kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматическая основа предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы

Ход урока

Рефлексия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения»

Тема урока: «Грамматическая основа предложения»



Цель урока:

1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».

2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.



Ход урока.

1. Приветствие. Я хочу вам пожелать…

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

- Начнем урок со словарной работы.

Ученики рассказывают о словах

«стратегия»

«гарантия»

«кандидат»

2. Учащиеся составляют с ними словосочетание.


3. Один ученик читает сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу, село, поселок, город».

Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью мы проведем игру «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».


- Дополните предложения.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?каков предмет?


4. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.


- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

- Изучение нового материала. Урок целесообразно начать с наблюдения по учебнику. Они отвечают на вопросы на с. 45 и делают выводы:

— грамматическая основа выражает основное значение предложения, соотнося его с определенным отрезком окружающего мира;

— фрагмент действительности может описываться в предложении как реальный или как нереальный: возможный, желательный.

Чтение теоретических сведений в учебнике на с. 46.



- Назовите простые предложения. Докажите.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.


1. Люблю зиму. 2. Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!


- Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

- Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Вывод:

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2) Исследовательская работа. Устно. Работа с карточками.

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

Карточка

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!


Предложения с одним главным членом.

Предложения с двумя главными членами.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!


4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Яне могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.


- Сделайте выводы.

Выводы:

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)


5. Закрепление материала.

Игра «Не спутай кармашки»:

«Односоставное предложение»

«Двусоставное предложение»


- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

1. Солнце  взошло.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

3. Стемнело.

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

6. Поздний вечер.

7. Безмолвие.

8.Ходите осторожно во время гололёда.





Работа в парах

Текст «Талант»

(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги- таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал  без пользы.(9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности,одаренность.



Каждая группа получает задание:


Задание для группы №1.
Укажите грамматическую основу в 1 предложении.
Объясните постановку тире в этом же предложении.
Выпишите из предложения 3 все словосочетания.


Задание для группы №2.
Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением.
Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание.
Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.


Задание для группы №3.
Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.


Проверка заданий в группах.

-На слайде даны портреты выдающихся людей. Назовите их.

Делаем выводы.

-На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?
(Односоставные и двусоставные)
-В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое)
-Достигли ли мы наших целей?


6. Рефлексия.
-Всё ли у вас получилось на уроке?
-Над чем ещё нужно поработать?


7. Домашнее задание.

§ 13, упр. 73



Раздаточный материал!!!



1 группа. Карта урока

1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

- Сделайте выводы.

5. Игра «Не спутай кармашки»:

«Односоставное предложение»

«Двусоставное предложение»

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

1) Солнце взошло.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

3) Стемнело.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6) Поздний вечер.

7) Безмолвие

6. Работа в парах. Текст «Талант»

(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал  без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.

Задание для 1 группы. Укажите грамматическую основу в 1 предложении. Объясните постановку тире в этом же предложении. Выпишите из предложения 3 все словосочетания.
7. Рефлексия.

-Понравился ли урок



2 группа. Карта урока

1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

- Сделайте выводы.

5. Игра «Не спутай кармашки»:

«Односоставное предложение»

«Двусоставное предложение»

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

1) Солнце взошло.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

3) Стемнело.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6) Поздний вечер.

7) Безмолвие

6. Работа в парах. Текст «Талант»

(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал  без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.

Задание для 2 группы. Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.

7. Рефлексия.

- Понравился ли урок



3 группа. Карта урока

1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.

2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.

3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.

4. Исследовательская работа с этим же текстом.

- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях

- Сделайте выводы

5. Игра «Не спутай кармашки»:

«Односоставное предложение»

«Двусоставное предложение»

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

1) Солнце взошло.

2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

3) Стемнело.

4) Река была глубока

5) Сын – выпускник школы

6) Поздний вечер.

7) Безмолвие

6. Работа в парах. Текст «Талант»

(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал  без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.

Задание для 3 группы. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.
7.Рефлексия.

- Понравился ли урок




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматическая основа предложения

Автор: Вилкова Ольга Алексеевна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок русского языка. Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"."
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-tiema-razvitiie-umieniia-nakhodit-ghrammatichieskuiu-osnovu-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446894938"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. "
    ["seo_title"] => string(103) "priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423721747"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока  " Грамматическая основа предложения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "242305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445437394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства