kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проведения

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

- Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!

Проверьте, все ли  готово к уроку. Возьмите с собой хорошее настроение и мы начинаем.

  1. Актуализация знаний. (Слайд2)

1.Прочитайте слова на доске.

Отъехал, прочитает, чувствует, засмеётся, съел, гореть, празднует, беречь.

 - Что общего во всех этих словах?

-Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Какие вопросы  вы хотели бы задать   друг другу? (Дети задают друг другу вопросы по теме «Глагол»)

 - На какие группы можно разделить эти слова? Разделите слова  на группы, обсудив это в паре.(Слайд3)

? чувствует, празднует                     настоящее время, непроизносимые согласные

? отъехал, съел                                    прошедшее время, разделительный твёрдый  знак

? прочитает, засмеётся                    будущее время, приставка

? гореть, беречь                                мягкий знак

- Что общего у глаголов «гореть, беречь»?

V. Постановка проблемы.

1. Определите время, число у глаголов « гореть, беречь» (дети высказывают  свои мнения, гипотезы).

-  Можно ли определить время, число у этих глаголов? (Нет, число и время не определяются)

- Как же называется такая форма глагола?

VI.Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Откроем учебники 120  и прочитаем тему урока.

-  Как назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

 (Слайд 4)

- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив).

Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

- Какие цели перед собой поставим? (Находить глаголы неопределённой формы)

- Остальные цели будем ставить по мере  обращения к исследовательской карточке, которая у   вас на парте.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы

2.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы

или оканчивается

3.Чтобы найти основу        неопределённой формы      глагола,  нужно

3.В глаголах неопределённой формы бывают глагольные суффиксы

Глагольные суффиксы 

пишутся

Открытие новых знаний.

1)Работа в группах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

(Зарубить  на  носу – запомнить, клевать носом – дремать,

пропустить мимо ушей – прослушать, вставлять палки в колёса – мешать,

мозолить глаза – надоедать,  делать из мухи слона – преувеличивать, обвести вокруг пальца – обмануть, держать язык за зубами – молчать, унести ноги – убежать).

 - Задайте вопросы к полученным глаголам. (Слайд 5,6)

- Запишем глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?(От вопроса.)

Проверти.  (Слайд 7 )

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? (Слайд 8)

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?,  являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Как вы думаете, почему?  (Слайд 9)

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение  «начать действие»).

пожимать (корень жим -) – пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол  пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить – договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола  (Слайд 11)

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола. (Пишем в тетради).

2) Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола).

Откройте учебник с.122,№371. Понаблюдайте, чем заканчиваются глаголы в неопределённой форме?

По каким приметам в сам?м слове можно отличить начальную форму глагола от других? (Слайд 12)

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. (Слайд13) Мы будем считать суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:

стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Запишем в карточке. Лингвисты договорились о том, что  формообразующие суффиксы  -ть, -ти, буквосочетание -чь в основу слова не входит. Тогда что будет основой слова? (Часть слова без суффиксов и чь)

Запишем в карточку

Прочитайте  и сформулируйту следующую учебную задачу. Какие  суффиксы у глаголов неопределённой формы? (Слайд  14)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

услышать, плавать, прыгать, слушать         суффикс –а:

 увидеть, обидеть, зависеть                             суффикс – е

построить, гладить, готовить, клеить         суффикс – и

 залаять, таять, веять, сеять                         суффикс – я

(Глагольные суффиксы неопределённой формы а,и,е,я)

Запишите это карточку

Какой вывод у нас получился? Сделайте его с помощью карточки.

Давайте проверим наш вывод с выводом авторов учебника. С 122, читаем правило.

Что такое постфикс?  (Слайд 15)

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).

Закрепление изученного (работа в  группе)

Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме  (Слайд 16)

Самостоятельная работа в парах. (Слайд 17)

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Это интересно.( Слайд18)

Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

XI.Рефлексия  (Слайд 19)

XII.Домашнее задание:  (слайд 20)

Оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола"»

Неопределенная  форма  глагола

Неопределенная

форма

глагола

Отъехал, прочитает, чувствует, засмеётся, съел, гореть, празднует, беречь.

Отъехал, прочитает, чувствует, засмеётся, съел, гореть, празднует, беречь.

чувствует, празднует  отъехал, съел                   прочитает, засмеётся    гореть, беречь Н.в.   П.в.  Б.в.  ?

чувствует, празднует

отъехал, съел  

               

прочитает, засмеётся  

гореть, беречь

Н.в. 

П.в.

Б.в.

?

Неопределённая форма глагола   Начальная форма глагола   Инфинитив

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола

Инфинитив

                                               

               

               

               

делать из мухи слона обвести вокруг пальца держать язык за зубами унести ноги убежать преувеличивать обмануть молчать.

делать из мухи слона обвести вокруг пальца держать язык за зубами унести ноги

убежать преувеличивать обмануть

молчать.

что сделать?   что делать? запомнить    дремать прослушать   мешать обмануть    надоедать убежать    молчать        преувеличивать

что сделать? что делать?

запомнить дремать

прослушать мешать

обмануть надоедать

убежать молчать преувеличивать

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:   что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

что делать?

что сделать?

хохотать  за хохотать по жим ать   по жа ть говорить  до говорить  

хохотать за хохотать

по жим ать по жа ть

говорить до говорить

 

догоняли догнали наказывает накажет        оставляла оставила          1-? к форме гл.  2- ? неопр.ф.    3- неопр.ф. догонять догнать наказывать наказать оставлять оставить

догоняли

догнали

наказывает

накажет       

оставляла

оставила         

1-? к форме гл. 2- ? неопр.ф. 3- неопр.ф.

догонять

догнать

наказывать

наказать

оставлять

оставить

ид ти , вый ти , най ти , вез ти , полз ти  рассказа ть, сдела ть  стерег ут – стереч ь  при ляг у –при лечь

ид ти , вый ти , най ти , вез ти , полз ти

рассказа ть, сдела ть

стерег ут – стереч ь

при ляг у –при лечь

В глаголах в неопределённой форме ть и ти – это суффикс, а чь входит в состав корня. - ть -- сделать - ти -- везти - чь -- течь

В глаголах в неопределённой форме ть и ти – это суффикс, а чь входит в состав корня.

- ть -- сделать

- ти -- везти

- чь -- течь

Глагольные суффиксы услыш а ть, плав а ть, прыг а ть, слуш а ть   увид е ть, обид е ть, завис е ть постро и ть, глад и ть, готов и ть, кле и ть  зала я ть, та я ть, ве я ть Суффиксы: – а; – е; – и , –я

Глагольные суффиксы

услыш а ть, плав а ть, прыг а ть, слуш а ть

увид е ть, обид е ть, завис е ть

постро и ть, глад и ть, готов и ть, кле и ть

зала я ть, та я ть, ве я ть

Суффиксы:

а;

е;

и

, –я

Ветер чуть слышно поёт, Липа вздыхает у сада… Чуткая музыка всюду живёт- В шелесте трав, В шуме дубрав, Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек  на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать  и перемалывать  пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда  добыче не ускользнуть от него. __________ ___________ _________ _________ ___________ ________ ______________ ______________ ___________ ______________

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек  на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать  и перемалывать  пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда  добыче не ускользнуть от него.

__________

___________

_________

_________

___________

________

______________

______________

___________

______________

Во время каникул. Хорошо летом рано (что сделать?)  и (что сделать?) к озеру. Приятно (что делать?)   на солнце, (что делать?)  в прозрачной воде, (что делать?)  в лесу грибы, ягоды, (что делать?)  пение птиц. Интересно (что сделать?) за поведением насекомых, (что сделать?)  с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?)   в саду и на огороде, (что сделать?) старшим по хозяйству. встать                                               пойти  купаться загорать собирать слушать понаблюдать поиграть поработать помочь

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) и (что сделать?) к озеру. Приятно (что делать?) на солнце, (что делать?) в прозрачной воде, (что делать?) в лесу грибы, ягоды, (что делать?) пение птиц. Интересно (что сделать?) за поведением насекомых, (что сделать?) с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) в саду и на огороде, (что сделать?) старшим по хозяйству.

встать

пойти

купаться

загорать

собирать

слушать

понаблюдать

поиграть

поработать

помочь

(кого-нибудь) ребёнка куклу девочку больного малыша (что-нибудь) форму пальто туфли платье костюм

(кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

(что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

Рефлексия    Я узнал(а) …  Я повторил(а) …  Было трудно …  Меня удивило …     Было интересно …   Теперь я умею…

Рефлексия

Я узнал(а)

Я повторил(а)

Было трудно

Меня удивило

Было интересно

Теперь я умею…

Домашнее задание С. 122 правило, с.128, №2

Домашнее задание

С. 122 правило, с.128, №2

Королевство глагола

Королевство глагола

Ранько Елену Алексеевну ,  учителя начальных классов  Сайт: http://pedsovet.su/

Ранько Елену Алексеевну ,

учителя начальных классов

Сайт: http://pedsovet.su/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола"

Автор: Рогачёва Лидия Фёдоровна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 265014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "146978"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419280062"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку "Неопределённая форма глаголов с мягким знаком после шипящих на конце""
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-uroku-nieopriedielionnaia-forma-ghlagholov-s-miaghkim-znakom-poslie-shipiashchikh-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "258314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448470609"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока: Тема:Неопределенная форма глагола "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-tiema-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "144470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418733035"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация: "Неопределенная форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "210348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431427864"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока с презентацией   по русскому    языку  в 4 классе   на тему  «Неопределённая форма глагола» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-na-tiemu-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "244609"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445963869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства