kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:

Русский язык

Тема:

«Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах».

Дидактическая система, класс:

УМК" Школа 2100", 4 класс.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Цель урока:

Познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием  -тся, -ться.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование умения определять глагол как часть речи;

Развивающие:

- развитие орфографической зоркости, мыслительной деятельности; навыков сотрудничества;

Воспитательные:

- создание условий  для формирования коммуникативной компетентности: умения организовывать и поддерживать диалог, способности слушать; работать сообща.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах».»

2


Предмет:

Русский язык

Тема:

«Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах».

Дидактическая система, класс:

УМК" Школа 2100" , 4 класс.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Цель урока:

Познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием -тся, -ться.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование умения определять глагол как часть речи;

Развивающие:

- развитие орфографической зоркости, мыслительной деятельности; навыков сотрудничества;

Воспитательные:

- создание условий для формирования коммуникативной компетентности: умения организовывать и поддерживать диалог, способности слушать; работать сообща.






Этап, цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, задает настрой на работу:


Приветствуют учителя, готовятся к уроку и настраиваются на работу.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. (Р)

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. (К)

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для открытия новых знаний; формирование умения определять и формулировать учебную цель и задачи; мотивирование к учебной деятельности.



























































  1. Основная часть





























































































































  1. Физминутка













(основная часть)

Ребята, на доске вы видите слова, давайте их прочитаем. Теперь, ваша задача записать их, поставить ударение и обозначить орфограммы.

Выр..жать, ст..раться, з..ботиться, г..товить, св..ркать.
-Что объединяет эти слова?








А сейчас, мы с вами должны проверить наши знания о глаголе. Обратите внимание на слайд.

(преподаватель проверяет ответы учащихся)

-Теперь, используя ранее написанные вами словарные слова, составьте с одним из них предложение. Для построения предложения, вы можете использовать и другие части речи.

Ваша задача сейчас, записать под диктовку моё предложение, после чего разобрать его по членам, и над каждым словом указать часть речи.

- В субботу мама приготовила вкусный обед.

(учитель проверяет порядок разбора)



-Молодцы ребята! Вы хорошо справились!


На доске вы видите слова, Что объединяет эти слова?

Определите, какой глагол лишний и почему?

(купаться, нырять, плескается)

- Среди них лишний глагол.


-Что общего у всех остальных глаголов?

- Попробуйте записать эти глаголы, обозначив сочетания [ца] соответствующими буквами.

Дети выполняют задание

- Кто не смог выполнить задание? Почему?


- Кто может доказать, что он верно выполнил задание? Почему?


- Определите, чему вы сегодня должны научиться?


-Ребята, тема нашего урока «Орфограмма-буква ь в глагольных формах». Откройте страницу 94 и ещё раз посмотрите на тему нашего занятия.


-Теперь, обратите внимание на упр. 274. Прочитайте задание.

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся?

– В чём особенность этого суффикса?

Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).

Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?





-Сравните транскрипцию двух глаголов. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?


Как знание состава слов поможет избежать такой ошибки?


Продолжим исследование. Чем отличаются глаголы в 1-м и во 2-м столбике? Озаглавь оба столбика.

Прочитайте все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м.

– Что можно написать вместо точек?

– Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)

– Запишите вопросы вместо точек.

– В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?

– Запишите название формы рядом с вопросом.

– Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?



Давайте сравним наши выводы с правилом. Прочитайте 1-й вывод в рамке.

– Как же называются глаголы с суффиксом -ся?

– Что такое -сь?











– Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность?

Читаем правило во второй рамке.

В каком случае в сочетании –ться,-ся мягкий знак пишется?

Прочитайте примеры в учебнике.

-В каком случае мягкий знак не пишется?

Прочитайте сноску ниже правил.

Как ещё можно проверить орфограмму ь знак





-Тся; -Ться.

Если названные мною слова надо писать с мягким знаком — поднимайте руки вверх, если без мягкого знака— приседайте: Появятся, смеяться, старается, купается, приготовиться, садится.

-Молодцы! Садитесь за парты.


Опробуйте свои новые знания на упр. 275. Прочитайте задание, кто не понял, как выполнять задание?

Проводится проверка у доски первые два слова.

-Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с -ТСЯ? Что это за глаголы?

-Проверим. Упр. 276.

-Прочитайте задание.






-один учерик выполняет у доски



-Это глаголы


-Дети читают слова, акцентируя внимание на непроверяемых безударных гласных. (Выражать, стараться, заботиться, готовить, сверкать)




-Дети отвечают на вопросы, представленные на слайде.


Дети составляют предложение, некоторые из них озвучивают то, что получилось.


-Один ученик выполняет у доски



















Это глаголы



-Нырять, не заканчиваются на [ца]


- заканчиваются на [ца].

-один ученик записывает у доски




- никогда раньше в глаголах не заменяли сочетание [ца] буквами.

- нет правила, какие буквы могут быть на месте сочетания [ца]).





-Правильно писать глаголы на [ца]











Дети читают задание, после чего записывают.


-Это суффикс


-Он стоит в конце после -ть





-Сохранился





- Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека




-Вместо –ся, можно написать –ца это будет ошибкой.



После –ть, стоит суффикс -ся











-Дети озвучивают варианты


-Что делать?; что делает?



В н.ф ь пишется, а в форме 3 л., ед. ч – нет.




- В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет





-Возвратные глаголы.


- Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.)


- Входит в основу слова, может стоять после окончания.



-Если глагол стоит в н.ф.


-пытаться (н.ф)


Если глагол стоит в 3 л.-пытается.



-Задать вопросы. Если в вопросе есть мягкий знак, значит и в слове будем писать мягкий знак, если в вопросе нет мягкого знака, значит, и в слове его тоже нет.















-Дети читают и выполняют упр. 275 самостоятельно.



-Дети читают задание.



-Возвратные

Дети выполняют упражнение.

Отказываются-отказываться;

Дерется-драться;

Удивляются-удивляться;

Встречаются-встречаться…

Участвовать в диалоге на уроке. (К)















Осмысленное чтение и восприятие текста. Выделение главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.(Работа с текстом)

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. (Р)


Понимание учебного текста. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

4. Итог


-Ещё раз вернёмся к вопросам, которые возникли у нас вначале урока.

-Что мы узнали о глаголе сегодня?

-Где нам пригодятся эти знания?

д/з: Стр.109, упр 6; стр. 105, наизусть.


=


5. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах».

Автор: Стародубцева Наталья Викторовна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства