Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лексическом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.
I. Словарная работа.
Записываются слова из рамок (§ 13): конгресс, конференция.
Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку con - (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных слов записываются слова, имеющие эту приставку:
конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.
II. Проверка домашнего задания.
III. Новый материал.
1. Введение понятия «составное сказуемое».
Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель задает вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным?(Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)
Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь - простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.
Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь - составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявительное наклонение, прошедшее время), а лексическое - словом петь (производить голосом музыкальные звуки).
2. Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. Придумать 2-3 аналогичных примера.
1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)
3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоятельно, читая § 13.
Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение нового материала:
1) Какие сказуемые называются составными?
2) Из каких частей состоят составные сказуемые?
3) Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?
4) Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?
IV. Закрепление изученного.
1. Упражнение 115.
2. Придумать предложения, употребив в качестве простых и составных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)
Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного сказуемого, целесообразно повторить правописание - тся и - тьсяв глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол на - тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.
V. Задание на дом:
§13, упр. 118.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лексическом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.
I. Словарная работа.
Записываются слова из рамок (§ 13): конгресс, конференция.
Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку con - (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных слов записываются слова, имеющие эту приставку:
конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.
II.Проверка домашнего задания.
III.Новый материал.
1. Введение понятия «составное сказуемое».
Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель задает вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным?(Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)
Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь - простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.
Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь - составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявительное наклонение, прошедшее время), а лексическое - словом петь (производить голосом музыкальные звуки).
2. Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. Придумать 2-3 аналогичных примера.
1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)
3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоятельно, читая § 13.
Контрольные вопросы,позволяющие определить усвоение нового материала:
1) Какие сказуемые называются составными?
2) Из каких частей состоят составные сказуемые?
3) Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?
4) Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?
IV. Закрепление изученного.
1. Упражнение 115.
2. Придумать предложения, употребив в качестве простых и составных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)
Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного сказуемого, целесообразно повторить правописание - тся и - тьсяв глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол на - тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.