04.03.16 г. 5 «?» класс
Тема: Глагол. Неопределённая форма глагола.
Цель: исследовать неопределенную форму глагола, узнать, чем они отличаются от других глаголов.
Задачи:
- определить на какие вопросы они отвечают;
- узнать какие морфологические признаки имеет;
- знать синтаксическую роль данного глагола.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация.
Методы и приемы: «Думай в паре обсуди», физминутка, «Прогноз», беседа, презентация, «Наглядность»,, проблемная ситуация, игра, фишбон, диаграмма Венна, «Конэз».
Тип урока: урок- исследование
Лексическая тема урока: спорт
Формы организации ученической деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Критерии успешности
Все учащиеся
Большинство
Индивидуальные
Умеют определять глагол и задавать вопрос.
Определяют время глагола и неопределенную форму глагола.
Знают морфологические и синтаксические признаки неопределенной формы глагола.
Ход урока:
Уровни учебных целей
Что делает обучающийся
Что делает преподаватель
Модули
Знание
Мотивация
Уч-ся пишут на листочках характеристику товарищу. Пишут какое дерево? Какие постеры учащихся?
- Прилагательные
- Признак предмета
- Какой?(-а,-е,-ие)
- По родам, числам, падежам
Деление на группы
Ученики, у которых на листочках прилагательные ж.р - 1 группа, м.р. – 2 группа.
- Писали, ходили, смеялись, улыбались.
- Глаголы
- Обозначают действие предмета.
- Имеют время и число.
Приветствие.
І. Повторение темы «Прилагательное» (5мин)
- Какие части речи вы написали?
- Что обозначают прилагательные?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются прилагательные?
ІІ.Актуализация знаний о глаголе.(1 мин)
- Что вы делали сейчас?
- Какие части речи эти слова?
- Вспомните всё, что вам известно о глаголе.
Учитель слушает и выявляет талантливых и одаренных учеников.
Новые подходы
КМ, ИКТ
Талантли- вые и одаренные, Возрастные особенности
Понимание
- Не можем.
- А потому что это НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ форма глагола!
Читал,писал, играет, смотрит, прочитает, напишет, решить, беречь, привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в. н.ф.
Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
-Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Слайд № 3
1 мин- Цель нашего урока: исследовать неопределенную форму глагола, узнать, чем они отличаются от других глаголов.
Задачи:
- определить на какие вопросы они отвечают;
- узнать какие морфологические признаки имеет;
- знать синтаксическую роль данного глагола.
Слайд № 1Образуйте от существительных глаголы с помощью суффикса - СЯ
Увлечение, удивления, наслаждение, раздражение, удаление
-Попробуйте определить время глагола
- А почему?
Прочитайте написанные на ноутбуке слова. ІІІ.Проблемная ситуация
в группах слайд № 2
(5 мин) Учитель оказывает содействие, помогает, наблюдает.
-Проверяем.
-Какие слова вызвали затруднения?
- Какая перед нами возникла проблема?
- В какой столбик записали вы?
- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Учитель слушает и выявляет талантливых и одаренных учеников.
Новые
подходы
Критическое мышление
Талантливые и одаренные
Возрастные особенности
Применение
ІV. Исследование нового материала. (Слайд № 4)
(5 мин)
- Время и число нельзя определить.
-В отдельный столбик.
Дети дают свои ответы.
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
Тема: Глагол. Неопределенная форма глагола. Слайд № 5
- Вопросами
- Что делать? Что сделать?
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время и число.
- Куда поместим глаголы?
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Первичное закрепление.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Учитель оказывает содействие, помогает, наблюдает.
Новые подходы
ИКТ, КМ,
Талантливые и одаренные
Возрастные особенности
Анализ
V. Игра «Кто самый Внимательный». (3 мин)
Слайд № 6 Индивидуальная работа письменно
Записать глаголы в неопределенной форме. Один у доски
Ходить, ходит, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, стричь, кости, везти, грусть,
Слайд № 7
- -Имеют окончания: - ти, - ть и нулевое оканчание в глаголах на - чь
VІ. Сравнение
исследований (3 мин)
Слайд № 8
- Неопределённая форма глагола - начальная форма
VII. Физкультминутка для глаз. Слайд № 9
Деление на группы
КОНЭЗ (спорт-здоровье, деньги- здоровье, чистый лист) (3мин) Слайд № 10
Определение лексической темы
VIII. Игра «Кто быстрее?» парная работа
Слайд № 12
Опережающее задание
1. Составить вопросы по тексту (1мин)
2. Упр. 385 с.170- Выписать глаголы в неопределенной формы (2мин )
Ученик –А у доски выполняет синт. разбор
Гимнасты должны быть легкими и изящными.
Ученик-В
Карточка.(Индивидуально) (2 мин)
Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
Ученик –С
Подчеркните глагол и задайте вопрос.
На уроке физкультуры мы будем бегать и прыгать.
Слайд № 14
Х.Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (1 мин)
Учитель оказывает содействие, помогает, наблюдает.
Учитель слушает и выявляет талантливых и одаренных учеников.
На доске слова – выпишите глаголы н.ф среди которых есть разные части речи.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
- Кто попробует сделать вывод ?
- Откройте учебники на стр. 166, прочитайте вывод.
- Что нового мы узнали из учебника?
Учитель слушает и наблюдает.
Учитель слушает и выявляет талантливых и одаренных учеников.
Беседа о спорте опережающее задание
(2 мин) ФОТО Слайд № 11
Закрепление изученного
Слайд №13 IХ.Разноуровневые задания 1 мин
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу; - запомнить
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
Держать язык за зубами. - молчать
Новые подходы
Критическое мышление ИКТ
Обучение талантливых и одаренных Возрастные особенности
Синтез
Слайд № 15 (3мин)
ХI. Составить фишбон и диаграмму Венна
1 гр. – Н.ф. 2 гр. – Глагол 5 мин
Слайд № 16
Игра с мячем (1 мин)
Ученик: Это имена существительные.
Ученик:
обед – обедать чтение – читать
мечта – мечтать пение - петь
игра – играть любовь - любить
соль – солить ходьба - ходить
письмо- писать рисование - рисовать
боль – болеть краска - красить
Учитель слушает и наблюдает.
Учитель слушает и выявляет талантливых и одаренных учеников.
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
На доске записаны слова. Какой части речи эти слова?
Образуйте от данных существительных однокоренные слова, но чтобы они были глаголами в неопределённой форме
Новые подходы
Критическое мышление, ИКТ
Талантливые и одаренные
Возрастные особенности
Оценивание
Слайд № 17
ХШ Оценивание (2 мин)
Оценивание лидеров по листу оценивания.
Самооценивание по листу оценивания.
Слайд № 18
ХII. Д/З написать эссе «Мой любимый вид спорта»
-А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)
Слайд № 19
ХІV. Рефлексия СМАЙЛИКИ
ОдО, ОО