Сегодня на занятиях разговор пойдёт о гласных и согласных звуках и буквах.
Нам кажется ,что говорить очень легко: звуки, слова, предложения так и выпрыгивают прямо изо рта. На самом деле всё не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков! Трудятся лёгкие, дыхательное горло , гортань, рот, нос, губы, язык. А наши уши следят за тем , правильно ли говорит человек, улавливают малейшие неточности в речи.
Вы уже знаете, что есть звуки гласные, есть согласные . Как вы думаете, кому живётся легче? Конечно , гласным ,потому что:
1.ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ НЕ ВСТРЕЧАЮТ ПРЕГРАД.
2.ПРОИЗНОСЯТСЯ ТОЛЬКО С ГОЛОСОМ.
А что же согласные?
1. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ВСТРЕЧАЮТ ПРЕГРАДУ: ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК.
2. ПРОИЗНОСЯТСЯ С ШУМОМ И ГОЛОСОМ ИЛИ ТОЛЬКО С ШУМОМ.
Приведите примеры гласных звуков.
Приведите примеры согласных звуков.
Гласны и согласные живет дружно. Но так было не всегда. Послушайте сказку, которая называется «Всегда вместе»
Однажды не поладили звуки – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!
Кашлянули, чихнули, хмыкнули… И заскучали…
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что-то где-то рыдает…
Прислушались.
-А-а-а! О-о-о! – Кричали гласные
Они плакали как малые дети:
-Уа ! Уа!
И согласные крикнули им ( вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное ( но тоже непонятное):
--У-Е---Е—А—Е—Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
- БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались!
Ребята, сформулируйте тему нашего урока ( ученики вместе с учителем формулируют тему и цели урока)
4.Работа по учебнику ( Русский язык, автор: А.В.Полякова)
а) Чтение правил
б) Упражнение№23 (самостоятельная работа)
в) Упражнение№24 ( работа в парах)
5. Музыкальная физминутка
6. Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок. (Работа в группах)
Хвостом виляет,
Зубасто, а не лает.
(Щука)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора
(Заяц)
7. Игра-наоборот. (Дети хлопают в ладоши только тогда, когда слово начинается с согласного звука: утро, игла, зима, кино, иволга, фонарик, астра, игры, щенок, носорог, юла,
8. Повторение изученного материала.
Составьте из записанных слов предложения по вопросам.
Какие? что? что делают? Где?
Слова: тени, тёмные, под деревьями, лежат.
Как? что делает? какой? что? где?
Слова: вечер, быстро, осенний, в глухом лесу, наступает.