| ФИО (полностью): | Филина Тамара Васильевна |
-
| Место работы: | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Больше –Озерская основная общеобразовательная школа» |
-
| Должность: | учитель русского языка и литературы |
-
| Предмет: | Русский язык |
-
| Класс: | 6 |
-
| Тема и номер урока в теме: | «Гласные о-е после шипящих в суффиксах имён существительных» |
-
| Базовый учебник: | М.Баранов, Т. Ладыженская, Л. Тростенцова Русский язык. - Москва. «Просвещение», 2013 г. |
Приложение 5
Конспект урока по русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
образовательная: выработать умение выбирать и обосновывать написание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных, научиться определять значение существительных с суффиксами на данную орфограмму;
развивающая: развивать умение делать выводы на основе сравнения написаний орфограмм в разных морфемах слова;
воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, интереса к предмету.
Оборудование: ПК, презентация Microsoft PowerPoint, учебник.
Ход урока:
I.Организационный момент (приветствие учащихся, посадка за партой, оформление рабочей тетради). (1 мин)
II. Проверка домашней работы (5 мин) – упр. 252, с. 105 (слайд 4)
В углу стоял игрушечный стол.
На одном из них сидел пушистый заяц, на другом – деревянный человек с длинным носом.
На столе стоял блестящий самовар, возле него пристроился маленький чайник, их окружали беленькие чашки.
Миниатюрная ваза наполнена сластями. (слайды 5-8)
Задание – проверьте, правильно ли вы заменили выделенные слова однокоренными с уменьшительно-ласкательным значением.
Какова роль прилагательных: игрушечный? Маленький? Миниатюрная?
III. Сообщение темы и целей урока (1 мин)
IV. Изучение материала урока: (слайд 9)
работа по учебнику – чтение правила п. 46, с. 106 – вслух
Задание – обратить внимание на условное обозначение орфограммы (подчеркиваем шипящую, ставим ударение, выделяем суффикс и гласную в нем).
Краткая беседа по правописанию орфограммы.
От чего зависит выбор о-е в суффиксах существительных после шипящих (от ударения: о – в ударной позиции, е – в безударной).
Комментированное письмо существительных (у доски и в тетради). (Слайд 10)
Сыноч..к, доч..нька, кусоч..к, руч..нка, руч..нька
Правило: после шипящих в суффиксах под ударением пишется о, без ударения – е.
V. Физкультминутка
VI.Закрепление материала (25 мин)
Самостоятельная работа
Задание – вставить гласные в суффиксах существительных на месте пропусков.
Проблемная ситуация – определить значения суффиксов.
Сыноч..к Суч..к Ложеч..ка Ореш..к Человеч..к | Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов в данных словах |
«Назвать детёнышей животных» (устно) (слайд 11,12)
Задание – какое значение придают эти суффиксы словам?
Заяц + онок ---?
Волк + онок --- ?
Медведь + онок --- ?
Белка + онок --- ?
Какие согласные в корне слов чередуются? (ц//ч, к//ч, д//ж, к//ч).
А всегда ли это так? (Слайд 13,14)
Проблема – какое значение суффиксы придают словам ещё?
Книга + онк--- книжонка Бумага + онк --- бумажонка | Пренебрежительное значение суффиксов |
Игра «Найди лишнее слово» (слайд 17)
А) листочек, свёрточек, зайчик
Б) речонка, девчонка, чемпионка
В) ящичек, пучок, кулачок
Найти в предложениях слова с изучаемой орфограммой. (Слайд 18)
Из каких сказок А.С.Пушкина эти предложения?
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.
Тесты (слайд 19,20)
1 | В каком слове гласная – о- в суффиксе? | Овраж..к Жуч..к Горош..к |
2 | В каком слове в суффиксе нельзя писать -0-? | Луж..к Волч..нок Ореш..к |
3 | Найти ошибку в суффиксе | Дружок Жучёк Пастушок |
4 | Найти в предложении слово с изучаемой орфограммой | На нём была старая одежонка. Я рисую карандашом. Мама любит своего сыночка. |
5 | В каком слове не пишутся о-е после шипящих? | Подуш..чка Крюч..к Карандаш..к |
Ответы: 1 - 2, 2 – 3, 3 -2, 4 -1, 5 – 3. (слайд 21)
VII. Рефлексия.
Что же нового узнали о гласных о-е после шипящих в суффиксах имён существительных? (Правописание гласных зависит от наличия шипящих перед суффиксом и от правильного ударения в слове)
Когда же пишется о? е?
2. Оценки за работу на уроке.
3. Молодцы, ребята! Были активны, работали дружно.
VIII. Домашнее задание: п. 46, упр. 255