учитель русского языка и литературы Галазова Залина Эриковна МБОУ СОШ № 8, г. Владикавказ Урок русского языка в 6 классе "Приглашение на ярмарку" Тема: Глаголы в повелительном наклонении Цели урока: обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах: - образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения, - условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения, - правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений; продолжить развивать у учащихся умения - отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного, - правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений, - выполнять указанные разборы слов и предложений, - логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов; продолжить развитие навыков самостоятельной работы; продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний. Оборудование: - запись на доске темы и эпиграфа урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!" К. Д. Ушинский, карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ 1. Сообщение темы, цели и задач урока. Эпиграф нашего сегодняшнего урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!". (слайд № 2) Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока? Верно, тема урока "Глаголы в форме повелительного наклонения". Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача - закрепить полученные знания на практике. (слайд №3) Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (слайды № 4 - 8) Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. ( слайды № 9 - 10) Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение "Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!" с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а … выполнят индивидуальные задания по учебнику. Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии. (Звучит музыка из мюзикла по "Сказке о попе…" А. С. Пушкина.) 2. Актуализация опорных знаний учащихся. а) Слово учителя. - Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово "ярмарка"? Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: "яр" - то есть "год" и "маркт" - "торг", "рынок", "базар". Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси? б) Слово ученице, подготовившей сообщение о русских ярмарках (с презентацией). Ярмарки в России проводились в разное время года. (слайды № 11 -14) Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (слайды № 15 - 16) Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (слайды № 17 - 22) Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 - 24) Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (слайд №25) Чего только здесь не было! (слайд № 26 - 28) Флаг поднят, ярмарка открыта. Недаром площадь вся покрыта; Глядят из лавок кушаки, И разноцветные платки, И разноцветная серпянка; Тут груды чашек и горшков, Корчаг, бочонков, кувшинов; Там - лыки, вёдра и ушаты, Лотки, подойники, лопаты…- писал русский поэт И. Никитин. в) Фронтальный опрос: (слайд № 29) Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! Гляньте налево - лавки с товаром! Гляньте направо - веселье даром! - Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке? - Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания? - Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему? 3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале. 1.а) Слово учителя. Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни "Светит месяц" и представьте, как "заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка". ( звучит русская народная песня "Светит месяц") б) Творческий диктант. (слайд № 30) Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения. Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения: 1 вариант - в форме единственного числа, 2 вариант - в форме множественного числа. Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание. Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат. в) Конкурс на лучшее предложение. С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор. г) Организация индивидуальной работы.(Приложение № 1) Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А. 2. а) Выборочно - распределительный диктант. Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (слайд № 31 - 32) Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (слайд № 33) - Кстати, а кто такие коробейники и барышники? (Работа с толковым словарём: коробейники - мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли) Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант - в форме множественного числа, 2 вариант - в форме единственного числа. (слайды № 34 -37) Вы поверьте мне, друзья: Без обману здесь нельзя. Бросьте, не спорьте, покупайте, Время даром не теряйте! Не держи язык за зубами, Покупай пироги с грибами. Уж потешь меня, дружок, Скушай этот пирожок! Становитесь в ряд, Забирайте всё подряд! Люди, подходите-ка! Платки поглядите-ка! Мои куклы разбирай-ка! Детям радость доставляй-ка! Сами мы - рязанские! Сельди - астраханские! Налетай - покупай, Выбирай - забирай! б) Организация индивидуальной работы. Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно (Приложение № 2). 3. Редактирование текста. а) - А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (слайды № 38 -39 , звучит музыка Стравинского "Петрушка") Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках: (слайд № 40) Принесёте за меня дрова, Раздобудете за меня спички, Растопите за меня печь, А погреюсь я сам. - Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора? - Хорошо, сварю! - Да гуся-то прихватишь? - А это зачем? - А то топор не разварится. - А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного. - Глаголы какого наклонения нужно заменить? - На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения? - Укажите морфологические признаки этих глаголов. - Запишите побасёнки, отредактировав текст. - Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (слайд № 41) б) Организация индивидуальной работы. - Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся … ( Приложение №3) 4. Конкурс знатоков пословиц. а) - А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (слайд № 42) Ваша задача - собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (слайд № 43) На базар едете... - а правду реж?. Семь раз отмерьте... -с с…бою цены (не) везите. На чьём возу сидишь,... -один раз отреж?те.. ...-ту и песню пой. - Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах? - Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть). - Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки? б) Самопроверка (слайд № 43). в) Организация индивидуальной работы. У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Приложение № 4) 4. Обобщение и систематизация изученного материала. 1.Тестирование. - Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (слайд № 44) А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного - 14 баллов. Работаем с тестом. (слайды № 45 - 46) 1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия: а) которые происходили, происходят или будут происходить; б) к которым говорящий побуждает своих собеседников; в) которые могут происходить при определённых условиях. 2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются 3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения? а) отрежете б) отрежьте в) напишите г) напишете д) продаёте е) продайте 4) В каких глаголах окончание -те? 5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения? а) изъявительного, б) условного, в) повелительного. 6) В каких глаголах пишется ь? а) не эконом…те б) не удержит…ся в) поклониш…ся г) намаж…те 7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола? а) Вы бродете по ярмарочным рядам. б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте! в) Отрежте мне кусочек пирога. г) Заплатите за товар, будет у меня навар. 2. Беседа с учащимися: - Каково значение глаголов в повелительном наклонении? - При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы? - В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении? - Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения? 5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 6. Домашнее задание: сочинение "Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!"; индивидуальные задания: упражнение № Приложение № 1 а) Составить 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используя ярмарочную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них. *Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении! Слова для справок: продавать, выбирать, покупать, смотреть, смешить, смеяться, выкрикивать, приглашать; ярмарка, скоморох, купец, товар, пряники, самовар, карусели, клоун. б) Составить словосочетания "глагол + существительное", употребляя глаголы в форме повелительного наклонения: заиграет (на чём?), зазывают (кого?),продаёт (что?), покупают (что?), любуется (чем?), катаются (на чём?), смотрят (на что?), смеётся (над чем?). Приложение № 2 а) Из данных закличек выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначить суффикс и окончание. А вот ряд мясной, Заходи, народ честной! Продаю я сало, есть и гусь, Выбирай себе на вкус! Тары-бары-растабары, Привёз я сто товаров! Есть платки и гребешки, Пряники да петушки! Налетайте, покупайте, Денежки лишь отдавайте! Люди, подходите! Платки поглядите! Один красный, Другой синий, А уж третий-то хорош, Покупай на свой грош! б) Работа по перфокартам: когда напиш…те срочно напиш…те если разреж…те сейчас же разреж…те обязательно расскаж…те если расскаж…те народ рассмеш…те когда рассмеш…те в) Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте. Приложение № 3 а) Сочинить сказку о том, как Мишка косолапый ходил на ярмарку. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения. б) Сочинить сказку о том, как кот Тимофей побывал на ярмарке. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения. в) Написать сочинение-миниатюру "Как скоморохи народ веселили". В сочинении использовать глаголы в форме повелительного наклонения. Приложение № 4 "Собери закличку!": к первой части заклички дописать вторую, у глаголов повелительного наклонения обозначить суффикс и окончание. 1) Тары-бары растабары, Есть хорошие товары. 2) Кому пирожки, Горячие пирожки? 3) Иголки не ломки, Нитки, тесёмочки, 4) Платки, петушки, Расписные гребешки! 5) А вот ряд мясной, Заходи, народ честной! 1) Румяна, помада, Кому чего надо?! 2) Не товар, а сущий клад,- Забирайте на расхват! 3) С пылу, с жару, Гривенник за пару! 4) Есть и сало, есть и гусь, Выбирай себе на вкус! 5) Небольшой расход! Подходи, честной народ! 47 |