Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки.
Данная методическая разработка занятия предназначена для 1 курса СПО или 10 класса. целью данного занятия является расширение и обогащение словарно-фразеологического запаса студентов. На занятии используется работа с учебником, работа на соответствие, актуализация базовых знаний, творческая работа студентов. Междисциплинарные связи - связь с литературой и историей. Ожидаемый результат - студенты должны понимать роль фразеологизмов, пословиц и поговорок в языке и уместность их использования в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки
Пояснительная записка
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело
и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь.
Русский язык очень богат фразеологизмами. К фразеологизмам большинство ученых относит пословицы, поговорки и крылатые выражения.
Фразеологизмы, пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал их художественную силу и выразительность.
По словам М.Шолохова, в чеканных народных изречениях и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Источники фразеологизмов различны. Одни возникали на основе наблюдений за общественными и природными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок, загадок.
При подготовке к открытому уроку, в ходе наблюдений за студентами, выяснилось, что они практически не знают и не используют в своей речи фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки. Целью данного урока является расширение и обогащение словарно – фразеологического запаса студентов.
2.План-конспект занятия
Дисциплина:Русский язык
Курс: 1
Тема:Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки.
Тип занятия:Комбинированный урок
Форма проведения: Беседа, работа с учебником, демонстрация
Цели занятия:
Образовательная: расширять знания студентов о языке, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
Развивающая:развитие речи, развить способность грамотно вести диалог, развивать умения применять знания на практике.
Воспитательная: воспитывать у студентов любовь к русскому языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу - творцу языка.
Межпредметные связи: связь с литературой, историей.
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия: презентация по теме урока.
Дидактический материал: таблицы для практического задания.
Технические средства обучения: проектор, презентация.
Литература:
Основная: Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Под редакцией Н.А.Герасименко. – Москва, 2014
Дополнительная: Язык мой – друг мой. Л.Т.Григорян.
План урока
№ п/п
Этап урока
Содержание, приемы и методы
Время, мин.
1
Организационный момент
Проверить по списку студентов, присутствующих на уроке
Сообщить тему и цель занятия
1 мин.
2
Актуализация базовых знаний
Устный опрос по теме «Лексика»
3 мин.
3
Изложение нового материала
Изложение материала урока с учетом закономерностей процесса познания мыслительной активности учащихся:
Беседа с учащимися по теме урока
Сравнение диалогов.
Рассмотрение особенностей, характерных признаков фразеологизмов и их типов
Результаты домашней работы
1.5. Крылатые выражения как разновидность фразеологизмов
1.6. Особенности пословиц и поговорок
40 мин.
3 мин.
17 мин
7 мин.
3 мин.
10мин.
4
Закрепление изученного материала
Повторение изученного материала студентами
1. Выполнение письменных заданий
2. Творческое применение знаний и умений (составление иллюстраций к пословицам).
8 мин.
15мин.
10 мин.
5
Рефлексия
1.Анализ результатов работы студентов на уроке
2. Подведение итогов занятия
3. Оценивание знаний студентов
3 мин.
6
Самостоятельная внеаудиторная работа
1. найти и объяснить смысл 2-3 пословиц.
2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
* Проверить студентов по списку;
* сообщить тему и цель урока.
II. Актуализация знаний учащихся, фронтально:
Что такое лексика? Дать понятие этого термина
Что такое синонимы? Привести примеры
Что такое антонимы? Привести примеры
Задание: к предложенным словам подберите синонимы и запишите их в левый столбик, а в правый запишите антонимы
Синонимы
Слова
Антонимы
родина
доблесть
темнота
сильный
горе
зной
спешить
красивый
Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы продолжаем работать над расширением лексического запаса.
Послушайте диалоги студентов, сравните варианты
Звучат диалоги
Вариант 1.
-Что вы делали вчера?
– Ничего, разговаривали, сплетничали.
- И мы целый день бездельничали.
- Василий с вами был?
- Был. Рассказал как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома не работает.
Вариант 2.
-Что вы делали вчера?
– Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали.
- И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали.
- Василий с вами был?
- Был. Рассказал как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.
Вопрос к студентам: какой разговор звучит ярче, эмоциональнее? Почему?
III. Изложение нового материала.
Тема: Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки.
Цель: расширение лексического запаса
Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.
Фразеологизмы – 1. воспроизводимые в речи обороты, построенные по образцу словосочетания, обладающие целостным значением и сочетающиеся со словом;
это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде.
Существуют фразеологические словари, их легко можно найти в интернете.
Задание (устно): найдите в каждой строке фразеологизм, объясните его значение
вешать картины, вешать портьеры, вешать голову;
сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу;
точить ножницы, точить лясы, точить топор;
бить стекла, бить посуду, бить баклуши;
брать себя в руки, брать ручку, брать на руки.
Работа с учебником. Из § 23 стр. 53-54 выписать характерные признаки фразеологизмов.
По строению выделяются следующие группы фразеологизмов:
глагольные, например, бить баклуши, ломать голову;
именные: а) главное слово – существительное, например, гусь лапчатый;
б) главное слово – прилагательное, например, легок на помине (чаще всего прилагательные в краткой форме);
в) главное слово – местоимение, например, во всю ивановскую;
3. наречные, например, сломя голову;
4. построенные по типу предложения, глаза на лоб полезли.
Большая часть фразеологизмов имеет исторические корни, они появлялись в определенный исторический момент. Домашнее задание (студенты должны были найти историю происхождения одного фразеологизма).
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 120, стр. 55
Упр. 121, стр. 55
Таблица. К приведенным глаголам нужно подобрать слово(слова) или словосочетание, чтобы получились фразеологизмы.
Брать
Биться
Бросать
Слова и словосочетания для справок:
Как рыба об лед, вверх, в оборот, быка за рога, себя в руки, голыми руками, взгляд, за ум, камень в огород, измором, на буксир, об заклад, пример, на ветер, на прицел, тень, в лицо.
Разновидностью фразеологизмов являются крылатые выражения.
Крылатые выражения – это меткие, образные выражения, высказывания из произведений художественной литературы, высказывания известных писателей, поэтов, драматургов, ученых, философов и т.д., которые актуальны в любое время.
Крылатые выражения по другому можно назвать книжными фразеологизмами.
Например, счастливые часов не наблюдают («Горе от ума» Грибоедов).
И крестьянки любить умеют («Бедная Лиза» Карамзин).
Слова Митрофанушки из комедии Фонвизина “Недоросль”: “Не хочу учиться, а хочу жениться”
Существует несколько разновидностей словарей крылатых выражений.
Пословицы и поговорки
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Они близки к фразеологизмам.
Пословицы и поговорки – это краткие изречения, которые метко и четко дают оценку какому – либо событию, поступку человека. Они выражают опыт многих поколений, помогают понять историю нашего народа.
Пословицы и поговорки не только усиливают выразительность речи, придают остроту, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать его уважение и расположение.
Пословица – это краткое, образное изречение, имеющее назидательный смысл и представляет собой законченное выражение.
“Век живи – век учись”, “В гостях хорошо, а дома лучше”, “Язык до Киева доведет”, Дело мастера боится”
Поговорка – это краткий, образный языковой афоризм, который в отличие от пословиц не заключает в себе прямого поучения. Поговорки, как правило, имеют буквальный смысл.
“Поживем – увидим”, “Коса – девичья краса”, “В тесноте, да не в обиде”.
Задание: сделать иллюстрацию к пословице, а остальные должны будут угадать.
Подсказка.
1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
2. Кто не работает, тот не ест.
3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
4. Делу- время, потехе – час.
5. Ученье – свет, а неученье – тьма.
6. Книга – лучший друг человека.
7. Тише едешь – дальше будешь.
8. В тесноте, да не в обиде.
9. Язык до Киева доведет.
V. Рефлексия
Какую роль играют фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые выражения в речи человека?