kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс

Тип урока: Закрепление

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Ударные и безударные гласные звуки»

Цель: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.

Задачи:

образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;

воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости  ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные: способность  к  самоопределению,  самооценке, взаимооценке  на  основе наблюдений за  собственной речью  и  речью  других  ребят  класса;

Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;

Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать  свои действия.

Технологии: технологии  системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: по характеру познавательной  деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический. 

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

  • учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами,  презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный  проектор)

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

- Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)

Проверка готовности к уроку:

- Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша.

II. Актуализация знаний

1. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. (Слайд №2.)

6 апреля.

Классная работа.

- Назови буквы.   

Слайд №3

   а       о       и          ы          у           ё

- Какие это буквы?

- Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.

- Какая буква «лишняя»? Почему?

- А что можете сказать про остальные гласные?

2.

- Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

- О чём это стихотворение?

- А что такое ударение?

Слайд №4

 Дом, друзья, ёлка.

-Прочитайте слова.

- Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?

- Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

- В каком слове ударение не ставится? Почему?

- Какой можно сделать вывод по этим словам?

III. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки»

- А чтобы определить,  что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети.  Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что  ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.

- Где эти знания могут пригодиться?

- Давайте выведем цель нашего урока.

- На уроке мы будем закреплять умение правильно  определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.

IV.

Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла

1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.

- Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.

- Постарайтесь определить тему текста.

- Прочитайте слова с буквой ё.

- Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

- Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.

- Проверьте правильность обозначения ударения в словах.

- В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?

- А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?

Физминутка

- А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай,  как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз.  Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.

2) –В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет  памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?

2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.

4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.

5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.

- Прочитаем хором.

- Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5).

- Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и  подчеркните безударные гласные.

- Взаимопроверка.

- Давайте ещё раз вспомним, что такое ударная и безударная гласная, в этом нам помогут «Сведения о языке» в нижней части учебника на с. 63

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах. (Слайд №6)

- Я вам предлагаю поработать в парах.  Договоритесь, кто из вас будет заполнять карточку первым, кто вторым. Чтобы быстро и правильно справиться с заданием, нужно работать дружно.

— Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

Задание.

  1. Прочитайте.

2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

[  ] В цветках капли росы.

[  ] У дома сад.

[  ] Наша дача в лесу.

[  ] В саду розы.

Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)

Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, нарисуйте смайлики.

 - Что помогло вам при выполнении этого задания?

Физминутка ( для глаз)

Слайд №8

VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Слайд 9

На дворе трава, на траве дрова.

- Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

- Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

- На что обратили внимание?

- Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

- Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.

- Сделаем вывод. Об  этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

VII.Рефлексия учебной деятельности

- Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.

- Что такое ударный слог?

- Где эти знания могут пригодиться?

- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.

- Молодцы, я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" »

Технологическая карта урока

Класс 1

Учитель: Рузняева Татьяна Леонидовна

Дата: 6 апреля

Тип урока: Закрепление

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Ударные и безударные гласные звуки»

Цель: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.


Задачи:

образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;

воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;


Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;


Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать свои действия.

Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами, презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный проектор)




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие.

- Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)

Проверка готовности к уроку:

- Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша.

Приветствуют учителя, друг друга,

эмоционально настраиваются на урок



Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний







1. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. (Слайд №2.)

6 апреля.

Классная работа.

- Назови буквы.

Слайд №3

а о и ы у ё

- Какие это буквы?

- Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.

- Какая буква «лишняя»? Почему?

- А что можете сказать про остальные гласные?

Повторяя хором, открывают тетради.

Кладут наклонно тетради.

Берут ручки в руки.

Ставят руку на локоть.

Опускают руку на тетрадь

Записывают число и «Классная работа» в тетради.




Называют буквы

- Гласные буквы

Записывают буквы в тетради.


- Буква ё. Она всегда ударная.

- Гласные, которые могут быть в ударном и безударном положении.

2.

- Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

- О чём это стихотворение?

- А что такое ударение?


Слайд №4

Дом, друзья, ёлка.

-Прочитайте слова.

- Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?

- Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

- В каком слове ударение не ставится? Почему?


- Какой можно сделать вывод по этим словам?


Внимательно слушают.













- Об ударном слоге.

- Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.



Читают слова.

Показывают гласную букву в ударном слоге с помощью веера: о, я, ё.

Буквы: у, а.


- Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.

- В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

- Буква ё всегда ударная.

- Ударение не ставится в односложном слове.

III. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки»

- А чтобы определить, что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети. Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.

- Где эти знания могут пригодиться?

- Давайте выведем цель нашего урока.

- На уроке мы будем закреплять умение правильно определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.

- Ударные и безударные гласные звуки






- Правильно обозначил ударный гласный звук Петя. Произносится с большей силой голоса слог кни.


Ответы детей.

- На уроке будем закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

IV.

Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла




1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.

- Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.

- Постарайтесь определить тему текста.

- Прочитайте слова с буквой ё.

- Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

- Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.


- Проверьте правильность обозначения ударения в словах.

- В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?


- А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?




Открывают учебник с.63, читают стих-е.


- Начало весны.

- Землёю, днём, всё.

- Всегда произносится с большей силой голоса.

Списывают первое предложение в стихотворной форме. Обозначают в словах ударение.

Проверка.


Над, землёю, днём, всё.

Над – односложное слово, землёю, днём, всё – слова с буквой ё.

- Всегда ударной бывает гласная ё и гласные в односложных словах.

Физминутка

- А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз. Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.



Внимательно слушают слова и выполняют движения.



























2) –В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?

2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.

4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.

5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.

- Прочитаем хором.

- Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5).




- Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные.

- Взаимопроверка.

- Давайте ещё раз вспомним, что такое ударная и безударная гласная, в этом нам помогут «Сведения о языке» в нижней части учебника на с. 63

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.


Знакомятся с памяткой














Читают хором.

Вишня – ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

Слива - ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

Смородина - ударный гласный звук [о], безударные гласные звуки [а], [и], [а].

Записывают слова, обозначают в словах ударение и безударные гласные.

Взаимопроверка.

Читают «Сведения о языке».







V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах. (Слайд №6)

- Я вам предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас будет заполнять карточку первым, кто вторым. Чтобы быстро и правильно справиться с заданием, нужно работать дружно.

— Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

Задание.

  1. Прочитайте.

2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

[  ] В цветках капли росы.

[  ] У дома сад.

[  ] Наша дача в лесу.

[  ] В саду розы.

Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)

Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, нарисуйте смайлики.

- Что помогло вам при выполнении этого задания?


Договариваются между собой.




Читают задание.


Указывают порядок предложений.


Обозначают ударение в двусложных словах, подчеркивают букву, обозначающую безударный гласный звук







Сверяют с доской правильность выполнения задания


Оценивают свою работу.


-Памятка «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Физминутка

( для глаз)

Слайд №8

Выполняют движения глазами.

VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении


— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

Слайд 9

На дворе трава, на траве дрова.

- Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

- Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

- На что обратили внимание?


- Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

- Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.

- Сделаем вывод. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Читают скороговорку.




- Дворе, дрова.


[а],[а], [а],[а].


-Безударный гласный звук в слове обозначен разными буквами.



Списывают скороговорку, обозначая безударный гласный звук.

- Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

VII.Рефлексия учебной деятельности


- Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.


- Что такое ударный слог?


- Где эти знания могут пригодиться?

- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.

- Молодцы, я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.

- Закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

- Произношение слога с большей силой голоса.

Ответы детей.

Оценивают свою работу, выбирая соответствующее яблочко.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки"

Автор: Рузняева Татьяна Леонидовна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-proiznoshieniie-biezudarnogho-ghlasnogho-zvuka-v-slovie-i-oboznachieniie-bukvoi-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "200387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428827174"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "конспект урока по русскому языку на тему "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki-ikh-oboznachieniie-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "101680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402426561"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему "Проверка безударных гласных в словах""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_na_tiemu_provierka_biezudarnykh_ghlasnykh_v_slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "442318"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512471395"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Фонетический разбор слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietichieskii-razbor-slova"
    ["file_id"] => string(6) "244233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445886222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства