kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора.

                                           Х о д   у р о к а

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка письменной работы.

Ответить на вопросы.

III. Объяснение нового материала:

                                                  План
                    Морфологического разбора глагола

1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Спряжение (н. в., б. в.).

4. Число.

5. Время.

6. Лицо (н. в., б. в.).

7. Род (п. в.).

8. Член предложения.                                    

                                                    План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. — работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь — глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

 

                            Образцы разбора глаголов

Любишь кататьсялюби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) настоящего времени;
        3) единственного числа;
        4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) повелительного наклонения;
        2) единственного числа;
        3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

 

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) совершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) прошедшего времени;
        3) единственного числа;
        4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

 

                                    План разбора.

     I. Часть речи. Общее значение.

     II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы  что делать? что сделать?).

2. Постоянные признаки: а) вид,

б) переходность (если при глаголе можно поставить сущ. в вин. пад. без предлога, то он переходный),

в) спряжение (I спр.,  IIспр. или разноспрягаемый),

г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное или условное),

б) число (ед. или мн.),

в) время (если есть – настоящее, прошедшее или будущее),

г) лицо (если есть – 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени),

д) род (если есть – мужской, женский или средний, определяется у глаголов в форме прошедшего времени).

       III. Синтаксическая роль.

                            Образец разбора.

Тает мокрый снег.

I. Тает – глагол.

Снег (что делает?) тает.

Н.ф. – таять.

II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;

непост. —  в изъявит.  накл., в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.

III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).

 

Перепиши этот текст.

I. Перепиши – глагол.

(Что сделай?) перепиши.

Н.ф. – переписать.

II. Пост. – сов.в., перех., I спр.;

непост. —  в повелит.  накл., в ед.ч., в 2-м лице.

III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).

 

Я хотел бы стать космонавтом.

I. Хотел (бы) – глагол.

Я (что делал?) хотел (бы).

Н.ф. – хотеть.

II. Пост. – несов.в., перех., разноспрягаемый;

непост. —  в услов.  накл., в ед.ч., в муж. роде.

III. Я (что делал?) хотел бы стать (сказуемое).

VI. Итог урока.

– Расскажите о грамматических признаках глагола.

Домашнее задание: упражнение 131.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА» »

Тема урока: « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА» 7 класс Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Проверка письменной работы. Ответить на вопросы. III. Объяснение нового материала: План
Морфологического разбора глагола 1. Часть речи. 2. Начальная форма (инфинитив). 3. Спряжение (н. в., б. в.). 4. Число. 5. Время. 6. Лицо (н. в., б. в.). 7. Род (п. в.). 8. Член предложения.

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. — работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.

Поешь — глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.



Образцы разбора глаголов

Любишь кататьсялюби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?

  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) настоящего времени;
        3) единственного числа;
        4) 2-го лица.

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?

  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) повелительного наклонения;
        2) единственного числа;
        3) 2-го лица.

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.


Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?

  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) совершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) прошедшего времени;
        3) единственного числа;
        4) женского рода.

  3. В предложении является сказуемым.



 План разбора.

     I. Часть речи. Общее значение.

     II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы  что делать? что сделать?).

2. Постоянные признаки: а) вид,

б) переходность (если при глаголе можно поставить сущ. в вин. пад. без предлога, то он переходный),

в) спряжение (I спр.,  IIспр. или разноспрягаемый),

г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное или условное),

б) число (ед. или мн.),

в) время (если есть – настоящее, прошедшее или будущее),

г) лицо (если есть – 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени),

д) род (если есть – мужской, женский или средний, определяется у глаголов в форме прошедшего времени).

       III. Синтаксическая роль.

                            Образец разбора.

Тает мокрый снег.

I. Тает – глагол.

Снег (что делает?) тает.

Н.ф. – таять.

II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;

непост. —  в изъявит.  накл., в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.

III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).

 

Перепиши этот текст.

I. Перепиши – глагол.

(Что сделай?) перепиши.

Н.ф. – переписать.

II. Пост. – сов.в., перех., I спр.;

непост. —  в повелит.  накл., в ед.ч., в 2-м лице.

III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).

 

Я хотел бы стать космонавтом.

I. Хотел (бы) – глагол.

Я (что делал?) хотел (бы).

Н.ф. – хотеть.

II. Пост. – несов.в., перех., разноспрягаемый;

непост. —  в услов.  накл., в ед.ч., в муж. роде.

III. Я (что делал?) хотел бы стать (сказуемое).

VI. Итог урока.

– Расскажите о грамматических признаках глагола.

Домашнее задание: упражнение 131.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
: « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА»

Автор: Рахимбекова Меруерт Ахметбековна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "176700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424454039"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Морфологический разбор глагола"
    ["seo_title"] => string(33) "morfologhichieskiirazborghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "303552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457539763"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обобщение.Морфологический разбор глагола."
    ["seo_title"] => string(47) "obobshchieniiemorfologhichieskiirazborghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "303842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457611736"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока русского языка для 7 класса по теме: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423416401"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок по русскому языку в 5 классе на тему : Морфологический разбор глагола "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "110247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405760355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства