Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент Этап мотивации к деятельности | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе | Выдвижение гипотез и их обоснование | Ответы на вопросы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самопроверка д/з по эталону | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Этап актуализации знаний | Организует работу по повторению | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Подведение под понятие. Поиск и выделение информации. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Выражение собственного мнения, аргументация. | Самостоятельно выполняют задание | Выполняют пробное учебное действие, вычленяют, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. |
Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию | Формулируют цели урока | Самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы | Строят устное высказывание о цели, теме | Умеют строить речевое высказывание. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учёт разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций. | Ставят личные цели | Целеполагание Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.) |
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения). | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Проводят самостоятельное наблюдение. | Анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. | Отвечают на вопросы | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) | Планирование. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение | Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Извлечение из текста необходимой информации. | Проговаривают алгоритм с уточнениями | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Контролируют действия одноклассников | Контроль, оценка, коррекция |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа | Выполнение действий по алгоритму. Самостоятельное решение задачи. | | | Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Этап включения в систему знаний и повторения | Организует деятельность по применению новых знаний, включению их в систему знаний | Выполняют творческое задание | Преобразование модели. Осознанное и произвольное построение высказывания. Действие по алгоритму | Проговаривают единицы, включая их в системные отношения друг с другом | Демонстрируют способности к эмпатии | Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию | Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале | рефлексия | Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия | |
Алешина Татьяна Анатольевна,учитель МБОУ - «Рогнединская СОШ», п. Рогнедино Рогнединского района Брянской области.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Подготовительный этап. Организационный момент. (1-2 минуты) Мотивация к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности к уроку. Высказывание добрых пожеланий. Запись числа и «Классной работы». Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! - Пожелаем удачи друг другу, ведь с малой удачи начинается большой успех. - Давайте подумаем, что нам пригодится для успешной работы на уроке? | Желают удачи соседу по парте. Делают записи в тетради. Высказываются. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). |
Актуализация знаний. (4-5 минут) |
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Итак, ребята, начинаем наш урок с орфографической разминки. Проверяем выполнение у доски, сверяем в тетради, выставляем оценку на полях. На доске записаны слова: Дети, ранний, школа, утро, идти - Из данных слов составьте предложение, что получилось? Ранним утром дети идут в школу. - Зачем? - Докажите, что это предложение. - Хорошо. А теперь давайте посмотрим на следующие слова: на дереве, по утрам, в доме – можно ли назвать это предложением? - Давайте придумаем к этим словам грамматические основы. | Обучающиеся (2 ученика) у доски выполняют задания по карточкам, в которых пропущены различные орфограммы в словах. Остальные учащиеся выполняют такое же задание по вариантам. 1задание: (вставить пропущенные буквы) Ч..рный, щ..тка, ц..рк, ш..лковый, теч..т, ч..рствый, горяч.., свеж.., собач..нка, лягуш..нок. 2задание: (вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово) р..стение, р..сток, переб..рать, расст..лать, подг..реть, зам..р, предл..жить, р..скошный, предл..гать, к..саться. (все слова с чередованием, а роскошный с безударной гласной). Дети высказывают мысли о получении знаний в школе. Дают определение предложению. - Нет, так как здесь нет грамматической основы. Дети придумывают предложение. | Поиск и выделение информации (П) Подведение под понятие (П) Выражение собственного мнения (К) Аргументация (К) Выполнение пробного учебного действия, вычленение, что тут же усвоено, а что подлежит усвоению (Р) Личностные УУД |
Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. (4-5 минут) | | |
- Может ли предложение существовать без грамматической основы? - Так о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Правильно. Тема сегодняшнего урока? (Грамматическая основа предложения). - Какова цель урока? - Верно. | - Нет. - О грамматической основе. - Грамматическая основа предложения. (тему урока записываем в тетрадь). - Понимать, что такое грамматическая основа предложения, находить ее в предложении. (цель записывается на доске). | Самостоятельное выделение познавательной цели (П) Формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р) Оценка (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение строить речевое высказывание (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотолй и точностью (К) Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) ( 7-8 мин.) | | |
Цель этапа : решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. Организует учебное исследование. - Итак, давайте убедимся на практике, может ли существовать предложение без грамматической основы? Скажите мне, какие однокоренные слова мы можем подобрать к слову «основа»? - Для большей убедительности давайте построим дом. (берем детские кубики) - С чего начинаем строить дом? - А фундамент служит дому чем? - Правильно. Кто поможет мне построить дом? (выходят 2 ученика и из кубиков строят дом). - А теперь давайте проведем эксперимент. Я беру нижние кубики, т.е. основу, фундамент и извлекаю их! Что происходит? Дом рушится. Какой делаем вывод? Может ли дом существовать без основы? - А предложение без основы? На данном этапе переходим к упр. № 481 учебника, в котором среди обычных предложений такие: Светает. Тишина. - Это предложения? - Записываем предложения, выделяем грамматическую основу. Делаем вывод!! Переходим к смысловому чтению, читаем правило из учебника об односоставных и двусоставных предложениях. Что нового узнали из правила? | Проводят самостоятельное наблюдение, делают выводы. - Основной, основание. - С фундамента. - Основой. ( требую полных ответов). - Не может. - Не может. Это упражнение выполняется у доски. - Это предложения. - Грамматическая основа может состоять из одного члена предложения. - Предложения бывают односоставными и двусоставными. | Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П) Планирование (Р) Инициативное сотрудничество в поиске информации (К) |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап закрепления знаний и способов действий. (4-5 минут) | | |
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради. Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль уч-ся. Выполняем упражнение № 477, с. 106. | Проговаривают правило в громкой речи. Записывают полученные предложения по цепочке у доски и подчеркивают грамматическую основу. | Извлечение из текста необходимой информации (П). Выполнение действия по алгоритму (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
ФИЗМИНУТКА. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. | | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) | | |
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет Организует работу с текстом по упражнению № 479, с. 107. | Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка орфографии (работа в парах). Проверяют по эталону выделение грамматической основы. | Выполнение действия по алгоритму (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Самостоятельное решение задачи (П) |
VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут) |
Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о грамматической основе, двусоставных и односоставных предложениях. На доске (на экране) дана фраза: «Кузатая Мряка будляла в кужевной фуфыре». - Обыграем эту фразу. Можно ли понять смысл записанного? - Это предложение? Докажите! - Односоставные или двусоставные? Творческое задание. (буквенный диктант). На экране предложения. Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы каждого предложения. Мы охраняем лес. Лена описала порядок действия и дала чёткие указания ребятам. Лесная ежевика царапала руку. | Выполняют задание, предложенное учителем. Учащиеся отвечают на вопросы, находят грамматическую основу, определяют части речи по грамматическим признакам и доказывают, что это предложение. Ребята находят грамматические основы, выписывают первые ее буквы. Получилось слово МОЛОДЕЦ. | Осознанное и произвольное построение высказывания (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Преобразование модели (П) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты) |
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Отвечают на вопросы: Сегодня мы узнали о … Теперь я могу… Я научился… Мне было трудно… Своей работой я … | Рефлексия способов и условий действия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
IX. Домашнее задание. | Правило на с. 108 – 109, упр. 478 (А или Б), с. 106. | |
X. Оценки за урок. Комментарий учителя. | | |