Актуализация опорных знаний Цель: воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для открытия новых знаний; формирование умения определять и формулировать учебную цель и задачи; мотивирование к учебной деятельности. Основная часть Физминутка (основная часть) | Ребята, на доске вы видите слова, давайте их прочитаем. Теперь, ваша задача записать их, поставить ударение и обозначить орфограммы. Выр..жать, ст..раться, з..ботиться, г..товить, св..ркать. -Что объединяет эти слова? А сейчас, мы с вами должны проверить наши знания о глаголе. Обратите внимание на слайд. (преподаватель проверяет ответы учащихся) -Теперь, используя ранее написанные вами словарные слова, составьте с одним из них предложение. Для построения предложения, вы можете использовать и другие части речи. Ваша задача сейчас, записать под диктовку моё предложение, после чего разобрать его по членам, и над каждым словом указать часть речи. - В субботу мама приготовила вкусный обед. (учитель проверяет порядок разбора) -Молодцы ребята! Вы хорошо справились! На доске вы видите слова, Что объединяет эти слова? Определите, какой глагол лишний и почему? (купаться, нырять, плескается) - Среди них лишний глагол. -Что общего у всех остальных глаголов? - Попробуйте записать эти глаголы, обозначив сочетания [ца] соответствующими буквами. Дети выполняют задание - Кто не смог выполнить задание? Почему? - Кто может доказать, что он верно выполнил задание? Почему? - Определите, чему вы сегодня должны научиться? -Ребята, тема нашего урока «Орфограмма-буква ь в глагольных формах». Откройте страницу 94 и ещё раз посмотрите на тему нашего занятия. -Теперь, обратите внимание на упр. 274. Прочитайте задание. Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? – В чём особенность этого суффикса? Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам). Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу? -Сравните транскрипцию двух глаголов. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся? Как знание состава слов поможет избежать такой ошибки? Продолжим исследование. Чем отличаются глаголы в 1-м и во 2-м столбике? Озаглавь оба столбика. Прочитайте все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. – Что можно написать вместо точек? – Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) – Запишите вопросы вместо точек. – В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? – Запишите название формы рядом с вопросом. – Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика? Давайте сравним наши выводы с правилом. Прочитайте 1-й вывод в рамке. – Как же называются глаголы с суффиксом -ся? – Что такое -сь?
– Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность? Читаем правило во второй рамке. В каком случае в сочетании –ться,-ся мягкий знак пишется? Прочитайте примеры в учебнике. -В каком случае мягкий знак не пишется? Прочитайте сноску ниже правил. Как ещё можно проверить орфограмму ь знак -Тся; -Ться. Если названные мною слова надо писать с мягким знаком — поднимайте руки вверх, если без мягкого знака— приседайте: Появятся, смеяться, старается, купается, приготовиться, садится. -Молодцы! Садитесь за парты. Опробуйте свои новые знания на упр. 275. Прочитайте задание, кто не понял, как выполнять задание? Проводится проверка у доски первые два слова. -Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с -ТСЯ? Что это за глаголы? -Проверим. Упр. 276. -Прочитайте задание.
| -один учерик выполняет у доски -Это глаголы -Дети читают слова, акцентируя внимание на непроверяемых безударных гласных. (Выражать, стараться, заботиться, готовить, сверкать) -Дети отвечают на вопросы, представленные на слайде. Дети составляют предложение, некоторые из них озвучивают то, что получилось. -Один ученик выполняет у доски Это глаголы -Нырять, не заканчиваются на [ца] - заканчиваются на [ца]. -один ученик записывает у доски - никогда раньше в глаголах не заменяли сочетание [ца] буквами. - нет правила, какие буквы могут быть на месте сочетания [ца]). -Правильно писать глаголы на [ца] Дети читают задание, после чего записывают. -Это суффикс -Он стоит в конце после -ть -Сохранился - Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека -Вместо –ся, можно написать –ца это будет ошибкой. После –ть, стоит суффикс -ся -Дети озвучивают варианты -Что делать?; что делает? В н.ф ь пишется, а в форме 3 л., ед. ч – нет. - В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет -Возвратные глаголы. - Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.) - Входит в основу слова, может стоять после окончания. -Если глагол стоит в н.ф. -пытаться (н.ф) Если глагол стоит в 3 л.-пытается. -Задать вопросы. Если в вопросе есть мягкий знак, значит и в слове будем писать мягкий знак, если в вопросе нет мягкого знака, значит, и в слове его тоже нет. -Дети читают и выполняют упр. 275 самостоятельно. -Дети читают задание. -Возвратные Дети выполняют упражнение. Отказываются-отказываться; Дерется-драться; Удивляются-удивляться; Встречаются-встречаться… | Участвовать в диалоге на уроке. (К) Осмысленное чтение и восприятие текста. Выделение главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.(Работа с текстом) Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. (Р) Понимание учебного текста. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. |