Актуализация опорных знаний    Цель: воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для открытия новых знаний; формирование умения определять и формулировать учебную цель и задачи; мотивирование к учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                           Основная часть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Физминутка                                                    (основная часть)   |    Ребята, на доске вы видите слова, давайте их прочитаем. Теперь, ваша задача записать их, поставить ударение и обозначить орфограммы.  Выр..жать, ст..раться, з..ботиться, г..товить, св..ркать. -Что объединяет эти слова?                              А сейчас, мы с вами должны проверить наши знания о глаголе. Обратите внимание на слайд.  (преподаватель проверяет ответы учащихся)  -Теперь, используя ранее написанные вами словарные слова, составьте с одним из них предложение. Для построения предложения, вы можете использовать и другие части речи.  Ваша задача сейчас, записать под диктовку моё предложение, после чего разобрать его по членам, и над каждым словом указать часть речи.  - В субботу мама приготовила вкусный обед.  (учитель проверяет порядок разбора)          -Молодцы ребята! Вы хорошо справились!      На доске вы видите слова, Что объединяет эти слова?    Определите, какой глагол лишний и почему?  (купаться, нырять, плескается)  - Среди них лишний глагол.      -Что общего у всех остальных глаголов?    - Попробуйте записать эти глаголы, обозначив сочетания [ца] соответствующими буквами.  Дети выполняют задание  - Кто не смог выполнить задание? Почему?        - Кто может доказать, что он верно выполнил задание? Почему?        - Определите, чему вы сегодня должны научиться?      -Ребята, тема нашего урока «Орфограмма-буква ь в глагольных формах». Откройте страницу 94 и ещё раз посмотрите на тему нашего занятия.      -Теперь, обратите внимание на упр. 274. Прочитайте задание.  Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся?    – В чём особенность этого суффикса?  Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».  Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).  Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?                  -Сравните транскрипцию двух глаголов. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?      Как знание состава слов поможет избежать такой ошибки?      Продолжим исследование. Чем отличаются глаголы в 1-м и во 2-м столбике? Озаглавь оба столбика.  Прочитайте все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м.  – Что можно написать вместо точек?  – Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)  – Запишите вопросы вместо точек.  – В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?  – Запишите название формы рядом с вопросом.  – Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?           Давайте сравним наши выводы с правилом. Прочитайте 1-й вывод в рамке.   – Как же называются глаголы с суффиксом -ся?   – Что такое -сь?     
      
      
      
      
      – Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность?     Читаем правило во второй рамке.  В каком случае в сочетании –ться,-ся мягкий знак пишется?  Прочитайте примеры в учебнике.  -В каком случае мягкий знак не пишется?  Прочитайте сноску ниже правил.  Как ещё можно проверить орфограмму ь знак                  -Тся; -Ться.  Если названные мною слова надо писать с мягким знаком — поднимайте руки вверх, если без мягкого знака— приседайте: Появятся, смеяться, старается, купается, приготовиться, садится.  -Молодцы! Садитесь за парты.      Опробуйте свои новые знания на упр. 275. Прочитайте задание, кто не понял, как выполнять задание?    Проводится проверка у доски первые два слова.  -Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с -ТСЯ? Что это за глаголы?  -Проверим. Упр. 276.  -Прочитайте задание.  
      |                -один учерик выполняет у доски          -Это глаголы      -Дети читают слова, акцентируя внимание на непроверяемых безударных гласных. (Выражать, стараться, заботиться, готовить, сверкать)              -Дети отвечают на вопросы, представленные на слайде.      Дети составляют предложение, некоторые из них озвучивают то, что получилось.      -Один ученик выполняет у доски                                                                          Это глаголы          -Нырять, не заканчиваются на [ца]      - заканчиваются на [ца].  -один ученик записывает у доски              - никогда раньше в глаголах не заменяли сочетание [ца] буквами.  - нет правила, какие буквы могут быть на месте сочетания [ца]).                  -Правильно писать глаголы на [ца]                                          Дети читают задание, после чего записывают.      -Это суффикс      -Он стоит в конце после -ть                  -Сохранился                  - Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека              -Вместо –ся, можно написать –ца это будет ошибкой.          После –ть, стоит суффикс -ся                                          -Дети озвучивают варианты      -Что делать?; что делает?          В н.ф ь пишется, а в форме 3 л., ед. ч – нет.              - В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет                  -Возвратные глаголы.      - Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.)      - Входит в основу слова, может стоять после окончания.          -Если глагол стоит в н.ф.      -пытаться (н.ф)      Если глагол стоит в 3 л.-пытается.          -Задать вопросы. Если в вопросе есть мягкий знак, значит и в слове будем писать мягкий знак, если в вопросе нет мягкого знака, значит, и в слове его тоже нет.                                                          -Дети читают и выполняют упр. 275 самостоятельно.          -Дети читают задание.          -Возвратные  Дети выполняют упражнение.  Отказываются-отказываться;  Дерется-драться;  Удивляются-удивляться;  Встречаются-встречаться…   |    Участвовать в диалоге на уроке. (К)                                                          Осмысленное чтение и восприятие текста. Выделение главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.(Работа с текстом)    Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. (Р)        Понимание учебного текста. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.   |