kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматическая основа предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный метод. Урок ОНЗ. Работа по определению грамматической основы предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения»

Конспект урока с аспектным анализом



УМК «Планета Знаний»

3 класс

Урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».

(Урок проведен по технологии деятельностного метода)

Тип урока: ОНЗ


Урок подготовила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №12

Кицаева Марина Викторовна

Цели и задачи урока:

Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.


Методы обучения:

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:

1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).


Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина

3.М/м проектор.


Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока Слайд 2

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности:

I шаг II шаг


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.


Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо. ( дом. задание)

Работа с картиной. «Весна».

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте

себе весенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров. «Весна» (читает подготовленный ученик).


ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.


Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.


Шалун мотылёчка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!


Слайд 3.

  • ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).

  • СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).

  • ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками.

  • МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.


Минутка чистописания.


- Откройте тетради и запишите: (число, кл. работа)

- В стихотворении вы слышали строку: « склон южный весь в дружных

побегах весны». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 4.

- Запишите слоги. Слайд 5.

_____________________________________

_____________________________________


Словарная работа.


- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).


Показ слайдов после отгадывания слова.


1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6.

2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 7.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

Слайд 9.

- Продолжаем наблюдать за природой весной.

- Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к старому дер.ву.

- Каким оно является по цели высказывания и интонации?

- Объясните написание пропущенных букв.

(сорока –оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья)

- Запишите.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите грамматическую основу?

/Затруднение!!! Проблема!!!/


3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.


- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (сорока); без второго (летит); без третьего; без четвёртого.

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА . (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о сороке? (Летит).

- Задайте вопрос : сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.


4. Физкультминутка. Слайд 10.


5. Проектирование и фиксация нового знания.

-Откройте учебники на стр. 125.

Упр. 397.

Выполняется устно по «шагам».

- Упр. 398.

Выполняется устно по «шагам».

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).

- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

- Как называются выделенные слова?

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.


  • Прочитай предложение.

  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.

  • Подчеркни одной чертой.

  • Какой частью речи выражено?

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

  • Какой частью речи выражено?

  • Подчеркни двумя чертами.

  • Прочитай грамматическую основу.


Работа с текстом определения .(Стр. 126).

  1. Чтение 1-го определения (в рамке).

Вопросы после чтения:

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

(Они становятся членами предложения).

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

- Приведите примеры.

2. Самостоятельное чтение 2-го определения.

Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.

3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.


7.Первичное закрепление с проговариванием.


Выполнение упр. 399. ( у доски с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка).

Образец рассуждения:

Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.

Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.


сущ. гл.

Долгожданный вечер наступил.

сущ. гл.

Жёлтые фонари зажглись за окном.

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно

с самопроверкой по эталону. Слайд 11.

гл. сущ.

Скрипят старые половицы.

сущ. гл.

Часы громко тикают.

сущ. гл.

Сверчок поёт за печкой.

мест. гл.

Я читаю любимую сказку.


Творческая работа. Слайд 12.

Работа в группах.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.


7.Рефлексия учебной деятельности.


1.– Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

2. «П о с ч и т а й».

– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения

С. Маршака?

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга горит.

Самооценка . Слайд 13.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.

Спасибо за урок!

Библиографический список:

  1. Учебник « Русский язык» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина М. АСТ «Астрель» 2016г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина М. АСТ «Астрель» 2016г.

  3. Технологические карты уроков по учебнику Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой 3 класс, "Поурочное планирование", издательство: Учитель, 2016г.













Аспектный анализ урока.


Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Кицаева Марина Викторовна

Класс: 3

Тип урока: закрепление пройденного материала по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»

Форма проведения: групповая

Межпредметные связи:

Русский язык

2.Литературное чтение 3.Окружающий мир

Цели урока :

-формировать метапредметные связи;

-развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

-воспитывать нравственные качества: доброта, дружба.

Задачи урока:

1)дать возможность учащимся в практической ситуации продемонстрировать свои умения по работе с грамматической основой;

• устанавливать правильность постановки вопроса при определении подлежащего и сказуемого;

• правильно определять главные и второстепенные члены предложения;

• находить распространенные и нераспространненые предложения;

2) продолжить работу по формированию связной речи учащихся, умение правильно, точно и уместно высказывать свои мысли;

3) продолжить осознанную работу детей в малой группе (обоснованное распределение объема работы внутри группы).

Введение в анализ урока

1.Урок дан в соответствии с тематическим планированием

2.Тема урока решения деятельностного подхода очень актуальна , предполагает привлечение богатого иллюстративного материала.

3.Использование компьютерной презентации оправданно.

Роль компьютера на уроке

Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации

Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор = повышение уровня усвоения материала учащимися

Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

 

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащих-

ся, дало положительный настрой на урок.

2. Введение в тему

+ с помощью создания проблемной ситуации учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока.

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)                            

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ



Чтение и маркировка текста                                                                              


+реализация межпредметных  связей                                 +развитие зрительной памяти             

Творческое дом. задание                      

                                  

+ глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания

Рефлексия урока:


Доволен ли ты как прошёл урок?


Да - 100% учащихся


-было ли тебе интересно?

Да - 97% учащихся


-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100% учащихся


- сумел ли ты показать свои знания?

Да - 91% учащихся


   

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.                                  












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматическая основа предложения

Автор: Кицаева Марина Викторовна

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"."
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-tiema-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446894938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. "
    ["seo_title"] => string(103) "priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721747"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства