планирование.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Извлечение из текста необходимой информации.

Проговаривают алгоритм с уточнениями

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Контролируют действия одноклассников

Контроль, оценка, коррекция

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа

Выполнение действий по алгоритму.

Самостоятельное решение задачи.



Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Этап включения в систему знаний и повторения

Организует деятельность по применению новых знаний, включению их в систему знаний

Выполняют творческое задание

Преобразование модели.

Осознанное и произвольное построение высказывания.

Действие по алгоритму

Проговаривают единицы, включая их в системные отношения друг с другом

Демонстрируют способности к эмпатии

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию


Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале

рефлексия

Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Конспект урока русского языка в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС разработала

Алешина Татьяна Анатольевна,учитель МБОУ - «Рогнединская СОШ», п. Рогнедино Рогнединского района Брянской области.

  1. Тема урока: Грамматическая основа предложения

  2. Класс 5-А

  3. УМК Л.М.Рыбченковой

  4. Тип урока Урок открытия нового знания

  5. Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и ИКТ

  6. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое грамматическая основа предложения?

7. Цели урока:

содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок общеметодической направленности).

Предметные:

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого;

  • сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;

  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Личностные:

  • формирование навыков организации и анализа своей деятельности ;

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

УУД

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое».

Единица содержания образования (СО) : способ нахождения подлежащего и сказуемого.




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Подготовительный этап.

  1. Организационный момент. (1-2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Высказывание добрых пожеланий.

Запись числа и «Классной работы».

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность на личностно-значимом

уровне «Хочу, потому что могу».


- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

- Пожелаем удачи друг другу, ведь с малой удачи начинается большой успех.

- Давайте подумаем, что нам пригодится для успешной работы на уроке?


Желают удачи соседу по парте.




Делают записи в тетради.







Высказываются.




Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).









Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

  1. Актуализация знаний. (4-5 минут)



Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Итак, ребята, начинаем наш урок с орфографической разминки.

Проверяем выполнение у доски, сверяем в тетради, выставляем оценку на полях.

На доске записаны слова:

Дети, ранний, школа, утро, идти

- Из данных слов составьте предложение, что получилось?

Ранним утром дети идут в школу.

- Зачем?

- Докажите, что это предложение.

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим на следующие слова: на дереве, по утрам, в доме – можно ли назвать это предложением?

- Давайте придумаем к этим словам грамматические основы.

Обучающиеся (2 ученика) у доски выполняют задания по карточкам, в которых пропущены различные орфограммы в словах. Остальные учащиеся выполняют такое же задание по вариантам.

1задание: (вставить пропущенные буквы)

Ч..рный, щ..тка, ц..рк, ш..лковый, теч..т, ч..рствый, горяч.., свеж.., собач..нка, лягуш..нок.

2задание: (вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово) р..стение, р..сток, переб..рать, расст..лать, подг..реть, зам..р, предл..жить, р..скошный, предл..гать, к..саться. (все слова с чередованием, а роскошный с безударной гласной).

Дети высказывают мысли о получении знаний в школе.

Дают определение предложению.

- Нет, так как здесь нет грамматической основы.


Дети придумывают предложение.


Поиск и выделение информации (П)

Подведение под понятие (П)

Выражение собственного мнения (К)

Аргументация (К)

Выполнение пробного учебного действия, вычленение, что тут же усвоено, а что подлежит усвоению (Р)






Личностные УУД

  1. Постановка учащимися цели
    урока как собственной учебной задачи.

(4-5 минут)





- Может ли предложение существовать без грамматической основы?

- Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Правильно. Тема сегодняшнего урока? (Грамматическая основа предложения).

- Какова цель урока?

- Верно.

- Нет.


- О грамматической основе.

- Грамматическая основа предложения. (тему урока записываем в тетрадь).

- Понимать, что такое грамматическая основа предложения, находить ее в предложении. (цель записывается на доске).

Самостоятельное выделение познавательной цели (П) Формулирование проблемы (П)

Целеполагание (Р)

Оценка (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Умение строить речевое высказывание (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотолй и точностью (К)

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)


IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

( 7-8 мин.)




Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Организует учебное исследование.

- Итак, давайте убедимся на практике, может ли существовать предложение без грамматической основы? Скажите мне, какие однокоренные слова мы можем подобрать к слову «основа»?

- Для большей убедительности давайте построим дом. (берем детские кубики)

- С чего начинаем строить дом?

- А фундамент служит дому чем?

- Правильно. Кто поможет мне построить дом? (выходят 2 ученика и из кубиков строят дом).

- А теперь давайте проведем эксперимент. Я беру нижние кубики, т.е. основу, фундамент и извлекаю их! Что происходит? Дом рушится. Какой делаем вывод? Может ли дом существовать без основы?

- А предложение без основы?

На данном этапе переходим к упр. № 481 учебника, в котором среди обычных предложений такие: Светает. Тишина.

- Это предложения?

- Записываем предложения, выделяем грамматическую основу. Делаем вывод!!

Переходим к смысловому чтению, читаем правило из учебника об односоставных и двусоставных предложениях. Что нового узнали из правила?


Проводят самостоятельное наблюдение, делают выводы.




- Основной, основание.




- С фундамента.

- Основой. ( требую полных ответов).






- Не может.

- Не может.

Это упражнение выполняется у доски.



- Это предложения.

- Грамматическая основа может состоять из одного члена предложения.

- Предложения бывают односоставными и двусоставными.



Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

Планирование (Р)

Инициативное сотрудничество в поиске информации (К)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап закрепления знаний и способов действий. (4-5 минут)



Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.

Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч-ся.

Выполняем упражнение № 477, с. 106.

Проговаривают правило в громкой речи.

Записывают полученные предложения по цепочке у доски и подчеркивают грамматическую основу.

Извлечение из текста необходимой информации (П).

Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)



Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует работу с текстом по упражнению

№ 479, с. 107.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка орфографии (работа в парах).

Проверяют по эталону выделение грамматической основы.



Выполнение действия по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Самостоятельное решение задачи (П)

VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)


Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о грамматической основе, двусоставных и односоставных предложениях.

На доске (на экране) дана фраза:

«Кузатая Мряка будляла в кужевной фуфыре».

- Обыграем эту фразу. Можно ли понять смысл записанного?

- Это предложение? Докажите!

- Односоставные или двусоставные?

Творческое задание. (буквенный диктант).

На экране предложения.

Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы каждого предложения.

  1. Мы охраняем лес.

  2. Лена описала порядок действия и дала чёткие указания ребятам.

  3. Лесная ежевика царапала руку.

Выполняют задание, предложенное учителем.





Учащиеся отвечают на вопросы, находят грамматическую основу, определяют части речи по грамматическим признакам и доказывают, что это предложение.



Ребята находят грамматические основы, выписывают первые ее буквы.

Получилось слово МОЛОДЕЦ.



Осознанное и произвольное построение высказывания (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Преобразование модели (П)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты)



Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.


Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …

  2. Теперь я могу…

  3. Я научился…

  4. Мне было трудно…

  5. Своей работой я …




Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

IX. Домашнее задание.



Правило на с. 108 – 109, упр. 478 (А или Б), с. 106.



X. Оценки за урок.

Комментарий учителя.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматическая основа предложений

Автор: Алёшина Татьяна Анатольевна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"."
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-tiema-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446894938"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. "
    ["seo_title"] => string(103) "priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721747"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства