kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о-е после шипящих в суффиксах имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Гласные о-е после шипящих в суффиксах имён существительных". Тип урока - урок изучения нового материала. Для данного урока разработана презентация. 

Целями данного урока являются: выработка умения выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, определение значений существительных с суффиксами на данную орфограмму; развитие умения делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова; воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русс яз 6 кл»

ФИО (полностью):

Филина Тамара Васильевна

Место работы:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Больше –Озерская основная общеобразовательная школа»

Должность:

учитель русского языка и литературы

Предмет:

Русский язык

Класс:

6

Тема и номер урока в теме:

«Гласные о-е после шипящих в суффиксах имён существительных»

Базовый учебник:

М.Баранов, Т. Ладыженская, Л. Тростенцова

Русский язык. - Москва. «Просвещение», 2013 г.

Приложение 5

Конспект урока по русскому языку.





Тип урока: изучение нового материала.


 Цели урока

образовательная: выработать умение выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, научиться определять значение существительных с суффиксами на данную орфограмму;

развивающая: развивать умение делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова;

воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету.

 Оборудование: ПК, презентация Microsoft PowerPoint, учебник.
 

Ход урока:


 
 I.Организационный момент (приветствие учащихся, посадка за партой, оформление рабочей тетради). (1 мин)  

II. Проверка домашней работы (5 мин) – упр. 252, с. 105 (слайд 4)

В углу стоял игрушечный стол.

На одном из них сидел пушистый заяц, на другом – деревянный человек с длинным носом.

На столе стоял блестящий самовар, возле него пристроился маленький чайник, их окружали беленькие чашки.

Миниатюрная ваза наполнена сластями. (слайды 5-8)

Задание – проверьте, правильно ли вы заменили выделенные слова однокоренными с уменьшительно-ласкательным значением.

Какова роль прилагательных: игрушечный? Маленький? Миниатюрная?

III. Сообщение темы и целей урока (1 мин)

IV. Изучение материала урока: (слайд 9)

  1. работа по учебнику – чтение правила п. 46, с. 106 – вслух

Задание – обратить внимание на условное обозначение орфограммы (подчеркиваем шипящую, ставим ударение, выделяем суффикс и гласную в нем).

  1. Краткая беседа по правописанию орфограммы.

От чего зависит выбор о-е в суффиксах существительных после шипящих (от ударения: о – в ударной позиции, е – в безударной).

  1. Комментированное письмо существительных (у доски и в тетради). (Слайд 10)

Сыноч..к, доч..нька, кусоч..к, руч..нка, руч..нька

Правило: после шипящих в суффиксах под ударением пишется о, без ударения – е.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление материала (25 мин)

  1. Самостоятельная работа

Задание – вставить гласные в суффиксах существительных на месте пропусков.

Проблемная ситуация – определить значения суффиксов.


Сыноч..к Суч..к

Ложеч..ка

Ореш..к

Человеч..к

Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов в данных словах

  1. «Назвать детёнышей животных» (устно) (слайд 11,12)

Задание – какое значение придают эти суффиксы словам?

Заяц + онок ---?

Волк + онок --- ?

Медведь + онок --- ?

Белка + онок --- ?

Какие согласные в корне слов чередуются? (ц//ч, к//ч, д//ж, к//ч).

  1. А всегда ли это так? (Слайд 13,14)

Проблема – какое значение суффиксы придают словам ещё?

Книга + онк--- книжонка

Бумага + онк --- бумажонка

Пренебрежительное значение суффиксов

  1. Игра «Найди лишнее слово» (слайд 17)

А) листочек, свёрточек, зайчик

Б) речонка, девчонка, чемпионка

В) ящичек, пучок, кулачок

  1. Найти в предложениях слова с изучаемой орфограммой. (Слайд 18)

Из каких сказок А.С.Пушкина эти предложения?

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.

  1. Тесты (слайд 19,20)

1

В каком слове гласная – о- в суффиксе?

  1. Овраж..к

  2. Жуч..к

  3. Горош..к

2

В каком слове в суффиксе нельзя писать -0-?

  1. Луж..к

  2. Волч..нок

  3. Ореш..к

3

Найти ошибку в суффиксе

  1. Дружок

  2. Жучёк

  3. Пастушок

4

Найти в предложении слово с изучаемой орфограммой

На нём была старая одежонка.

Я рисую карандашом.

Мама любит своего сыночка.

5

В каком слове не пишутся о-е после шипящих?

  1. Подуш..чка

  2. Крюч..к

  3. Карандаш..к

Ответы: 1 - 2, 2 – 3, 3 -2, 4 -1, 5 – 3. (слайд 21)

VII. Рефлексия.

  1. Что же нового узнали о гласных о-е после шипящих в суффиксах имён существительных? (Правописание гласных зависит от наличия шипящих перед суффиксом и от правильного ударения в слове)

  2. Когда же пишется о? е?


2. Оценки за работу на уроке.

3. Молодцы, ребята! Были активны, работали дружно.

VIII. Домашнее задание: п. 46, упр. 255















Просмотр содержимого презентации
«приложение к конспекту»

ТЕМА УРОКА:   «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных» Преподаватель: Филина Тамара Васильевна

ТЕМА УРОКА: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Преподаватель: Филина Тамара Васильевна

Цели урока: 1.  Сформировать умение выбирать гласные О и Е после шипящих в суффиксах имён существительных. 2. Сформировать умение определять значение суффиксов имён существительных.

Цели урока:

1. Сформировать умение выбирать гласные О и Е после шипящих в суффиксах имён существительных.

2. Сформировать умение определять значение суффиксов имён существительных.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Узнать об образовании имён существительных с помощью суффиксов -ок, -ек, -онок, -онк, -ечк и др.
  • Научиться увидеть и объяснить изучаемую орфограмму.
  • Научиться определять значение существительных с помощью данных суффиксов.
Проверка домашнего задания. Упражнение 252. В углу стоял игрушечный стол , который окружали четыре маленькие стула. На одном из них сидел пушистый заяц , на другом – деревянный человек с длинным носом. На столе стоял блестящий самовар , возле него пристроился малюсенький чайник , их окружали беленькие чашки . Миниатюрная ваза  была наполнена сластями. проверить проверить проверить проверить  далее

Проверка домашнего задания.

Упражнение 252.

  • В углу стоял игрушечный стол , который окружали четыре маленькие стула.
  • На одном из них сидел пушистый заяц , на другом – деревянный человек с длинным носом.
  • На столе стоял блестящий самовар , возле него пристроился малюсенький чайник , их окружали беленькие чашки .
  • Миниатюрная ваза была наполнена сластями.

проверить

проверить

проверить

проверить

далее

В углу стоял игрушечный столик , который окружали четыре маленькие стула. назад

В углу стоял игрушечный столик ,

который окружали четыре маленькие

стула.

назад

На одном из них сидел пушистый зайчик , на другом - деревянный человечек с длинным носом. назад

На одном из них сидел пушистый зайчик ,

на другом - деревянный человечек с

длинным носом.

назад

На столике стоял блестящий самоварчик , возле него пристроился малюсенький чайничек , их окружали беленькие чашечки . назад

На столике стоял блестящий

самоварчик , возле него пристроился

малюсенький чайничек , их окружали

беленькие чашечки .

назад

Миниатюрная вазочка была наполнена сластями. назад

Миниатюрная вазочка была наполнена

сластями.

назад

Правило После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется «О», без ударения – «Е»

Правило

После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется «О», без ударения – «Е»

Задание  Е руч…нка руч…нька одеж…нка Сыноч…к доч…нька кусоч…к ореш…к О е  Е е О Е

Задание

Е

руч…нка

руч…нька

одеж…нка

Сыноч…к

доч…нька

кусоч…к

ореш…к

О

е

Е

е

О

Е

Какое значение придают эти суффиксы словам? +   онок  =  ? ? +   онок  =

Какое значение придают эти суффиксы словам?

+ онок =

?

?

+ онок =

Какое значение придают эти суффиксы словам? +   онок  =  ?  +  ек =   ?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

+ онок =

?

+ ек =

?

Какое значение придают эти суффиксы словам? Эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. А всегда ли это так?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

Эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное

значение.

А всегда ли это так?

Эти суффиксы могут придавать словам различные значения: книжонка книга + онк = (неинтересная книга, забавная книга, маленькая книга)  бумага + онк = бумажонка ( маленький клочок бумаги, ничтожная бумажка ) одежда + онк = одежонка (обветшалая, легкая, плохо греющая одежда)

Эти суффиксы могут придавать словам различные значения:

книжонка

книга + онк =

(неинтересная книга, забавная книга, маленькая книга)

бумага + онк =

бумажонка

( маленький клочок бумаги, ничтожная бумажка )

одежда + онк =

одежонка

(обветшалая, легкая, плохо греющая одежда)

собачонка -ок- пастушок пастух = жучок жук = волк = волчонок -онок- белка = бельчонок" width="640"

Образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов:

ручонка

Онок-

-онк-

собака =

собачонка

-ок-

пастушок

пастух =

жучок

жук =

волк =

волчонок

-онок-

белка =

бельчонок

-ечк- ложечка ложка = -ек- орешек орех = кусочек кусок = " width="640"

Образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов:

подушечка

подушка =

-ечк-

ложечка

ложка =

-ек-

орешек

орех =

кусочек

кусок =

Найди ,,лишнее” слово 1) речонка, девчонка, чемпионка,  2) свёрточек, листочек, зайчик 3) ящичек, пучок, кулачок

Найди ,,лишнее” слово

1) речонка, девчонка,

чемпионка,

2) свёрточек, листочек,

зайчик

3)

ящичек,

пучок, кулачок

Найди в предложениях слова с изученной орфограммой, выдели её, объясни написание. 1) Куда пастушок, туда и посошок. (пословица) 2) Пирожок лишь разломила, да кусочек  прикусила. (А. С. Пушкин)  проверить

Найди в предложениях слова с изученной орфограммой, выдели её, объясни написание.

1) Куда пастушок, туда и посошок. (пословица)

2) Пирожок лишь разломила, да кусочек

прикусила. (А. С. Пушкин)

проверить

Проверь! 1) Куда пастуш ó к , туда и посош ó к . (пословица) 2) Пирож ó к лишь разломила, да кус ó ч е к прикусила. (А. С. Пушкин)

Проверь!

1) Куда пастуш ó к , туда и посош ó к . (пословица)

2) Пирож ó к лишь разломила, да кус ó ч е к прикусила. (А. С. Пушкин)

ТЕСТ 1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?  1. овраж…к  2. жуч…к  3. горош…к 2. В каком слове в суффиксах не пишется -о-?  1. луж…к  2. волч…нок  3. ореш…к 3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:  1. дружок  2. жучёк  3. пастушок

ТЕСТ

1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?

1. овраж…к

2. жуч…к

3. горош…к

2. В каком слове в суффиксах не пишется -о-?

1. луж…к

2. волч…нок

3. ореш…к

3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:

1. дружок

2. жучёк

3. пастушок

ТЕСТ (продолжение) 4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.  1. Я приобрел неинтересную книжонку.  2. Мама любит свого сыночка.  3. Я рисую карандашом. 5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?  1. подуш…чка  2. крюч…к  3. карандаш…к

ТЕСТ (продолжение)

4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.

1. Я приобрел неинтересную книжонку.

2. Мама любит свого сыночка.

3. Я рисую карандашом.

5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?

1. подуш…чка

2. крюч…к

3. карандаш…к

Ответы: 1 вопрос - 2 вариант 2 вопрос - 3 вариант 3 вопрос - 2 вариант 4 вопрос - 1 вариант 5 вопрос - 3 вариант

Ответы:

1 вопрос - 2 вариант

2 вопрос - 3 вариант

3 вопрос - 2 вариант

4 вопрос - 1 вариант

5 вопрос - 3 вариант

Подведем итоги Правописание гласных О и Е в суффиксах существительных зависит, прежде всего, от наличия шипящей перед суффиксом и правильной постановки ударения. Домашнее задание:     § 46, упражнение 255

Подведем итоги

Правописание гласных

О

и

Е

в суффиксах существительных зависит, прежде всего, от наличия шипящей перед суффиксом и правильной постановки ударения.

Домашнее задание:

§ 46, упражнение 255


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Филина Тамара Васильевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё  после шипящих и ц  в различных частях слова» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "120058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413600528"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства