Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит пальчиковую гимнастику. Организует запись в тетрадях. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна, урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. - Откройте, пожалуйста, тетради, давайте запишем с вами число, в классе. | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Выполняют действия за учителем. Записывают в тетрадях: 17 марта. В классе. | Личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
2.Этап актуализации пробного действия. | Организует наблюдения над буквенным рядом. Подводит учащихся к теме урока. Организует запись гласных букв на доске и в тетрадях. -Ребята, обратите внимание на доску. (на доске записаны буквы) У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Ь, Е, У, И. -Найдите лишнюю букву и объясните, почему?(убираю Ь) У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И (убираю М). -Что можно сказать об остальных буквах? -Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? -Давайте запишем в тетрадях гласные буквы. | Обращают внимание на доску. Слушают учителя. Ь – не обозначает звука. М – обозначает согласный звук. Это буквы, обозначающие гласные звуки. О гласных звуках и буквах. (списывают с доски по образцу) | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | -Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? -Назовите буквы, которые обозначают один гласный звук -Назовите буквы, которые обозначают два звука. -Давайте вспомним, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. -Назовите слова, в которых эти буквы обозначают два звука. | Десять. А, О, У, Ы, И, Э. Е, Ё, Ю, Я. Если стоят в начале слова, после Ъ и Ь знака, после гласных. Дети называют: ель, ёжик, юла, яма. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Организует наблюдения над словарными словами. Формирует умение находить слова по признаку начала и конца слова. Организует самостоятельное списывание словарных слов с карточек на доске. -Прочитайте слова на карточках: Капуста, помидор, яблоко, горох, огурец, картофель, ягода, свёкла, айва. – Что вы можете сказать об этой группе слов? – Что это за слова? – Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные, подчеркните гласные одной чертой. – Какие слова выписали? | -Это названия растений. -Словарные слова. Выполняют задание. Выписывают: яблоко, ягода, айва. | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
5.Этап реализации построенного проекта. | Организует работу по учебнику. Тренирует в выразительном чтении стихотворения. Организует самостоятельное списывание с учебника. -Откройте учебники на стр.58, упр.№1. давайте прочитаем стихотворение. Первый раз читаю я, вы слушаете (Я читаю). Второй раз читаем хором. Третий раз читаете вы (несколько учащихся). -О ком говорится в стихотворении? -Что вы знаете о ласточках? -Найдите в стихотворении песню ласточки. С какой интонацией она пела песенку? -Прочитаем выразительно только песенку ласточки (по желанию). -Спишите песенку ласточки в тетрадь (на экране образец, презентация 3, слайд 1). | Открывают учебники, внимательно слушают стихотворение. Принимают участие в хоровом чтении. -О ласточке. -Ласточки прилетают с приходом весны. -С радостной интонацией, с певучестью, потому что наступает весна. Читают выразительно стихотворение. (Списывают по образцу с экрана). Как февраль ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – Все весною пахнет! | Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | Организует работу над правилом на стр.58. Формирует умение пересказывать правило по частям. Подводит учащихся к выводу о признаках гласных звуков и букв. -Откройте учебники на стр. 58. -Познакомимся с новым правилом (читаю сама). -Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий. -Что нового о гласных вы узнали? Провожу физминутку. Организует работу над упражнением №3. Развивает наблюдательность и умение соотносить рисунок со звуком. -На стр.59 посмотрите на упр.№3. Догадайтесь, какой гласный звук произносит для распевки каждый хорист. -Прочитаем сведение о языке на стр.59. (сама и несколько учащихся). | Воспринимают информацию учителя на слух. Принимают участие в пересказе правила по плану. 1.Гласный звук состоит только из голоса. 2.При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. 3.Гласный звук образует слог. Физминутка. 1.Саша - у, 2.Катя - э, 3.Вова - а, 4.Оля - и, 5.Костя - о, 6.Коля - ы. Гласные звуки: а, о, и, ы, у, э. Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Организует работу в парах по карточкам. Формирует умение проверять свою работу по эталону. -Я вам раздала карточки, вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. -Проверьте свою работу по эталону на экране, исправьте ошибки карандашом (презентация 3, слайд 2). Назовите гласные звуки. | Работают в парах. Проверяют работу по эталону. Река – рука; палка – полка (пилка); кисти – кости; струна – страна; липа – лапа; бутон – батон; веник – венок; тучка – точка. Называют гласные звуки, которые вставили. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности. | Организует обобщающую беседу по теме. Проводит рефлексию учебных действий. Дает эмоциональную оценку работы учащихся. Прощается с классом. -Какова была тема нашего урока? -Какие звуки называют гласными? -Сколько букв в русском языке для обозначения гласных звуков? Назовите их. -Сколько букв обозначают один гласный звук? Назовите эти буквы. -Сколько букв обозначают два звука? Назовите эти буквы. Организует рефлексию. -Если у вам понравился урок и у вас все получилось, покажите мне, пожалуйста, солнышко. Если у вас что не получилось или вам не понравился урок, покажите тучку. | Принимают участие в обобщающей беседе. -Гласные звуки и буквы. -Которые можно пропеть. -Десять букв. А, О, И, Ы, У, Э, Е, Ё, Ю, Я. -Шесть букв: А, О, И, Ы, У, Э. -Четыре буквы: Е, Ё, Ю, Я. Дети рисуют выражение лица. | Регулятивные: внесение необходимых дополнений в систему усвоенных знаний; выделение и осознание качества усвоения материала. |