kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное

учреждение  гимназия №1

 

Конспект урока обучения грамоте

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы»

(УМК « Система Л.В.Занкова»)

                                                                                 Урок разработала:

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                       1квалификационная категория

    Смородинова Елена Эдуардовна

 

г.Комсомольск-на – Амуре. 

2015г

Тема урока: Гласные  звуки и буквы.

Тип урока:  урок закрепления.

 Цель урока: показать смыслоразличительную роль звуков; способствовать развитию фонематического слуха учащихся; научить  выполнять частичный  фонетический анализ  слова; обобщить знания учащихся об  особенностях гласных и согласных звуков; дать представление о фразеологическом словаре;

развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Личностные УУД: мотивация учения;

2) познавательные УУД: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;

3) коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4) регулятивные УУД: контроль,  планирование,  способность к мобилизации сил.

Оборудование: интерактивная доска, нетбуки для детей, персональный ноутбук для учителя, предметная картинка солнышка,  фразеологический словарь, схемы-человечки гласных звуков.

Использование ЦОР на уроке: СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы., Единая коллекция ЦОР Гласные звуки и буквы. Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение обозначения мягкости и твёрдости согласных [Карточка ресурса]

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II.Актуализация знаний

(На доске картинка солнышка)

 Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.

Давайте улыбнёмся друг другу, поздоровайтесь локтями, и пусть у нас будет солнечным наше настроение.

 Динь-динь-динь звенит звонок,

 Ты готов начать урок?

-Зачем мы учимся читать?

-Кого можно назвать настоящим читателем?

-Что помогает человеку в общении?

Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»

 Каждый из нас не перестаёт учиться всю жизнь, а значит, у нас есть главный учитель

И у меня он тоже есть учитель. Он  у меня в сумке. Что это?      Неужели?      

В самом деле? Взгляните он тут. Его учебником зовут. Это мой учитель.

 К нему я обращаюсь каждый день.

- А как  зовут вашего учителя? Почему его так называют?

Давайте вспомним язык нашего учителя?

-Чтобы много знать, быть грамотными, развитыми людьми.

Настоящий читатель должен понимать  содержание прочитанного произведения, уметь рассуждать. Оценивать поступки героев,  высказывать своё мнение о поступках героев.

-Речь.

- Речь бывает устной и письменной.

 -Наша речь состоит из предложений.

- Предложение состоит из слов.

-УЧЕБНИК

-Азбука

-БУКВЫ

Формулирование темы урока

2.) Ребята, вы любите отгадывать загадки? Проверим.

а) На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

б) Пришла в лес девица и разукрасила

 в пёстрый наряд все листья.

в) Сам алый сахарный,

кафтан зелёный бархатный.

г)  У сосны и ёлки колючие…

д)  Сидит девица в темнице, а коса на улице.

 -Назовите первый звук отгадки. Какой буквой обозначим этот звук?

 -Вам  знакомы эти буквы?  У,О,А.И,М

 -А что вы о них знаете?

Какая буква  «лишняя»?

 Над какой темой мы будем сегодня работать?

- Как вы думаете, мы будем работать спустя рукава или засучив рукава?

- Почему вы так решили?

- Откуда пришли к нам эти выражения?

- А если я хочу подробнее узнать об этих выражениях,  в этом мне   поможет специальная книга, которая называется Фразеологический словарь (Знакомство со словарём)

- Чему вы должны научиться?             

Дети называют отгадки

-Улитка.

-Осень.

-Арбуз.

-Иголки.

-Морковь

У,О,А,И,М

 -Это буквы гласных и согласных  звуков.

Есть буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Есть буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.

 Гласные звуки поются и произносятся без преграды.

-Лишний звук (М). Он согласный, а все остальные гласные.

Читать слова с гласными звуками.

Видеть гласные и согласные звуки в слове, составлять слова из этих звуков.

-Засучив рукава.

 -Должны работать с прилежанием и старанием

 -Эти выражения  мы употребляем в нашей речи.

-Понимать  учителя, искать нужную информацию в учебнике, выполнять различные задания, оценивать свою работу на уроке.

Чтобы мы могли грамотно читать, проведём речевую разминку.

У,О,А.И

-Назовите  протяжно, отрывисто с удивлением  звуки.

Давайте споём на мотив известной вам песенки «В лесу  родилась ёлочка»

Молодцы. Мы подготовили свой речевой аппарат к работе. Продолжаем дальше трудиться.

-Давайте вернёмся к нашим буквам и продолжим этот ряд.

У,О,А,И…Э, ы

-Какая буква «лишняя»

Дети поют на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

А-А-А-А-А-А-А-А

О-О-О-О-О-О

У-У-У-У-У-У-У-У

И-И-И-И-И-И

«Лишняя» буква – ы. Она не бывает заглавной и не стоит в начале слова.

Работа по теме урока, постановка проблемы

Поиск решения проблемы 

Физминутка.

На доске буквы С,Н.Г

-Что вы о них можете сказать?

 -Какое задание с этими буквами вы можете предложить для ребят класса?

-Давайте составим слова из данных букв. - Получилось?

-Почему?

-Какой вывод можно сделать?

-Исправьте ситуацию.

 -Что получилось?

- Подберите родственные слова к слову снег.

 -Какое задание с этими словами вы можете предложить детям класса?

-Откройте СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы.

Составьте  схему  к моему предложению.

 Тихо падает пушистый снежок.

Молодцы.

-Это буквы согласных звуков.

-они обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки.

Составить слова из этих букв.

Нет, не получилось. Не хватает гласных звуков.

Гласные образуют слог, а слоги – слово.

Слово СНЕГ

Снежок, снежная, снегурочка, снежки

Распределить на группы.

Составить предложение с одним из слов.

-Найти «лишнее» слово.

Дети составляют схему предложения.

Физминутка.

Работа в  группах на нетбуке.

Вспомните правила работы в группе.

 Откройте  комплекс «Развитие речи». «Интерактивный раздел» 

Выберите предметные картинки, на которых слова начинаются с гласного звука. Составьте  звуковую схему слова, которое вам больше нравится.

-Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова  игла в печатных тетрадках.

 Вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу.

 Я друзья, от вас не скрою,

 Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Расскажите всё об этом слове.

 Работать дружно, сообща, прислушиваться к мнению друг друга, не перебивать других участников группы.

Это слово ананас, арбуз, автобус, игла, утка.

Дети составляют звуковые схемы слова.

Дети составляют  со схему слова.

В этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука.2 согласных звука, ударный а, безударный и.

Игра « Пойми меня» (Угадывание звука)

Вот шесть артистов перед нами

( даны схемы-человечки гласных звуков)

Ни секунды не теряй,

Звуки гласные раздай.

Приглашаются в игру

О, э, ы, а, и, у !

Я произнесу звук на ушко, а вы должны губами произнести его.

-Какие знания об этих звуках вы можете дополнить?

Ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его.  Дети

догадываются, что это за звук.)

 

 Эти звуки могут обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков.

Контроль знаний

  -Выполним задание на интерактивной доске с использование ресурса интернета.

Разложите кубики по группам.

е,ё,ю,я – буквы, обозначающие мягкость согласного звука;

о,а,э,у,ы –буквы, обозначающие твёрдость согласного звука.

Рефлексия

- Я СМОГ

-Я УЗНАЛ

-Я НАУЧИЛСЯ

Итог урока

-Я  узнал, что такое Фразеологический словарь.

-Я научился распознавать гласные и согласные звуки

-Я смог работать в группе с другими детьми класса.

-Я научился  слушать  детей класса.

-Я узнал, что звуки бывают гласные и согласные.

-Я научился работать на нетбуке.

                                    Список литературы.

1.      Фразеологический словарь.

2. СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы.

 

Ресурсы интернета.

 Гласные звуки:   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») »

Муниципальное общеобразовательное

учреждение гимназия №1





















Конспект урока обучения грамоте

Тема урока: «Гласные звуки и буквы»

(УМК « Система Л.В.Занкова»)

















Урок разработала:

учитель начальных классов

1квалификационная категория

Смородинова Елена Эдуардовна





г. Комсомольск-на – Амуре


2015г






Тема урока: Гласные звуки и буквы.


Тип урока: урок закрепления.


Цель урока: показать смыслоразличительную роль звуков; способствовать развитию фонематического слуха учащихся; научить выполнять частичный фонетический анализ слова; обобщить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков; дать представление о фразеологическом словаре;

развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Личностные УУД: мотивация учения;

2) познавательные УУД: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;

3) коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4) регулятивные УУД: контроль, планирование, способность к мобилизации сил.


Задачи урока:


Оборудование: интерактивная доска, нетбуки для детей, персональный ноутбук для учителя, предметная картинка солнышка, фразеологический словарь, схемы-человечки гласных звуков.

Использование ЦОР на уроке: СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы., Единая коллекция ЦОР Гласные звуки и буквы. Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение обозначения мягкости и твёрдости согласных [Карточка ресурса]

Этап урока

Содержание учебного материала


Деятельность учащихся

I.

Организационный момент. Психологический настрой на урок.








II.

Актуализация знаний











  1. (На доске картинка солнышка)


Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.

Давайте улыбнёмся друг другу, поздоровайтесь локтями, и пусть у нас будет солнечным наше настроение.


Динь-динь-динь звенит звонок,

Ты готов начать урок?


  • -Зачем мы учимся читать?


-Кого можно назвать настоящим читателем?

-Что помогает человеку в общении?

Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»



Каждый из нас не перестаёт учиться всю жизнь, а значит, у нас есть главный учитель

И у меня он тоже есть учитель. Он у меня в сумке. Что это? Неужели?

В самом деле? Взгляните он тут. Его учебником зовут. Это мой учитель.

К нему я обращаюсь каждый день.

- А как зовут вашего учителя? Почему его так называют?

Давайте вспомним язык нашего учителя?













-Чтобы много знать, быть грамотными, развитыми людьми.

Настоящий читатель должен понимать содержание прочитанного произведения, уметь рассуждать. Оценивать поступки героев, высказывать своё мнение о поступках героев.






-Речь.

- Речь бывает устной и письменной.

-Наша речь состоит из предложений.

- Предложение состоит из слов.












-УЧЕБНИК





-Азбука

-БУКВЫ




































Формулирование

темы урока


2.) Ребята, вы любите отгадывать загадки? Проверим.

а) На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.


б) Пришла в лес девица и разукрасила

в пёстрый наряд все листья.


в) Сам алый сахарный,

кафтан зелёный бархатный.


г) У сосны и ёлки колючие…


д) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

-Назовите первый звук отгадки. Какой буквой обозначим этот звук?

-Вам знакомы эти буквы? У,О,А.И,М

-А что вы о них знаете?










Какая буква «лишняя»?





Над какой темой мы будем сегодня работать?



- Как вы думаете, мы будем работать спустя рукава или засучив рукава?

- Почему вы так решили?

- Откуда пришли к нам эти выражения?


- А если я хочу подробнее узнать об этих выражениях, в этом мне поможет специальная книга, которая называется Фразеологический словарь (Знакомство со словарём)

- Чему вы должны научиться?




Дети называют отгадки



-Улитка.




-Осень.



-Арбуз.


-Иголки.



-Морковь



У,О,А,И,М


-Это буквы гласных и согласных звуков.

Есть буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Есть буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные звуки поются и произносятся без преграды.


-Лишний звук (М). Он согласный, а все остальные гласные.


Читать слова с гласными звуками.

Видеть гласные и согласные звуки в слове, составлять слова из этих звуков.

-Засучив рукава.

-Должны работать с прилежанием и старанием

-Эти выражения мы употребляем в нашей речи.






-Понимать учителя, искать нужную информацию в учебнике, выполнять различные задания, оценивать свою работу на уроке.


Чтобы мы могли грамотно читать, проведём речевую разминку.

У,О,А.И

-Назовите протяжно, отрывисто с удивлением звуки.

Давайте споём на мотив известной вам песенки «В лесу родилась ёлочка»

Молодцы. Мы подготовили свой речевой аппарат к работе. Продолжаем дальше трудиться.

-Давайте вернёмся к нашим буквам и продолжим этот ряд.

У,О,А,И…Э, ы

-Какая буква «лишняя»

Дети поют на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

А-А-А-А-А-А-А-А

О-О-О-О-О-О

У-У-У-У-У-У-У-У

И-И-И-И-И-И







«Лишняя» буква – ы. Она не бывает заглавной и не стоит в начале слова.

Работа по теме урока, постановка проблемы





Поиск решения проблемы






Физминутка.


На доске буквы С,Н.Г

-Что вы о них можете сказать?


-Какое задание с этими буквами вы можете предложить для ребят класса?

-Давайте составим слова из данных букв. - Получилось?

-Почему?

-Какой вывод можно сделать?

-Исправьте ситуацию.

-Что получилось?

- Подберите родственные слова к слову снег.


-Какое задание с этими словами вы можете предложить детям класса?




-Откройте СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы.

Составьте схему к моему предложению.

Тихо падает пушистый снежок.

Молодцы.

-Это буквы согласных звуков.

-они обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки.

Составить слова из этих букв.


Нет, не получилось. Не хватает гласных звуков.

Гласные образуют слог, а слоги – слово.

Слово СНЕГ

Снежок, снежная, снегурочка, снежки


Распределить на группы.

Составить предложение с одним из слов.

-Найти «лишнее» слово.






Дети составляют схему предложения.









Физминутка.





Работа в группах на нетбуке.

Вспомните правила работы в группе.

Откройте комплекс «Развитие речи». «Интерактивный раздел»

Выберите предметные картинки, на которых слова начинаются с гласного звука. Составьте звуковую схему слова, которое вам больше нравится.



-Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова игла в печатных тетрадках.

Вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу.

Я друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Расскажите всё об этом слове.


Работать дружно, сообща, прислушиваться к мнению друг друга, не перебивать других участников группы.


Это слово ананас, арбуз, автобус, игла, утка.

Дети составляют звуковые схемы слова.


Дети составляют со схему слова.





В этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука.2 согласных звука, ударный а, безударный и.



Игра « Пойми меня» (Угадывание звука)

Вот шесть артистов перед нами

( даны схемы-человечки гласных звуков)

Ни секунды не теряй,

Звуки гласные раздай.

Приглашаются в игру

О, э, ы, а, и, у !

Я произнесу звук на ушко, а вы должны губами произнести его.

-Какие знания об этих звуках вы можете дополнить?






Ребёнок вытягивает губы, как бы произносит его. Дети

догадываются, что это за звук.)


Эти звуки могут обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков.

Контроль знаний

-Выполним задание на интерактивной доске с использование ресурса интернета.

Разложите кубики по группам.



е,ё,ю,я – буквы, обозначающие мягкость согласного звука;

о,а,э,у,ы –буквы, обозначающие твёрдость согласного звука.

Рефлексия


- Я СМОГ

-Я УЗНАЛ

-Я НАУЧИЛСЯ

Итог урока



-Я узнал, что такое Фразеологический словарь.

-Я научился распознавать гласные и согласные звуки

-Я смог работать в группе с другими детьми класса.

-Я научился слушать детей класса.

-Я узнал, что звуки бывают гласные и согласные.

-Я научился работать на нетбуке.



Список литературы.

  1. Фразеологический словарь.

2. СD Программно-методический комплекс «Развитие речи» Интерактивный раздел. Звуковые и слоговые схемы.


Ресурсы интернета.

Гласные звуки: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смородинова Елена Эдуардовна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 172882

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства