Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе по теме: «Путешествие в страну гласных звуков»»
- формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозночать их соотвествующими буквами.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать умение выделять гласные звуки в словах;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать воображение, слуховое восприятие, память и внимание.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Оборудование:
Ленточка красного цвета на каждого ребенка; предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок» демонстративные символы, обозначающие гласные звуки; снежинки из бумаги; буквы
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята!Я рада Вас приветствовать.
Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем друг другу хорошего настроения. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот такого цвета гласные звуки? (Ответы детей)
Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки. И мы подготовимся к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?
Потому что, мы оправляемся в страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом. Ребята, что мы знаем о гласных звуках? Как они образуются?
(Ответы детей)
Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград.
Правило о гласных звуках:
- при произношение язык не встречает препятствий.
Логопед: И так, мы отправляемся в страну глазных звуков. Все готовы? Давайте, возьмёмся за руку и в путь.
Под музыку приходят на поляну со снежинками.
«Начало путешествия»
Дети под музыку выполняют упражнения.
Логопед: - Ребята, наша дорога в страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.
Упражнение на общее расслабление:
Вот реснички опускаются,
Наши глазки закрываются
Сном волшебным засыпаем,
В страну звуков улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять….
Смотрим глазками опять.
Логопед: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие Вы слышите звуки?
Звучит музыка.
Логопед: Посмотрите сколько снежинок в лесу…. А почему так много снежинок? Какое сейчас время года?
Дети: Зима, снег, снежинки.
Логопед: Смотрите какие не обычные снежинки. Давайте их соберем.
Дети собирают и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки А, О, У, И.
Логопед: Определите, с какого звука начинаются слова (слово «Аист», начинаются со звука А. Молодцы! И т.д….)
Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве.
Дети: Это гласные буквы.
Логопед: Ребята, скажите, чем отличаются буква от звука?
Звук мы слышим и говорим. Букву мы пишем и видим.
Физкультминутка
Ребята, давайте споем песенку для звуков.
ААА – Здравствуйте звуки! (Вытягиваем руки вперед)
У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).
О-О-О - Без вас нам нелегко! (Качаем головой).
И-И-И - На нас ты посмотри! (Кружимся).
Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).
Логопед: - Смотри ,что-то под деревом.
Это же сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что внутри
« Звукобуквенный анализ »
Логопед: Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик . Как он зовет? Что он кричит?
Дети::- АУ.
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].
Какие это звуки? (Гласные)
Какие буквы обозначают эти звуки на письме? (А;У)
Положите свои буквы на край стола. Логопед выкладывает буквы на доске.
Логопед: В сказочном сундуке есть и другие картинки. Выставляет картинку «Плачущий малыш». Как плачет малыш?
Дети: УА.
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? Какой І звук? [У] Какой ІІ [А]?
Какие это звуки? (Гласные)
Звукобуквенный анализ [УА] на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столоми.
Логопед: Кто это? Как кричит ослик?
Дети: ИА
Логопед: Сколько звуков мы услышали? Какой І звук? [И] Какой ІІ [А]?
Звукобуквенный анализ [ИА] выполняют все дети, индивидуально, самостоятельно.
Артикуляционная гимнастика «Буквы»
В гости к дому подошли Буквы гласные нашли. Чтобы правильно сказать, надо рот всем раскрывать.
Буква А – рот широко, овальный рот на букву о
У – губы трубочкой вперед.
Буква И – улыбочка.
Логопед: Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.
На поляне дом стоит (изобразить крышу дома.
Ну а к дому путь закрыт (развернуть ладони от себя).
В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладонями друг с другом).
Логопед: А кто знает, чей этот домик? И кто в нем живет?
Дети:Гласные звуки.
Логопед: А почему в доме три окошка? И Красный свет, загорается только в одном окошке по очереди. Это значит, что звук находится в начале, в середине или в конце.
У каждого ребенка предметные картинки. Дети по очереди определяют звук в словах. Сейчас мы выполним упражнения для наших пальцев. С помощью сундочка.
Колечко, колечко, колечко помоги!
Пальчик ты мне разомни
Ты мне пальчик разминаешь
Моей речи помогаешь.
Логопед: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Но как же мы вернемся в детский сад? Путь в детский сад лежи через слоговые дорожки. В сказочном сундуке есть еще картинки: арбуз, мак, полка, утка, осминог и т.д.
У каждого ребенка –предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своем слове.
Итог:
Логопед: Ребята мы все прошли через слоговые дорожки, и вернулись в наш любимый детский сад.
Ребята Вам понравилось наше путешествие? Что Вам больше всего понравилось? Какие задания и игры Вам понравились? На этом наше занятие подошло к концу. Досвидания!