Автор:Темиргалиева Гулим Азаматовна Алматинская область алаколский район село енбекши енбекшинская средная школа
Открытый урок по русскому языку в 7а классе.
Тема:Глагол как часть речи.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
- совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
- коррекция мышления через игру «Подбери глагол».
- прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
Оборудование:
- Презентация;
- таблица «Склонение местоимений»;
- сказка «Глагол и его друзья»;
- рисунок Глагола;
- слова о глаголе;
- мяч;
- 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы»;
Ход урока
1. Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее –
Начнем скорей урок!
2.Повторение изученного.
1. – Послушайте загадку:
Вместо имени предмета Говорим мы слово это, То они, оно, она – Всем известные слова. Это без сомнения, Слова – … (местоимения)
2. Вопросы для повторения.
– Что такое местоимение? – Что обозначает местоимение? – Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице) – Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляетсян)
3. Гимнастика для пальцев рук.
Упр. «Разминаем кулачки»
Упр. «Игра на пианино»
4. Орфографическая минутка.
17 февраля
Классная работа.
– Списать с карточки текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.
Предлагаемый текст.
Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление.
5. Введение в тему.
Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».
Сказка «Глагол и его друзья» Слайд 3.
Жил-был глагол. Каждый раз он сам себе задавал один и тот же вопрос. -Что делать? -спросил глагол. -Рисовать или считать? Может книжку почитать? - спросил себя глагол однажды. -Что можно сделать из бумаги и картона? -спросил глагол у существительного. -Аппликацию.- ответил тот. -А чей этот зонт? -сказал глагол. -Мой! Красивый! - сказало с гордостью прилагательное. - Ну почему же я не могу назвать себя красивым? Скажите, пожалуйста, дорогие друзья!
– Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке? – Кто был главным действующим лицом?
6.Изучение новогоматериала.
1. Сообщение темы и целей урокаСлайд 4.
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Отгадайте загадку.
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … (глагол). Слайд 5.
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов.
- Что мы знаем о глаголе?
- Какие глаголы встретили в загадке?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
2) Работа у доски.
– Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет….
3)Физ.минутка. Слайд 6.
Игра с мячом «Подбери слово»
– Я называю вам слово - глагол, а вы должны подобрать противоположное по значению.
Стоять- идти
Говорить- молчать
Плакать- смеяться
выключить -включить
раскрыть – закрыть
Любить- ненавидеть
Строить-ломать
Зацвести- отцвести
Брать- отдавать
Пришел-ушел.
4) Работа с учебником. с.184 № 233- списать подчеркнуть глаголы.
Слайд 7.
Зачем идти мне в школу?
Портфель носить тяжелый,
В котором будут книжки,
Чтоб мне читать, малышке,
Чтоб мне считать, малютке.
Не будет ни минутки,
Чтоб поиграть в игрушки,
Чтоб поболтать с подружкой,
Чтоб покричать с кукушкой,
Чтоб помечтать с конфеткой…
Уж не остаться ль деткой?
Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и другие Слайд 8.
7. Закрепление.
1) Игра«Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.