kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему Составное глагольное сказуемое

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лекси­ческом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.

I. Словарная работа.

Записываются слова из рамок (§ 13): конгресс, конференция.

Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку con (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных слов записываются слова, имеющие эту приставку:

конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.

II.              Проверка домашнего задания.

III.              Новый материал.

1.               Введение понятия «составное сказуемое».

Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель зада­ет вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным?(Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)

Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь - простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.

Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь - составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявитель­ное наклонение, прошедшее время), а лексическое - словом петь (произво­дить голосом музыкальные звуки).

2.  Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. При­думать 2-3 аналогичных примера.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Си­рень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)

3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоя­тельно, читая § 13.

Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение но­вого материала:

1)      Какие сказуемые называются составными?

2)  Из каких частей состоят составные сказуемые?

3)  Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?

4)  Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?

IV. Закрепление изученного.

1.     Упражнение 115.

2.  Придумать предложения, употребив в качестве простых и состав­ных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)

Колыхаться, лепетать, колоть, гнать, бороться, распилить, выка­тить, отклеиться.

Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного ска­зуемого, целесообразно повторить правописание - тся и - тьсяв глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомо­гательный глагол на - тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.

V. Задание на дом:

§13, упр. 118.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему Составное глагольное сказуемое»

Тема: СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лекси­ческом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.

I. Словарная работа.

Записываются слова из рамок (§ 13): конгресс, конференция.

Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку con (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных слов записываются слова, имеющие эту приставку:

конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.

II.              Проверка домашнего задания.

III.              Новый материал.

1.               Введение понятия «составное сказуемое».

Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель зада­ет вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным?(Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)

Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь - простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.

Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь - составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявитель­ное наклонение, прошедшее время), а лексическое - словом петь (произво­дить голосом музыкальные звуки).

2.  Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. При­думать 2-3 аналогичных примера.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Си­рень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)

3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоя­тельно, читая § 13.

Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение но­вого материала:

1)      Какие сказуемые называются составными?

2)  Из каких частей состоят составные сказуемые?

3)  Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?

4)  Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?

IV. Закрепление изученного.

1.     Упражнение 115.

2.  Придумать предложения, употребив в качестве простых и состав­ных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)

Колыхаться, лепетать, колоть, гнать, бороться, распилить, выка­тить, отклеиться.

Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного ска­зуемого, целесообразно повторить правописание - тся и - тьсяв глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомо­гательный глагол на - тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.

V. Задание на дом:

§13, упр. 118.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока на тему Составное глагольное сказуемое

Автор: Нысанбаева Забира Кумшукбаевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Составное глагольное сказуемое".  8 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-sostavnoie-ghlaghol-noie-skazuiemoie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "162525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422366041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "«Составное глагольное сказуемое», 8 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "618741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669743622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка "ВИДЫ СКАЗУЕМОГО. ПРАКТИКУМ". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vidy-skazuiemogo-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "102340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498815"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока  по русскому языку в 8 классе по теме: Повторение  по теме «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428590307"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Повторение. Типы сказуемого" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-povtorieniie-tipy-skazuiemogho"
    ["file_id"] => string(6) "177560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства