гласные звуки и буквы.
выделение гласных звуков и букв в словах
Задачи: уточнить представление учащихся о гласных звуках и буквах; обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков и их особенности; закрепить умения различать звук и букву, правильно произносить звуки и называть буквы; развивать фонематический слух, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания.
Учитель демонстрирует плакат с изображенными на нем буквами.
– Сколько букв «А»? Сколько букв «У»? Сколько печатных букв?
– Каких букв больше?
– Сколько заглавных букв?
– Сколько строчных букв?
– Сколько строчных букв «а»? Сколько строчных букв «у»? И т. д.
II. Введение в тему.
– Что такое звук?
– Что такое буква?
Звук мы слышим, произносим.
Букву видим, пишем мы.
– Во что звук превращается на бумаге?
– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Вы будете выделять в записанных словах гласные звуки.
III. Изучение нового материала.
1. Минутка чистописания.
– Вспомните и скажите, какое задание выполняли в начале урока?
– Каких букв было больше? (Букв «А».)
– Кто из вас догадался, какие буквы будем писать на минутке чистописания?
– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?
– Сколько элементов в прописной букве «А»?
2. Гласные звуки и буквы.
– В каком домике живут звук и буква «А»?
– Сегодня у звуковичков праздник – день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников.
– Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь маленькими детьми – дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в стране слов много бед.
– Сейчас я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы со мной не согласны, зеленый – вы со мной согласны.
– Приготовились? Начнем!
– Звук – это то, что мы видим. (–)
– Буква — это то, что мы пишем. (+)
– Звуки бывают только гласными. (–)
– Звуки бывают гласными и согласными. (+)
– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (–)
– Гласные звуки нельзя пропеть. (–)
– Молодцы! Я вижу, что вы – настоящие второклассники и можете идти в гости к звуковичкам.
– Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ.
– Как вы думаете, как пекут торты в Стране слов?
– А пекут торты в Стране слов из звуков и букв.
– Вот звуковички нашли первый звук [т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звуки, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой.
Т
Р
Т
Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на наборном полотне неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука (гласных звуков).
– Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ».
– Но и крем не получился: опять не хватило одного звука.
К
Р
М
– Даже простая каша не получилась.
К
Ш
– Совсем расстроились звуковички: угощенья нет – придется отменять праздник.
– Куда же пропали с кухни необходимые звуки?
– Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой стране злые волшебники – звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают.
– Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение.
– Давайте посмотрим, что же это за звуки.
Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.
– Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [о].)
– Какой звук пропущен в слове КРЕМ? (Звук [е].)
– Каких звуков не хватает в слове КАША? (Двух звуков [а].)
– Ребята, как вы думаете, чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам?
– Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот.
– Посмотрите: [аааа], [оооо], [й’эээ]!
– Можно положить палец в рот и пропеть этот звук – [аааа].
– Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ….
ГЛАСНЫЕ
– Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.
– Как помочь звуковичкам?
– Неужели они не смогут отпраздновать день рождения?
– Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета.
– Если громко пропеть гласный звук и поднять красный звуковой домик, Ам испугается и убежит.
Учащиеся вместе с учителем пропевают пропущенные в словах гласные и показывают красный звуковой домик.
– Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово.
– Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?
К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [о]. Весь класс вместе с ним поет этот звук. Ученик заполняет звуковым домиком пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов:
Т
О
Р
Т
К
Р
Е
М
К
А
Ш
А
– Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?
Учитель вызывает к доске одного ученика, который выкладывает звуковую модель слова СУП. Остальные работают на местах. При этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.
– Назови первый звуке в слове СУП. ([с].)
– Попробуй произнести этот звук с открытым ртом.
– Это звук гласный или нет?
– Проверим следующий звук.
– Кто считает, что звук [у] гласный? Как это доказать?
Учащиеся поют звук [у].
– Каким цветом нужно обозначить этот звук, чтобы уберечь от Ама?
Следующий звук [п] снова проверяется на гласность.
Далее, если позволяет время, можно предложить детям приготовить новые угощения: РИС, СЫР, выкладывая звуковые модели этих слов у доски и на местах.
3. Чтение гласных букв, заполнение красного замка, запись гласных букв в тетрадь.
Физкультминутка
– Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков.
– Как только я назову гласный звук – вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать – кому что нравится.
– Если звук согласный – вам необходимо будет всем замереть.
Учитель вперемежку называет звуки – учащиеся выполняют соответствующие движения.
IV. Закрепление. Выделение гласных звуков и букв в словах.
– Отдохнули?
Игра «Солисты».
– В каждом хоре есть солисты – певцы. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого надо как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки:
Ау, ау, иа, уи;
Иао, аио, уаи, уои;
Иаоу, уоаи, аоиу, иауо, оиау;
Иаоуэ, оэиау, уоаиэ, эиоау…
V. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Гласные звуки и буквы"»
гласные звуки и буквы. выделение гласных звуков и букв в словах
Задачи: уточнить представление учащихся о гласных звуках и буквах; обратить внимание учащихся на значимость гласных звуков и их особенности; закрепить умения различать звук и букву, правильно произносить звуки и называть буквы; развивать фонематический слух, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: кассы букв; звуковые символы; красный замок; предметные картинки; простые и цветные карандаши; линейки; наборное полотно; сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания.
Учитель демонстрирует плакат с изображенными на нем буквами.
– Сколько букв «А»? Сколько букв «У»? Сколько печатных букв?
– Каких букв больше?
– Сколько заглавных букв?
– Сколько строчных букв?
– Сколько строчных букв «а»? Сколько строчных букв «у»? И т. д.
II. Введение в тему.
– Что такое звук?
– Что такое буква?
Звук мы слышим, произносим.
Букву видим, пишем мы.
– Во что звук превращается на бумаге?
– Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Вы будете выделять в записанных словах гласные звуки.
III. Изучение нового материала.
1. Минутка чистописания.
– Вспомните и скажите, какое задание выполняли в начале урока?
– Каких букв было больше? (Букв «А».)
– Кто из вас догадался, какие буквы будем писать на минутке чистописания?
– Из каких элементов состоит строчная буква «а»?
– Сколько элементов в прописной букве «А»?
– Запишите строчку элементов строчной буквы «а».
– Запишите строчку прописной буквы «А».
– Пропишите целую строчку строчной буквы «а».
2. Гласные звуки и буквы.
– В каком домике живут звук и буква «А»?
– Сегодня у звуковичков праздник – день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников.
– Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь маленькими детьми – дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в стране слов много бед.
– Сейчас я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы со мной не согласны, зеленый – вы со мной согласны.
– Приготовились? Начнем!
– Звук – это то, что мы видим. (–)
– Буква — это то, что мы пишем. (+)
– Звуки бывают только гласными. (–)
– Звуки бывают гласными и согласными. (+)
– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (–)
– Гласные звуки нельзя пропеть. (–)
– Молодцы! Я вижу, что вы – настоящие второклассники и можете идти в гости к звуковичкам.
– Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ.
– Как вы думаете, как пекут торты в Стране слов?
– А пекут торты в Стране слов из звуков и букв.
– Вот звуковички нашли первый звук [т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звуки, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой.
Т
Р
Т
Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на наборном полотне неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука (гласных звуков).
– Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ».
– Но и крем не получился: опять не хватило одного звука.
К
Р
М
– Даже простая каша не получилась.
К
Ш
– Совсем расстроились звуковички: угощенья нет – придется отменять праздник.
– Куда же пропали с кухни необходимые звуки?
– Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой стране злые волшебники – звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают.
– Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение.
– Давайте посмотрим, что же это за звуки.
Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.
– Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [о].)
– Какой звук пропущен в слове КРЕМ? (Звук [е].)
– Каких звуков не хватает в слове КАША? (Двух звуков [а].)
– Ребята, как вы думаете, чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам?
– Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот.
– Посмотрите: [аааа], [оооо], [й’эээ]!
– Можно положить палец в рот и пропеть этот звук – [аааа].
– Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются … .
ГЛАСНЫЕ
– Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.
– Как помочь звуковичкам?
– Неужели они не смогут отпраздновать день рождения?
– Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета.
– Если громко пропеть гласный звук и поднять красный звуковой домик, Ам испугается и убежит.
Учащиеся вместе с учителем пропевают пропущенные в словах гласные и показывают красный звуковой домик.
– Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово.
– Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук?
К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [о]. Весь класс вместе с ним поет этот звук. Ученик заполняет звуковым домиком пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов:
Т
О
Р
Т
К
Р
Е
М
К
А
Ш
А
– Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП?
Учитель вызывает к доске одного ученика, который выкладывает звуковую модель слова СУП. Остальные работают на местах. При этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.
– Назови первый звуке в слове СУП. ([с].)
– Попробуй произнести этот звук с открытым ртом.
– Это звук гласный или нет?
– Проверим следующий звук.
– Кто считает, что звук [у] гласный? Как это доказать?
Учащиеся поют звук [у].
– Каким цветом нужно обозначить этот звук, чтобы уберечь от Ама?
Следующий звук [п] снова проверяется на гласность.
Далее, если позволяет время, можно предложить детям приготовить новые угощения: РИС, СЫР, выкладывая звуковые модели этих слов у доски и на местах.
3.Чтение гласных букв, заполнение красного замка, запись гласных букв в тетрадь.
Физкультминутка
– Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков.
– Как только я назову гласный звук – вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать – кому что нравится.
– Если звук согласный – вам необходимо будет всем замереть.
Учитель вперемежку называет звуки – учащиеся выполняют соответствующие движения.
IV. Закрепление. Выделение гласных звуков и букв в словах.
– Отдохнули?
Игра «Солисты».
– В каждом хоре есть солисты – певцы. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого надо как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки:
Ау, ау, иа, уи;
Иао, аио, уаи, уои;
Иаоу, уоаи, аоиу, иауо, оиау;
Иаоуэ, оэиау, уоаиэ, эиоау…
V. Итог урока.
Урок можно закончить следующими строчками из стихотворения «Звуки речи»: