Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения»
Тема урока: «Грамматическая основа предложения»
Цель урока:
1. Повторить и обобщить материал по теме «Словосочетание».
2. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
3. Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
4. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
5. Научить овладевать нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Ход урока.
1. Приветствие. Я хочу вам пожелать…
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
- Начнем урок со словарной работы.
Ученики рассказывают о словах
«стратегия»
«гарантия»
«кандидат»
2. Учащиеся составляют с ними словосочетание.
3. Один ученик читает сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу, село, поселок, город».
Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью мы проведем игру «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».
- Дополните предложения.
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
Предложение состоит из главных и второстепенных членов.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения составляют грамматическую основу.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?
4. Актуализация знаний.Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.
- Изучение нового материала. Урок целесообразно начать с наблюдения по учебнику. Они отвечают на вопросы на с. 45 и делают выводы:
— грамматическая основа выражает основное значение предложения, соотнося его с определенным отрезком окружающего мира;
— фрагмент действительности может описываться в предложении как реальный или как нереальный: возможный, желательный.
Чтение теоретических сведений в учебнике на с. 46.
- Назовите простые предложения. Докажите.
- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.
1. Люблю зиму. 2. Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
- Назовите простые предложения. Докажите.
Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.
- Назовите сложные предложения.
Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.
Вывод:
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
2) Исследовательская работа. Устно. Работа с карточками.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
Предложения с одним главным членом.
Предложения с двумя главными членами.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!
4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Яне могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.
- Сделайте выводы.
Выводы:
1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.
2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)
5. Закрепление материала.
Игра «Не спутай кармашки»:
«Односоставное предложение»
«Двусоставное предложение»
- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.
1. Солнцевзошло.
2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.
3. Стемнело.
4. Река была глубока.
5. Сын – выпускник школы.
6. Поздний вечер.
7. Безмолвие.
8.Ходите осторожно во время гололёда.
Работа в парах
Текст «Талант»
(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги- таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы.(9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности,одаренность.
Каждая группа получает задание:
Задание для группы №1. Укажите грамматическую основу в 1 предложении. Объясните постановку тире в этом же предложении. Выпишите из предложения 3 все словосочетания.
Задание для группы №2. Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.
Задание для группы №3. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.
Проверка заданий в группах.
-На слайде даны портреты выдающихся людей. Назовите их.
Делаем выводы.
-На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы? (Односоставные и двусоставные) -В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа? (Подлежащее или сказуемое) -Достигли ли мы наших целей?
6. Рефлексия. -Всё ли у вас получилось на уроке? -Над чем ещё нужно поработать?
7. Домашнее задание.
§ 13, упр. 73
Раздаточный материал!!!
1 группа. Карта урока
1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.
2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.
3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.
4. Исследовательская работа с этим же текстом.
- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях
- Сделайте выводы.
5. Игра «Не спутай кармашки»:
«Односоставное предложение»
«Двусоставное предложение»
- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.
1) Солнце взошло.
2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.
3) Стемнело.
4) Река была глубока
5) Сын – выпускник школы
6) Поздний вечер.
7) Безмолвие
6. Работа в парах. Текст «Талант»
(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.
Задание для 1 группы.Укажите грамматическую основу в 1 предложении. Объясните постановку тире в этом же предложении. Выпишите из предложения 3 все словосочетания. 7. Рефлексия.
-Понравился ли урок
2 группа. Карта урока
1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.
2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.
3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.
4. Исследовательская работа с этим же текстом.
- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях
- Сделайте выводы.
5. Игра «Не спутай кармашки»:
«Односоставное предложение»
«Двусоставное предложение»
- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.
1) Солнце взошло.
2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.
3) Стемнело.
4) Река была глубока
5) Сын – выпускник школы
6) Поздний вечер.
7) Безмолвие
6. Работа в парах. Текст «Талант»
(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.
Задание для 2 группы.Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.
7. Рефлексия.
- Понравился ли урок
3 группа. Карта урока
1. Работа со словами стратегия, гарантия, кандидат.
2. Составь с ними словосочетания, укажи вид связи.
3. Работа с текстом. Определите вид предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные). Запишите номера простых предложений.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это.
4. Исследовательская работа с этим же текстом.
- Устно укажи грамматическую основу в данных предложениях
- Сделайте выводы
5. Игра «Не спутай кармашки»:
«Односоставное предложение»
«Двусоставное предложение»
- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.
1) Солнце взошло.
2) Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.
3) Стемнело.
4) Река была глубока
5) Сын – выпускник школы
6) Поздний вечер.
7) Безмолвие
6. Работа в парах. Текст «Талант»
(1)Талант очень старое слово. (2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица. (3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья. (4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги - таланты. (5) А когда вернулся, спросил отчет. (6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. (7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал без пользы. (9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его. (10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.
Задание для 3 группы.Сделайте синтаксический разбор 8 предложения. 7.Рефлексия.