Внеклассное мероприятие по теме "Русская фразеология".
Внеклассное мероприятие по теме "Русская фразеология".
Внеклассное мероприятие по теме «Русская фразеология»
6 класс
Обоснование: внеклассное мероприятие поможет повысить интерес к урокам русского языка, сформировать уважительное отношение к родному языку; расширить кругозор учащихся, развить навыки речевого общения, культуры речи.
Цели и задачи мероприятия:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- научить определять лексическое значение слов и фразеологизмов;
- употреблять фразеологизмы в речи в соответствии с лексическим значением и стилистическими свойствами.
Оборудование: 1. компьютер и экран (показ слайдов); 2. рисунки учащихся.
Предварительная работа: создаются 2 команды из 4 человек (придумывают название, девиз, выбирают командира), 3 ученика предварительно разучивают сценку, один учащийся учит стихотворение наизусть, выбирается жюри.
Ход мероприятия
Учитель. Своеобразным заветом всем поколениям звучат известные слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Ученик
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Сергей Скачко
Ученик. Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Учитель. Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».
(Сценку показывают подготовленные ученики)
Ученик. Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.
Ученица. Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.
Ученик (ворчливо). И почему ты такая умная?!
Ученица. Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).
Учитель. Утихомирьтесь вы, горячие головы!
Ученик. Да что вы, Татьяна Михайловна, у меня, например, голова совсем не горячая!
Учитель. Я совсем не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
Ученица. Ну, я-то человек с головой!
Ученик. Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска.) А я-то, по-твоему, что, без головы?
Ученица. Голова-то у тебя на месте, а в ней ветер гуляет!
Ученик. Татьяна Михайловна! Помогите, я ее что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель. Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.
Ученик. Мы вроде бы это проходили…
Ученица (ехидно). Вроде бы! А меня не понял!
Ученик. Да я понял, но… не совсем.
(Обращается к классу)
Ребята! Помогите мне разобраться!
Учитель. Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.
Фразеология. Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?
Ученик. Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живём, голову некому ломать!
Фразеология(к своим спутникам). Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?
Учитель. Вот Сережа никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ему.
Все участники праздника объясняют значение этих фразеологизмов.
Человек с головой («умный, рассудительный человек »).
В голове ветер гуляет ветер («легкомысленный, несерьезный человек »).
Ломать голову («решать трудную задачу»).
Ученик. Ну, я наголову разбит!
Ученица. Постой, постой! Ты что сейчас сказал?
Ученик. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?
Ученица. Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь - не понимаешь!
(обращается к классу.)
Ребята! А вы поняли, в чем он сейчас признался?
Ученики(из зала). В том, что ему нанесли полное поражение!
Ученик. Значит, не совсем пропащий я человек. Я теперь внимательно объяснения Татьяны Михайловны слушать буду! И буду все знать, даже больше, чем Оля!
Ученица. Ну, это мы еще посмотрим!
Фразеология(в класс). Опять Сережа и Оля копья ломают.
Ученик(в класс). Ребята! Помогите!
Учитель. Поможем ему?
Все. Да!
(Приглашаются знатоки фразеологии.)
Лингвистическая игра
Конкурс 1. «Что это значит?»
Ученики должны дать объяснения значения фразеологизма. Участники тянут карточки с цифрами. Каждой тройке игроков достается по два фразеологизма.
Авгиевы конюшни. Кануть в Лету. Ахиллесова пята. Бочка Данаид. Земля обетованная. Вавилонское столпотворение. Геенна огненная.
Игра с классом «Принеси дополнительный балл команде». Ученикам предлагается объяснить значение фразеологизмов:
Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Хлеб насущный. Фома неверущий. Блудный сын. Запретный плод. Золотой век. Манна небесная. Самовлюбленный нарцисс. Яблока раздора. Сизифов труд.
Конкурс 2. «Эти забавные животные».
— Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.
Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица.
Фразеология. Молодцы! Знаете много фразеологических оборотов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, - язык нашей с вами культуры. Пословицы и поговорки создавались на самые разные темы.
Конкурс 3 «Веселая перемена».
Слайд 2.
1 группа: Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
2 группа: Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (Есть, когда их держат «вверх ногами»)
3 группа: В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
4 группа: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
Конкурс 4 «Устами младенца»
Узнайте слово по фразеологизмам.
1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша)
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).
Конкурс 5. «Лучший оформитель книги фразеологизмов».
На конкурсе представлены творческие работы детей, которые получили домашнее задание найти объяснение фразеологизму и «нарисовать» его. Лучшие работы детей собираются в альбом фразеологизмов. Жюри (учителя русского языка, изобразительного искусства) подводит итоги.
Ученик. Ну что же! Пора поставить точку!
Ученица. Грустно расставаться.
Учитель. Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи.
Фразеология. Нас всех объединяет чудо языка. В нем нашли труд и заботы, шум лесов и цветные поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме "Русская фразеология". »
Внеклассное мероприятие по теме «Русская фразеология»
6 класс
Обоснование: внеклассное мероприятие поможет повысить интерес к урокам русского языка, сформировать уважительное отношение к родному языку; расширить кругозор учащихся, развить навыки речевого общения, культуры речи.
Цели и задачи мероприятия:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- научить определять лексическое значение слов и фразеологизмов;
- употреблять фразеологизмы в речи в соответствии с лексическим значением и стилистическими свойствами.
Оборудование: 1. компьютер и экран (показ слайдов); 2. рисунки учащихся.
Предварительная работа: создаются 2 команды из 4 человек (придумывают название, девиз, выбирают командира), 3 ученика предварительно разучивают сценку, один учащийся учит стихотворение наизусть, выбирается жюри.
Ход мероприятия
Учитель. Своеобразным заветом всем поколениям звучат известные слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
Ученик
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Сергей Скачко
Ученик. Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Учитель. Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».
(Сценку показывают подготовленные ученики)
Ученик. Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.
Ученица. Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.
Ученик (ворчливо). И почему ты такая умная?!
Ученица. Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую… (вырывает у него листок с рисунком).
Учитель. Утихомирьтесь вы, горячие головы!
Ученик. Да что вы, Татьяна Михайловна, у меня, например, голова совсем не горячая!
Учитель. Я совсем не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
Ученица. Ну, я-то человек с головой!
Ученик. Совсем заучилась! (Крутит пальцем у виска.) А я-то, по-твоему, что, без головы?
Ученица. Голова-то у тебя на месте, а в ней ветер гуляет!
Ученик. Татьяна Михайловна! Помогите, я ее что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель. Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.
Ученик. Мы вроде бы это проходили…
Ученица (ехидно). Вроде бы! А меня не понял!
Ученик. Да я понял, но… не совсем.
(Обращается к классу)
Ребята! Помогите мне разобраться!
Учитель. Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.
Фразеология. Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?
Ученик. Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живём, голову некому ломать!
Фразеология(к своим спутникам). Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?
Учитель. Вот Сережа никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ему.
Все участники праздника объясняют значение этих фразеологизмов.
Человек с головой («умный, рассудительный человек »).
В голове ветер гуляет ветер («легкомысленный, несерьезный человек »).
Ломать голову («решать трудную задачу»).
Ученик. Ну, я наголову разбит!
Ученица. Постой, постой! Ты что сейчас сказал?
Ученик. Я сказал, что вы меня разбили наголову своими познаниями! А что?
Ученица. Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь - не понимаешь!
(обращается к классу.)
Ребята! А вы поняли, в чем он сейчас признался?
Ученики(из зала). В том, что ему нанесли полное поражение!
Ученик. Значит, не совсем пропащий я человек. Я теперь внимательно объяснения Татьяны Михайловны слушать буду! И буду все знать, даже больше, чем Оля!
Ученица. Ну, это мы еще посмотрим!
Фразеология(в класс). Опять Сережа и Оля копья ломают.
Ученик(в класс). Ребята! Помогите!
Учитель. Поможем ему?
Все. Да!
(Приглашаются знатоки фразеологии.)
Лингвистическая игра
Конкурс 1. «Что это значит?»
Ученики должны дать объяснения значения фразеологизма. Участники тянут карточки с цифрами. Каждой тройке игроков достается по два фразеологизма.
Авгиевы конюшни. Кануть в Лету. Ахиллесова пята. Бочка Данаид. Земля обетованная. Вавилонское столпотворение. Геенна огненная.
Игра с классом «Принеси дополнительный балл команде». Ученикам предлагается объяснить значение фразеологизмов:
Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Хлеб насущный. Фома неверущий. Блудный сын. Запретный плод. Золотой век. Манна небесная. Самовлюбленный нарцисс. Яблока раздора. Сизифов труд.
Конкурс 2. «Эти забавные животные».
— Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. Объясните их значение.
Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица.
Фразеология. Молодцы! Знаете много фразеологических оборотов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, - язык нашей с вами культуры. Пословицы и поговорки создавались на самые разные темы.
Конкурс 3«Веселая перемена».
Слайд 2.
1 группа: Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
2 группа: Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (Есть, когда их держат «вверх ногами»)
3 группа: В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
4 группа: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
Конкурс 4«Устами младенца»
Узнайте слово по фразеологизмам.
1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша)
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер).
Конкурс 5. «Лучший оформитель книги фразеологизмов».
На конкурсе представлены творческие работы детей, которые получили домашнее задание найти объяснение фразеологизму и «нарисовать» его. Лучшие работы детей собираются в альбом фразеологизмов. Жюри (учителя русского языка, изобразительного искусства) подводит итоги.
Ученик. Ну что же! Пора поставить точку!
Ученица. Грустно расставаться.
Учитель. Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи.
Фразеология. Нас всех объединяет чудо языка. В нем нашли труд и заботы, шум лесов и цветные поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.
Используемая литература
1.Люстрова, З.Н. Мир родной речи / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов. – М.: Знание, 1972. – 160 с.
2. Максимов, С. В. Крылатые слова /С. В. Максимов. – М.: Терра, 1995. – 512 с.
3. Михайловская, Н. Г. Путь к русскому слову /Н. Г. Михайловская. – М.: Наука, 1986. – 176 с.
4. Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с.
5. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя /Л. Т. Григорян. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.