Просмотр содержимого документа
«Глагол. Повторение и обобщение изученного. »
Тема урока: «Глагол. Повторение и обобщение изученного».
Цель:
- Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Глагол».
Задачи:
- обучающие:
1. Формировать умения находить глаголы в тексте;
2. Определять морфологические признаки глагола.
- развивающие:
1. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
2. Работать над связной речью обучающихся.
- воспитательные:
1. Прививать любовь к русскому языку;
2. Развивать чувство бережного отношения друг к другу.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Слово учителя.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнём же урок, не будем зря время терять.
Я страшное дело какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Глагол – особая часть речи,
Она заставит действовать всех нас:
Читать, писать, спрягать,
И обеспечит,
Тогда в конце урока для тебя успех.
(девиз нашего урока: Повторение мать учения)
II. Этап повторение изученного.
1. Объявление темы урока.
Сегодня мы обобщим изученный материал по теме «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Термин «Глагол» в переводе с латинского языка означает «слово, речь». Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность. Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Я свою задачу вижу в том,
Чтобы сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
- Какие два правила о глаголе встретились в стихотворении?
(глагол обозначает действие. глагол в предложении бывает главным членом)
3. Игра «Грамотей».
Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывает ваш труд в школе.
(читать, писать, думать, учить, запоминать)
4. В какой строке все слова являются глаголами?
а) рисовать рисунок нарисовать
б) думать придумать задумал
в) зимовать зима зимний
5. Вставить подходящие по смыслу глаголы.
Я захотел устроить бал, и я гостей к себе ____________
Привести примеры где не с глаголом пишется слитно.
(нездоровится, ненавидеть, невзлюбить)
8. На предыдущих уроках мы свами говорили о глаголе, многое узнали. Как вы думаете, теперь мы всё знаем о глаголе? Чтобы убедиться в этом, предлагаю послушать, какой разговор состоялся между двумя мальчиками – спортсменами.
- «В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…,
нет побежу…» - замялся Влад.
- «Эх, ты, ещё не знаешь как сказать, а хочешь победить» - засмеялся Саша.
А как же правильно сказать?
Вывод: глагол победить в первом лице не употребляется. Также в первом лице не употребляются глаголы: убедить, дерзить, пылесосить, шелестеть, бороздить. Можно сказать: «одержать победу, буду побеждать».
9. Игра «Наоборотки ».
В столбик записаны существительные. От них образуйте глаголы.
любовь любить ненавидеть
тревога тревожиться успокоиться
радость радоваться печалиться
защита защищать нападать
память помнить забывать
10. Замените фразеологические обороты одним глаголом.