kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Гласные звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

гласные звуки и буквы.
выделение гласных звуков и букв в словах

Задачи: уточнить представление учащихся о гласных звуках и буквах; обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков и их особенности; закрепить умения различать звук и букву, правильно произносить звуки и называть буквы; развивать фонематический слух, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания.

Учитель демонстрирует плакат с изображенными на нем буквами.

– Сколько букв «А»? Сколько букв «У»? Сколько печатных букв?

– Каких букв больше?

– Сколько заглавных букв?

– Сколько строчных букв?

– Сколько строчных букв «а»? Сколько строчных букв «у»? И т. д.

II. Введение в тему.

– Что такое звук?

– Что такое буква?

Звук мы слышим, произносим.

Букву видим, пишем мы.

– Во что звук превращается на бумаге?

– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Вы будете выделять в записанных словах гласные звуки.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

– Вспомните и скажите, какое задание выполняли в начале урока?

– Каких букв было больше? (Букв «А».)

– Кто из вас догадался, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?

– Сколько элементов в прописной букве «А»?

2. Гласные звуки и буквы.

– В каком домике живут звук и буква «А»?

– Сегодня у звуковичков праздник – день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников.

– Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь маленькими детьми – дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в стране слов много бед.

– Сейчас я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы со мной не согласны, зеленый – вы со мной согласны.

– Приготовились? Начнем!

– Звук – это то, что мы видим. (–)

– Буква — это то, что мы пишем. (+)

– Звуки бывают только гласными. (–)

– Звуки бывают гласными и согласными. (+)

– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (–)

– Гласные звуки нельзя пропеть. (–)

– Молодцы! Я вижу, что вы – настоящие второклассники и можете идти в гости к звуковичкам.

– Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ.

– Как вы думаете, как пекут торты в Стране слов?

– А пекут торты в Стране слов из звуков и букв.

– Вот звуковички нашли первый звук [т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звуки, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой.

Т

Р

Т

Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на наборном полотне неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука (гласных звуков).

– Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ».

– Но и крем не получился: опять не хватило одного звука.

К

Р

М

– Даже простая каша не получилась.

К

Ш

– Совсем расстроились звуковички: угощенья нет – придется отменять праздник.

– Куда же пропали с кухни необходимые звуки?

– Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой стране злые волшебники – звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают.

– Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение.

– Давайте посмотрим, что же это за звуки.

Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.

– Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [о].)

– Какой звук пропущен в слове КРЕМ? (Звук [е].)

– Каких звуков не хватает в слове КАША? (Двух звуков [а].)

– Ребята, как вы думаете, чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам?

– Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот.

– Посмотрите: [аааа], [оооо], [й’эээ]!

– Можно положить палец в рот и пропеть этот звук – [аааа].

– Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ….

ГЛАСНЫЕ

– Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.

– Как помочь звуковичкам?

– Неужели они не смогут отпраздновать день рождения?

– Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета.

– Если громко пропеть гласный звук и поднять красный звуковой домик, Ам испугается и убежит.

Учащиеся вместе с учителем пропевают пропущенные в словах гласные и показывают красный звуковой домик.

– Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово.

– Давайте поможем звуковичкам приготовить угощение.

– Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?

К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [о]. Весь класс вместе с ним поет этот звук. Ученик заполняет звуковым домиком пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов:

Т

О

Р

Т

К

Р

Е

М

К

А

Ш

А

– Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?

Учитель вызывает к доске одного ученика, который выкладывает звуковую модель слова СУП. Остальные работают на местах. При этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.

– Назови первый звуке в слове СУП. ([с].)

– Попробуй произнести этот звук с открытым ртом.

– Это звук гласный или нет?

– Проверим следующий звук.

– Кто считает, что звук [у] гласный? Как это доказать?

Учащиеся поют звук [у].

– Каким цветом нужно обозначить этот звук, чтобы уберечь от Ама?

Следующий звук [п] снова проверяется на гласность.

Далее, если позволяет время, можно предложить детям приготовить новые угощения: РИС, СЫР, выкладывая звуковые модели этих слов у доски и на местах.

3. Чтение гласных букв, заполнение красного замка, запись гласных букв в тетрадь.

 Физкультминутка

– Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков.

– Как только я назову гласный звук – вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать – кому что нравится.

– Если звук согласный – вам необходимо будет всем замереть.

Учитель вперемежку называет звуки – учащиеся выполняют соответствующие движения.

IV. Закрепление. Выделение гласных звуков и букв в словах.

– Отдохнули?

Игра «Солисты».

– В каждом хоре есть солисты – певцы. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого надо как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки:

Ау, ау, иа, уи;

Иао, аио, уаи, уои;

Иаоу, уоаи, аоиу, иауо, оиау;

Иаоуэ, оэиау, уоаиэ, эиоау…

V. Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Гласные звуки и буквы"»


гласные звуки и буквы.
выделение гласных звуков и букв в словах

Задачи: уточнить представление учащихся о гласных звуках и буквах; обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков и их особенности; закрепить умения различать звук и букву, правильно произносить звуки и называть буквы; развивать фонематический слух, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: кассы букв; звуковые символы; красный замок; предметные картинки; простые и цветные карандаши; линейки; наборное полотно; сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания.

Учитель демонстрирует плакат с изображенными на нем буквами.

– Сколько букв «А»? Сколько букв «У»? Сколько печатных букв?

– Каких букв больше?

– Сколько заглавных букв?

– Сколько строчных букв?

– Сколько строчных букв «а»? Сколько строчных букв «у»? И т. д.

II. Введение в тему.

– Что такое звук?

– Что такое буква?

Звук мы слышим, произносим.

Букву видим, пишем мы.

– Во что звук превращается на бумаге?

– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Вы будете выделять в записанных словах гласные звуки.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

– Вспомните и скажите, какое задание выполняли в начале урока?

– Каких букв было больше? (Букв «А».)

– Кто из вас догадался, какие буквы будем писать на минутке чистописания?

– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?

– Сколько элементов в прописной букве «А»?

– Запишите строчку элементов строчной буквы «а».

– Запишите строчку прописной буквы «А».

– Пропишите целую строчку строчной буквы «а».

2. Гласные звуки и буквы.

– В каком домике живут звук и буква «А»?

– Сегодня у звуковичков праздник – день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников.

– Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь маленькими детьми – дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в стране слов много бед.

– Сейчас я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы со мной не согласны, зеленый – вы со мной согласны.

– Приготовились? Начнем!

– Звук – это то, что мы видим. (–)

– Буква — это то, что мы пишем. (+)

– Звуки бывают только гласными. (–)

– Звуки бывают гласными и согласными. (+)

– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (–)

– Гласные звуки нельзя пропеть. (–)

– Молодцы! Я вижу, что вы – настоящие второклассники и можете идти в гости к звуковичкам.

– Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ.

– Как вы думаете, как пекут торты в Стране слов?

– А пекут торты в Стране слов из звуков и букв.

– Вот звуковички нашли первый звук [т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звуки, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой.

Т


Р

Т

Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на наборном полотне неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука (гласных звуков).

– Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ».

– Но и крем не получился: опять не хватило одного звука.

К

Р


М

– Даже простая каша не получилась.

К


Ш


– Совсем расстроились звуковички: угощенья нет – придется отменять праздник.

– Куда же пропали с кухни необходимые звуки?

– Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой стране злые волшебники – звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают.

– Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение.

– Давайте посмотрим, что же это за звуки.

Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.

– Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [о].)

– Какой звук пропущен в слове КРЕМ? (Звук [е].)

– Каких звуков не хватает в слове КАША? (Двух звуков [а].)

– Ребята, как вы думаете, чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам?

– Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот.

– Посмотрите: [аааа], [оооо], [й’эээ]!

– Можно положить палец в рот и пропеть этот звук – [аааа].

– Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются … .

ГЛАСНЫЕ

– Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.

– Как помочь звуковичкам?

– Неужели они не смогут отпраздновать день рождения?

– Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета.

– Если громко пропеть гласный звук и поднять красный звуковой домик, Ам испугается и убежит.

Учащиеся вместе с учителем пропевают пропущенные в словах гласные и показывают красный звуковой домик.

– Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово.

– Давайте поможем звуковичкам приготовить угощение.

– Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?

К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [о]. Весь класс вместе с ним поет этот звук. Ученик заполняет звуковым домиком пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов:

Т

О

Р

Т

К

Р

Е

М

К

А

Ш

А

– Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?

Учитель вызывает к доске одного ученика, который выкладывает звуковую модель слова СУП. Остальные работают на местах. При этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.

– Назови первый звуке в слове СУП. ([с].)

– Попробуй произнести этот звук с открытым ртом.

– Это звук гласный или нет?

– Проверим следующий звук.

– Кто считает, что звук [у] гласный? Как это доказать?

Учащиеся поют звук [у].

– Каким цветом нужно обозначить этот звук, чтобы уберечь от Ама?

Следующий звук [п] снова проверяется на гласность.

Далее, если позволяет время, можно предложить детям приготовить новые угощения: РИС, СЫР, выкладывая звуковые модели этих слов у доски и на местах.

3. Чтение гласных букв, заполнение красного замка, запись гласных букв в тетрадь.

Физкультминутка

– Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков.

– Как только я назову гласный звук – вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать – кому что нравится.

– Если звук согласный – вам необходимо будет всем замереть.

Учитель вперемежку называет звуки – учащиеся выполняют соответствующие движения.

IV. Закрепление. Выделение гласных звуков и букв в словах.

– Отдохнули?

Игра «Солисты».

– В каждом хоре есть солисты – певцы. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого надо как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки:

Ау, ау, иа, уи;

Иао, аио, уаи, уои;

Иаоу, уоаи, аоиу, иауо, оиау;

Иаоуэ, оэиау, уоаиэ, эиоау…

V. Итог урока.

Урок можно закончить следующими строчками из стихотворения «Звуки речи»:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
" Гласные звуки и буквы"

Автор: Гурочкина Ольга Леонидовна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных звуков»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_zaniatiia_v_podgotovitelnoi_gruppe_puteshestvie_v_stranu_glas"
    ["file_id"] => string(6) "661528"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1733969439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "202127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429183864"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок обучения грамоте. Гласный звук [ы] буква ы. "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-obuchieniia-ghramotie-glasnyi-zvuk-y-bukva-y"
    ["file_id"] => string(6) "116226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412339932"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект логопедического занятия по теме "Гласные звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-tiemie-glasnyie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "126446"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415179176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства