Класс 1
Тип урока: Закрепление
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Ударные и безударные гласные звуки»
Цель: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.
Задачи:
образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;
развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;
воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;
Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;
Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать свои действия.
Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
- учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами, презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный проектор)
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие.
- Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)
Проверка готовности к уроку:
- Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша.
II. Актуализация знаний
1. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Слайд №2.)
6 апреля.
Классная работа.
- Назови буквы.
Слайд №3
а о и ы у ё
- Какие это буквы?
- Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.
- Какая буква «лишняя»? Почему?
- А что можете сказать про остальные гласные?
2.
- Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка — молоток —
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его озорника.
Этот невидимка говорит:
Силачом слыву недаром,
Выделяю слог ударом.
- О чём это стихотворение?
- А что такое ударение?
Слайд №4
Дом, друзья, ёлка.
-Прочитайте слова.
- Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?
- Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?
- В каком слове ударение не ставится? Почему?
- Какой можно сделать вывод по этим словам?
III. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?
- Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки»
- А чтобы определить, что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети. Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.
- Где эти знания могут пригодиться?
- Давайте выведем цель нашего урока.
- На уроке мы будем закреплять умение правильно определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.
IV.
Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла
1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.
- Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.
- Постарайтесь определить тему текста.
- Прочитайте слова с буквой ё.
- Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.
- Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.
- Проверьте правильность обозначения ударения в словах.
- В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?
- А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?
Физминутка
- А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз. Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.
2) –В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:
1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?
2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.
3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.
4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.
5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.
- Прочитаем хором.
- Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5).
- Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные.
- Взаимопроверка.
- Давайте ещё раз вспомним, что такое ударная и безударная гласная, в этом нам помогут «Сведения о языке» в нижней части учебника на с. 63
Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.
Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.
V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа в парах. (Слайд №6)
- Я вам предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас будет заполнять карточку первым, кто вторым. Чтобы быстро и правильно справиться с заданием, нужно работать дружно.
— Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.
Задание.
- Прочитайте.
2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.
3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
[ ] В цветках капли росы.
[ ] У дома сад.
[ ] Наша дача в лесу.
[ ] В саду розы.
Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)
Оцените свою работу, если вы справились с работой без ошибок, нарисуйте смайлики.
- Что помогло вам при выполнении этого задания?
Физминутка ( для глаз)
Слайд №8
VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении
— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.
Слайд 9
На дворе трава, на траве дрова.
- Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?
- Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.
- На что обратили внимание?
- Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.
- Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.
- Сделаем вывод. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
VII.Рефлексия учебной деятельности
- Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.
- Что такое ударный слог?
- Где эти знания могут пригодиться?
- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.
- Молодцы, я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.