Технология проведения
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
- Вы садитесь тихо как?
- Вот так!
- А здороваетесь как?
- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)
- Настроение какое?
- Вот какое!
Проверьте, все ли готово к уроку. Возьмите с собой хорошее настроение и мы начинаем.
- Актуализация знаний. (Слайд2)
1.Прочитайте слова на доске.
Отъехал, прочитает, чувствует, засмеётся, съел, гореть, празднует, беречь.
- Что общего во всех этих словах?
-Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу? (Дети задают друг другу вопросы по теме «Глагол»)
- На какие группы можно разделить эти слова? Разделите слова на группы, обсудив это в паре.(Слайд3)
? чувствует, празднует настоящее время, непроизносимые согласные
? отъехал, съел прошедшее время, разделительный твёрдый знак
? прочитает, засмеётся будущее время, приставка
? гореть, беречь мягкий знак
- Что общего у глаголов «гореть, беречь»?
V. Постановка проблемы.
1. Определите время, число у глаголов « гореть, беречь» (дети высказывают свои мнения, гипотезы).
- Можно ли определить время, число у этих глаголов? (Нет, число и время не определяются)
- Как же называется такая форма глагола?
VI.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Откроем учебники 120 и прочитаем тему урока.
- Как назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?
(Слайд 4)
- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив).
Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.
- Какие цели перед собой поставим? (Находить глаголы неопределённой формы)
- Остальные цели будем ставить по мере обращения к исследовательской карточке, которая у вас на парте.
- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.
Неопределённая форма глагола
(начальная форма глагола, инфинитив)
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы
2.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы
или оканчивается
3.Чтобы найти основу неопределённой формы глагола, нужно
3.В глаголах неопределённой формы бывают глагольные суффиксы
Глагольные суффиксы
пишутся
Открытие новых знаний.
1)Работа в группах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.
(Зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать,
пропустить мимо ушей – прослушать, вставлять палки в колёса – мешать,
мозолить глаза – надоедать, делать из мухи слона – преувеличивать, обвести вокруг пальца – обмануть, держать язык за зубами – молчать, унести ноги – убежать).
- Задайте вопросы к полученным глаголам. (Слайд 5,6)
- Запишем глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?(От вопроса.)
Проверти. (Слайд 7 )
- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? (Слайд 8)
Хочешь - запомни.
Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Как вы думаете, почему? (Слайд 9)
Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).
пожимать (корень жим -) – пожать (корень жа-)
Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).
говорить – договорить
Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)
Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.
Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола (Слайд 11)
1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.
2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.
3. Назови неопределённую форму нужного глагола. (Пишем в тетради).
2) Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола).
Откройте учебник с.122,№371. Понаблюдайте, чем заканчиваются глаголы в неопределённой форме?
По каким приметам в сам?м слове можно отличить начальную форму глагола от других? (Слайд 12)
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. (Слайд13) Мы будем считать суффиксом.
Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:
стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).
В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.
Запишем в карточке. Лингвисты договорились о том, что формообразующие суффиксы -ть, -ти, буквосочетание -чь в основу слова не входит. Тогда что будет основой слова? (Часть слова без суффиксов и чь)
Запишем в карточку
Прочитайте и сформулируйту следующую учебную задачу. Какие суффиксы у глаголов неопределённой формы? (Слайд 14)
Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.
Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.
услышать, плавать, прыгать, слушать суффикс –а:
увидеть, обидеть, зависеть суффикс – е
построить, гладить, готовить, клеить суффикс – и
залаять, таять, веять, сеять суффикс – я
(Глагольные суффиксы неопределённой формы а,и,е,я)
Запишите это карточку
Какой вывод у нас получился? Сделайте его с помощью карточки.
Давайте проверим наш вывод с выводом авторов учебника. С 122, читаем правило.
Что такое постфикс? (Слайд 15)
В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).
Закрепление изученного (работа в группе)
Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме (Слайд 16)
Самостоятельная работа в парах. (Слайд 17)
Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме
Во время каникул.
Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.
Во время каникул.
Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.
Это интересно.( Слайд18)
Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?
(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.
Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.
Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.
Поэтому правильно говорить так:
надеть (что-нибудь)
форму
пальто
туфли
платье
костюм
одеть (кого-нибудь)
ребёнка
куклу
девочку
больного
малыша
XI.Рефлексия (Слайд 19)
XII.Домашнее задание: (слайд 20)
Оценки за урок.