Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
ТЕМА: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».
ТИП УРОКА: повторение и обобщение полученных знаний
КЛАСС: 7
ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии;
закреплять умение верно употреблять деепричастия в речи;
подготовиться к сдаче зачёта по изученной теме;
развивать навыки работы с текстом;
развивать культуру речи;
воспитывать гражданские чувства.
ХОД УРОКА.
Итак, в ходе разминки мы вспомнили, что такое деепричастие, как оно пишется с НЕ и как образуется. (Делая этот вывод, открываю нужные пункты схемы на доске.) Но это, конечно, не всё, что мы знаем о деепричастии, поэтому продолжаем работу.
Как вы думаете, в чём состоит задача любого журналиста? (Привлечь
внимание к актуальной проблеме, воздействовать на мысли и чувства
читателей.) Для этого надо уметь говорить и писать красочно, живо,
эмоционально. Особую яркость и выразительность придают нашей речи
пословицы и поговорки, которые мы изучали на уроках. (литературы), и
знаем, что они относятся к малым жанрам. (фольклора).
Кстати, вы, наверное, замечали (а если нет, то теперь обратите на это
внимание), что, зная силу пословиц и поговорок, их использует в своей
речи Президент нашей страны и известные лидеры правительства и
партий. Вот и мы обратимся к пословицам.
Откройте упражнение № 170 в ваших учебниках. Прочтите (про себя)
все пословицы, выберите среди них те, которые, на ваш взгляд, применительны к профессии журналиста. Обоснуйте свой выбор.
Комментированное письмо на доске двух из выбранных пословиц:
Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь.
Итак, мы повторили, что такое деепричастный оборот, как он выделяется на письме, каким членом предложения является. (Открываю следующие пункты схемы на доске.)
IV.Физкультминутка. Журналист, работающий почти круглосуточно, конечно, старается использовать минуты отдыха с пользой. У нас – минута релаксации. Упражнение «Змейка» («Передача движений»). Ученики встают в цепочку между партами в затылок друг другу и закрывают глаза. Я начинаю совершать какие-либо движения, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди ученика (массирую ему плечи, постукиваю пальцами вдоль позвоночника и т.д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего подростка, и т.д., пока движение не прошло полную цепочку. Потом ученики поворачиваются кругом, и движения передаются в обратном направлении.
V.Проверка домашнего задания. Итак, мы с вами повторили многое о деепричастии с помощью слов и предложений. Но в работе журналиста главное – текст. Ведь именно его печатают на станицах газеты. Правда, сначала над ним надо серьёзно поработать. С одним из текстов вы работали дома: вам надо было в нём глаголы заменить деепричастиями так, чтобы смысл текста сохранился. Прочитайте получившийся текст. (Сквернословие – проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, грязь, гниль, всё богопротивное». Вот куда мы попадаем, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Употребляющий скверную брань прежде всего нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путём. Он уподобляется чудовищу, поставляя рядом со словом «мать» понятие только о блуде, и издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью.
Из книги «О грехе сквернословия». По благословению Патриарха
Алексия II.)
Скажите, ребята, какова основная мысль текста? Чему он учит? Надо ли об этом помнить журналисту? Почему?
Назовите деепричастия, которые появились в этом тексте.
VI.Работа с текстом. Итак, сейчас вы показали своё умение составлять синтаксические конструкции с помощью деепричастий. А теперь посмотрим, обладаете ли вы логическим мышлением, умеете ли связывать предложения в текст. Для проверки этого умения я предлагаю вам задание, подобное которому есть в блоке А Единого государственного экзамена по русскому языку.
На каждой парте лежит конверт. Откройте его, достаньте листочки с предложениями. Ваша задача – расположить эти разрезанные предложения в верном порядке и записать получившийся текст в тетради, расставляя знаки препинания.
Прочитайте созданный вами текст. У вас должно получиться обращение к родителям. (2 декабря состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В этот день, проснувшись, сразу вспомните о своём гражданском праве и долге. Позавтракав и празднично одевшись, поспешите на избирательный участок. Читая список кандидатов в избирательном бюллетене, прислушайтесь к голосу разума и сердца.)
Как вы думаете, ребята, почему я вам предложила сегодня текст с таким содержанием?
Назовите одиночные деепричастия и деепричастные обороты, которые вы нашли в этом тексте и выделили запятыми.
VII.Домашнее задание. С этим текстом будет связано и ваше домашнее задание. Так как текст полностью готов, его можно верстать. Но вы ещё не умеете этого делать, поэтому оформите его в виде памятки родителям по своим возможностям (можно напечатать, крупно написать). Второе задание – готовиться к зачёту, при сдаче которого вы можете пользоваться схемой, составленной в ходе урока. Если забудете порядок ответа, обращайтесь к вопросам на 89 странице учебника.
VIII.Итоги урока. Итак, юные журналисты, сегодня на уроке мы неплохо поработали. Напомните мне, что мы повторили о деепричастии. О каких требованиях культуры речи сегодня вспомнили? А ещё мы показали умение работать с текстом и, самое главное, привели в систему всё, что изучили о деепричастии. Не удивительно, что многие получили высокие оценки (комментирую оценки).
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт