Цели: 1)повторить и закрепить знания учащихся о глаголе, познакомить с наклонениями глагола, научить учащихся в предложениях правильно находить глаголы и определять наклонения глаголов;
2 ) способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль, поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.
3) воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам, формировать нравственные качества учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Глагол. Наклонение глагола.»
Глагол. Наклонение глагола.
7 класс
Ибраева Г.К.
Учитель русского языка и литературы
СШ №12 имени А.Буркитбаева
Каркаралинского района
Карагандинской области
Цели: 1)повторить и закрепить знания учащихся о глаголе, познакомить с наклонениями глагола, научить учащихся в предложениях правильно находить глаголы и определять наклонения глаголов;
2 ) способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль, поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.
3) воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам, формировать нравственные качества учащихся.
Методы и приемы: словесно- письменный, частично-поисковой, игра «Наполни мешок», игра-состязание «Ты-мне, я-тебе »
Форма работы: индивидуальная и коллективная работа, творческая работа
Эпиграф урока: Глагол - самая огнепыщущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать самодействие!”
писатель Алексей Кузьмич Югов
Ход урока: I. Оргмомент
Приветствие учителя и учащихся
Добрый день, добрый час
Мы очень рады видеть вас
Друзья мои ! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Подготовка учащихся к уроку
Начинаем урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «5».
Ученики должны взяться за руки и пожелать друг – другу удачи.
II. Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос по пройденному
Задание 1. Творческая работа.
Познакомить с презентациями на тему «Местоимение»
Класс заранее делится на 3 группы и учащиеся каждой группы должны представить свои презентации.
Задание 2. Игра «Наполни мешок»
Из предложенных фразеологизмов выберите те, в которых есть местоимения.
Сидеть сложа руки Ни в какие ворота
Кусать себе локти Как в воду канул
Бог с тобой Взять себя в руки
Себе на уме Не в своей тарелке
Быть на седьмом небе Зарубить себе на носу
Задание 3. Вставьте подходящие по смыслу местоимения в казахские пословицы и поговорки.
Если в сеть сазан попал,
Значит,….в казан попал.
Герой однажды жизнь теряет,
Трус……в битве умирает.
У скупых всегда хватало
Оговорок для того?
Чтоб ни много и ни мало?
Не давать нам ......
Если друг твой человек плохой,
Это значит ты и сам ……
Когла умный человек возьмется
В…. Руках и снег огнем займетсят
III. Пробуждение интереса.
Решение кроссворда.
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения
2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.
3. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.
4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный, культурный центр.
5. То же, что и экономика.
6. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами
Если вы правильно решите кроссворд, то определите тему нашего урока.
Ключевое слово « глагол».
IY. Постановка цели урока.
Девиз урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
Y.Что мы знаем о глаголе?
Игра-состязание: «Ты- мне, я- тебе»
Учащиеся каждой группы задают друг –другу по 3 вопроса на тему «Глагол».
YI Объяснение нового материала.
А вот мы подошли к теме сегодняшнего урока. Глагол обозначает действие, которое происходит реально в настоящее время, происходил и будет происходить, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия которые не происходили, не происходят, и возможно, не произойдут. Сегодня мы познакомимся с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать, что такое наклонение)
- Вы что- нибудь знаете об этом? (нет).
- Давайте узнаем об этом вместе и призовем на помощь сказку.
IV. ( На экране)
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына
Епифан был старший брат
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что- то не случалось.
Епифан. – Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто – нибудь помог!..,
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня. – То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван. – Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю.
Епифан:Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!
Тимоня:Эй, Ванюша, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван:Вижу : час настал мой братцы,
В путь – дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму в подмогу.
Тимоня:Ну, иди, Ванюша, с Богом!
- Кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола. Откроем учебник на стр. 73. Найдите названия наклонений (изъявительное, условное, повелительное).
Учащиеся каждой группы должны просмотреть новый материал и объяснить остальным учащимся.
1 группа – изъявительное наклонение
2 группа – повелительное наклонение
3 группа – сослагательное наклонение
Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? Какое действие они обозначают? (Иван)
- Почему наклонение называется изъявительным? ( действие происходит наяву, действие из яви).
- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении? (Гаврила)
- Кто же употреблял глаголы в условном наклонении? ( Филимон)
V. Закрепление.
- Снова вернемся в сказку.
Задание. Выпишите глаголы, которые будут употреблять братья в своей речи.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
YI. Подбери к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол.
Зарубить на носу хвастаться
Пускать пыль в глаза обмануть
Обвести вокруг пальца бездельничать
Повесить нос запомнить
Сесть в калошу загрустить
Раздуть из мухи слона испугаться
Душа в пятки ушла преувеличивать
Бить баклуши опозориться
Ломать голову думать
YII. Рефлексия.
Сегодня я убедился, что ….
Теперь, я умею….
Я знаю, что глагол….
YIII. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Мой Казахстан»
IX. Подведение итогов урока.
Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, много умеет.