Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
- уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
- развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
- учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте свое хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.
Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
"Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: "Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.
Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (Слайд 3)
II. Словарная работа.
А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».
III. Минутка чистописания. (Слайд 4)
Откройте тетради, запишите число, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв ти ть
Шестнадцатое марта.
Классная работа.
-Объясните орфограммы. (Учащиеся объясняют орфограммы)
Ребята, где в словах встречаются такие сочетания букв? Назовите эти слова.
IV. Актуализация знаний.
Исправьте ошибки. Докажите, что исправили верно. (Слайд 5)
В зимнею стужу вельнике стаит тишына. Отлютава холада
папряталась всё жывое.
- Дайте характеристику этим предложениям.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)
V. Создание проблемной ситуации
1. Повторение
- Что мы уже знаем о глаголе? (Слайд 6)
(Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (по временам и числам) (Слайд 7)
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд 8)
2. Запишите глаголы, распределяя их по временам.
Как правильно определить время глагола?
(Работа в парах.)
Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов. (Слайд 9)
рисует
идёт
стоять
думает споёт
пройти
решит
откроет
гулял
читал
Проверка (Слайд 10)
У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?
VI. Сообщение темы и целей урока.
А как вы думаете, как может называться форма глагола, у которой неопределяется число, лицо, время? (Неопределенная форма )
-Правильно! Такая форма глагола называется – неопределенная. Значит, тема нашего урока сегодня (дети говорят)
Чему же должны будем научиться сегодня? (Слайд 11)
Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм;
Ставить вопросы;
Образовывать неопределенную форму;
Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте.
VII. Работа над новым материалом. (Слайд 12)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)
Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
Чем отличаются вопросы?
У большинства глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.
Прослушайте новую информацию о глаголе.
(Неопределенная форма глагола – начальная форма или инфинитив.
Инфинитив – латинское слово « неопределенный». (Слайд 13)
У глагола неопределенной формы суффиксы– ть, ти, могут оканчиваться на чь.
Чь- это орфограмма и входит в корень.)
Прочитаем правило на стр. 72 и рубрику «Обратите внимание».
VIII. Работа по теме урока.
1. Распределите глаголы в три группы. (Слайд 14)
Играть нести учить
беречь
печь колоть пройти
Стоять стричь найти
ть чь ти
Физминутка.
IX. Закрепление.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная
работа) (Слайд 15)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы при помощи двух вопросов. (что делать, что сделать)
(Класс разбит на 3 группы, каждая группа получает задание). (Слайд 16)
- темно, светло
- обед, ужин
- зелёный, красный
- Проверим! (Слайд 17).
3. Работа по учебнику.
Упр. 150 стр. 73
4. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы:
(Слайд 18)
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Пукать пыль в глаза – (обманывать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Дать слово – (пообещать)
Х. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!
ХI. Рефлексия. Самооценка. (Слайд 20)
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
- Знаю ли я, что такое глагол?
- Знаю ли я, что обозначает глагол?
- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
- Знаю ли я, как изменяется глагол?
- Смогу ли я определить время глагола?
- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)
Упражнение 151 стр. 73, стр. 72 правило
Просмотр содержимого документа
«Неопределённая форма глагола»
МБОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок русского языка в 4 классе.
УМК «Школа России»
Тема: «Неопределённая
форма глагола»
(проведённый на методобъединение начальных классов)
Подготовила учитель начальных классов
Ежова Светлана Борисовна
2015 г
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте свое хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.
Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
"Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: "Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.
Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (Слайд 3)
II. Словарная работа.
А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (Корабль)
Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».
III. Минутка чистописания. (Слайд 4)
Откройте тетради, запишите число, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв ти ть
Шестнадцатое марта.
Классная работа.
-Объясните орфограммы. (Учащиеся объясняют орфограммы)
Ребята, где в словах встречаются такие сочетания букв? Назовите эти слова.
IV. Актуализация знаний.
Исправьте ошибки. Докажите, что исправили верно. (Слайд 5)
В зимнею стужу вельнике стаит тишына. Отлютава холада
папряталась всё жывое.
- Дайте характеристику этим предложениям.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)
V. Создание проблемной ситуации
1. Повторение
(Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (по временам и числам) (Слайд 7)
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд 8)
2. Запишите глаголы, распределяя их по временам.
Как правильно определить время глагола?
(Работа в парах.)
Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов. (Слайд 9)
рисует
идёт
стоять
думает споёт
пройти
решит
откроет
гулял
читал
Проверка (Слайд 10)
У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?
VI. Сообщение темы и целей урока.
А как вы думаете, как может называться форма глагола, у которой неопределяется число, лицо, время? (Неопределенная форма )
-Правильно! Такая форма глагола называется – неопределенная. Значит, тема нашего урока сегодня (дети говорят)
Чему же должны будем научиться сегодня? (Слайд 11)
Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм;
Ставить вопросы;
Образовывать неопределенную форму;
Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте.
VII. Работа над новым материалом. (Слайд 12)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)
Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
Чем отличаются вопросы?
У большинства глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.
Прослушайте новую информацию о глаголе.
(Неопределенная форма глагола – начальная форма или инфинитив.
Инфинитив – латинское слово « неопределенный». (Слайд 13)
У глагола неопределенной формы суффиксы– ть, ти, могут оканчиваться на чь.
Чь- это орфограмма и входит в корень.)
Прочитаем правило на стр. 72 и рубрику «Обратите внимание».
VIII. Работа по теме урока.
1. Распределите глаголы в три группы. (Слайд 14)
Играть нести учить
беречь
печь колоть пройти
Стоять стричь найти
ть чь ти
Физминутка.
IX. Закрепление.
Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная
работа) (Слайд 15)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
2. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы при помощи двух вопросов. (что делать, что сделать)
(Класс разбит на 3 группы, каждая группа получает задание). (Слайд 16)
темно, светло
обед, ужин
зелёный, красный
- Проверим! (Слайд 17).
3. Работа по учебнику.
Упр. 150 стр. 73
4. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы:
(Слайд 18)
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Пукать пыль в глаза – (обманывать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Дать слово – (пообещать)
Х. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!
ХI. Рефлексия. Самооценка. (Слайд 20)
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
Знаю ли я, что такое глагол?
Знаю ли я, что обозначает глагол?
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
Знаю ли я, как изменяется глагол?
Смогу ли я определить время глагола?
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)
Упражнение 151 стр. 73, стр. 72 правило
- Как сказать одним словом: (Слайд 14)
Исполнять роль в спектакле – (играть)
Чувствовать холод – (мёрзнуть)
Не разрешать что-либо делать – (запрещать)
Находить решение – (решать)
Найти решение – (решить)
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
« Кто самый внимательный»
- Читаю слова, вы записываете глаголы только в неопределенной форме.
Петь, медь, мешать, лошадь, грустить, грусть, ходить, ходит, крыть, косить, косят, принести, лечь.
6
Просмотр содержимого презентации
«Неопределенная форма глагола»
Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет...
Ш е с т на д цат ое марта.
Кла сс ная р а бота.
Исправьте ошибки. Докажите, что исправили верно.
В зимнею стужу вельнике стаит тишына. Отлютава холада папряталась всё жывое.
П. В.
Н. В.
Б. В.
Ед. ч.
Мн. ч.
Он
Она
Оно
Рисует
Идёт
Думает
Гулял
Споёт
Читал
Решит
Откроет
Стоять
Пройти
Б. В.
Н. В.
Споёт
Решит
Откроет
Рисует
Идёт
Думает
П. В.
Читал
Гулял
Стоять
Пройти
- Отличать неопределенную форму
глагола от других глагольных форм;
2. Ставить вопросы;
3. Образовывать неопределенную форму;
4. Употреблять и находить глаголы в неопределённой форме в тексте.
В глаголах в неопределённой форме ть и ти – это суффикс, а чь входит в состав корня.
- ть -- играть
- ти -- нести
- чь -- течь
инфинитив
Распределите глаголы в три группы.
Играть нести учить
беречь
печь колоть пройти
Стоять стричь найти
ть чь ти
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
живёшь – _______________
поплывёшь – ____________
побежишь – _____________
глядим – ________________
жду – ________________
машешь – ____________
несёшь – _____________
сидит – ______________
- темно, светло
- обед, ужин
- зелёный, красный
- Темно - темнеть, потемнеть;
светло – светлеть, посветлеть.
- Обед – обедать, пообедать;
ужин – ужинать, поужинать.
- Зелёный – зеленеть, зазеленеть;
красный – краснеть,
покраснеть.
Зарубить на носу-
Держать язык за зубами -
Пускать пыль в глаза -
Вешать нос -
Мозолить глаза -
Дать слово -
- Знаю ли я, что такое глагол? Знаю ли я, что обозначает глагол? Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол? Знаю ли я, как изменяется глагол? Смогу ли я определить время глагола? Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
- Знаю ли я, что такое глагол?
- Знаю ли я, что обозначает глагол?
- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
- Знаю ли я, как изменяется глагол?
- Смогу ли я определить время глагола?
- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Исполнять роль в спектакле -
Чувствовать холод -
Не разрешать что-либо делать -
Находить решение -
Найти решение -
Презентация подготовлена на конкурс «Радуга презентаций – 2014» для международного сообщества педагогов «Я – Учитель!» http://ya-uchitel.ru/
Интернет-ресурсы
http ://img1.liveinternet.ru/ images / attach /b/3/41/217/41217286_1237407883_Moy_zavetnuyy_ostrov_Horvatiya.jpg
- Капитан http ://s015.radikal.ru/i331/1110/98/f57cc763a410.jpg
- Кораблик http ://img1.liveinternet.ru/ images / attach /c/4/81/85/81085631_large_4663906_transport.png
Интернет-ресурсы
- Колокольчик: http://cs5482.userapi.com/g37750358/a_8624902d.jpg
2. Отрисовка «Дети за партой»: автор Галина ( Gapusja ), Ростовская область
Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http :// pedsovet . su /