Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка письменной работы.
Ответить на вопросы.
III. Объяснение нового материала:
План
Морфологического разбора глагола
1. Часть речи.
2. Начальная форма (инфинитив).
3. Спряжение (н. в., б. в.).
4. Число.
5. Время.
6. Лицо (н. в., б. в.).
7. Род (п. в.).
8. Член предложения.
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Работай – глагол, обозначает действие, (что делай?) работай; н.ф. — работать, несов. в., I спр., невозвр., неперех., в повел накл., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
Поешь — глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь, н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.; сказуемое.
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Кататься
Люби
Началась пахота (Пришвин).
Началась
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).
2. Постоянные признаки: а) вид,
б) переходность (если при глаголе можно поставить сущ. в вин. пад. без предлога, то он переходный),
в) спряжение (I спр., IIспр. или разноспрягаемый),
г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное или условное),
б) число (ед. или мн.),
в) время (если есть – настоящее, прошедшее или будущее),
г) лицо (если есть – 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени),
д) род (если есть – мужской, женский или средний, определяется у глаголов в форме прошедшего времени).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Тает мокрый снег.
I. Тает – глагол.
Снег (что делает?) тает.
Н.ф. – таять.
II. Пост. – несов.в., неперех., I спр.;
непост. — в изъявит. накл., в ед.ч., в наст. вр., в 3-м лице.
III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).
Перепиши этот текст.
I. Перепиши – глагол.
(Что сделай?) перепиши.
Н.ф. – переписать.
II. Пост. – сов.в., перех., I спр.;
непост. — в повелит. накл., в ед.ч., в 2-м лице.
III. (Что сделай?) перепиши (сказуемое).
Я хотел бы стать космонавтом.
I. Хотел (бы) – глагол.
Я (что делал?) хотел (бы).
Н.ф. – хотеть.
II. Пост. – несов.в., перех., разноспрягаемый;
непост. — в услов. накл., в ед.ч., в муж. роде.
III. Я (что делал?) хотел бы стать (сказуемое).
VI. Итог урока.
– Расскажите о грамматических признаках глагола.
Домашнее задание: упражнение 131.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт