Направленность программы «Кладовая» слов русского языка » по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Новизна программы состоит в том, что в изучение материала сравнении с известными аналогами автор внес при разработке региональный компонент, а именно изучение говоров волгоградской области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по русскому языку»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель ________________/ /
Протокол №____
От « »_______2013г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебной работе
___________________/ /
«_______ »________2013г
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ«Староаймановская ООШ» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
___________________/ ./
« »________201г
Рабочая программа
кружка
Кладовая слов русского языка
5-6 КЛАССЫ
Наименование ОУ МБОУ «СТАРОАЙМАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АКТАНЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ФИО, категория БАРЫЕВА ЭНЗЕ БАШИРОВНА
Предмет, класс и т.п. кружок
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №___от _______2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы «Кладовая» слов русского языка » по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Новизна программы состоит в том, что в изучение материала сравнении с известными аналогами автор внес при разработке региональный компонент, а именно изучение говоров волгоградской области.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.
.
Педагогическая целесообразность.
Программа рассчитана на детей 11-13 лет, потому как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи:
Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др. Также тем, что предметом рассмотрения являются слова, отражающие национально-культурные особенности народа, в частности народа, проживающего в Волгоградской области, казаков.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 13лет.
Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе общественно - полезной деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.
Сроки реализации образовательной программы 17 часов.
Формы занятий:
- увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 17 часов
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате изучения материалов программы обучающиеся должны понимать:
назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V-VI классов;
постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V- VI классов;
уметь:
находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике либо во время проведениявнеклассного мероприятия, во время которых будут задействованы работы детей по конкретным темам.
Календарно – тематическое планирование (17 часов)
№
Тема
Кол-во часов
Форма занятия
Деятельность обучающихся
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11-13
14
15
16
17
Вглубь слова.
Слова родные и слова гости.
Национально окрашенные слова в языке.
Диалектные слова. Говор донских казаков.
Крылатые слова.
Золотые россыпи народной мудрости.
Жизнь слова во фразеологизме.
Слово поэтическое.
Звучащее слово
Сквозь призму написания.
Речевой этикет.
«Давайте говорить друг другу комплименты…»
Обобщение и систематизация изученного материала.
Защита проектов.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
1
1
1
Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».
Практическая работа
Практическая работа
Заочная экскурсия в казачью станицу
Слово учителя, практическая работа.
Семинар
Игра «Путешествие в страну Фразеологию»
Лекция с элементами беседы.
практикум
Игра «Приключения в стране Орфоэпии»
Игра.
Практическая работа.
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Заседание круглого стола.
Заполнение таблицы, работа со словарем.
Сообщения учащихся.
Составление текста с использованием слов исконно русских и заимствованных. Дискуссия «Нужны или не нужны заимствованные слова?»
Работа с текстом, нахождение в тексте национально окрашенных слов, использование национально окрашенных слов в речи.
Просмотр эпизодов из фильма С.Герасимова «Тихий Дон», анализ звучащей в фильме речи (фонетические и лексические особенности), сравнение с современным литературным языком.
Поиск и анализ крылатых выражений из басен Крылова И.А., индивидуальная творческая работа «Зачем нужны крылатые слова и выражения».
Тематические сообщения учащихся о пословицах и поговорках, работа со словарем В.И. Даля «Пословицы русского народа», дискуссия. Подбор пословиц и поговорок на заданную тему.
Работа в парах со словарем фразеологизмов, толковым словарем, соревнование «Кто больше?», составление устного речевого высказывания с использованием фразеологизмов.
Редактирование текстов, творческая работа по карточкам в группах, поиск изобразительных средств в текстах.
Творческие задания по карточкам, работа с текстом с ошибками, работа с орфоэпическим словарем.
Работа с текстом, работа с орфографическим словарем, редактирование текста, работа в парах по заданию карточек, индивидуальная работа, игра «Кто быстрее?»
Инсценирование, моделирование речевых ситуаций,
Создание стенгазеты.
Моделирование речевых ситуаций, инсценирование, работа в парах (выполнение творческого задания).
Дискуссия, тематические выступления обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вглубь слова.
Содержание материала: Назначение слов в языке и речи.
Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.
Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.
О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.
Форма занятий: Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».
Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь, ручка, пособие Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», Э. Вартаньяна «Путешествие в слово»
Тема 2. Слова родные и слова гости.
Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке.
Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.
Форма занятий: Практическая работа
Методическое обеспечение: Толковый словарь, словарь иностранных слов.
Тема 3. Национально окрашенные слова в языке.
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.
Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.
Форма занятий: Практическая работа
Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные слова (9 шт.), иллюстративный материал.
Тема 4.Диалектные слова. Говор донских казаков.
Содержание материала: Фонетические особенности: аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.
Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др.
Форма занятий: Заочная экскурсия в казачью станицу
Методическое обеспечение: фрагменты фильма С. Герасимова «Тихий Дон» (эпизод сватовства), иллюстративный материал.
Тема 5. Крылатые слова
Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.
Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.
Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.
Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.
Форма занятий: Семинар
Методическое обеспечение: сборники, содержащиепословицы и поговорки русского народа, В.И. Даль «Пословицы русского народа»
Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме.
Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.
Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.
Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.
Форма занятий: Игра «Путешествие в страну Фразеологию»
Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.
Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.
Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум
Методическое обеспечение: карточки-тексты для творческой работы, поиска изобразительных средств, редактирования 17 штук).
Тема 9. Звучащее слово.
Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.
Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии»
Методическое обеспечение: Орфоэпический словарь, карточки – задания для орфоэпической работы ( 9 штук).
Тема 10. Слово сквозь призму написания.
Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.
Постоянство и непостоянство приставок.
Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Форма занятий: Игра. Практическая работа.
Методическое обеспечение: Орфографические словари (9 штук), карточки с текстами для орфографической правки (17 штук).
Тема 11. Речевой этикет.
Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.
Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации:приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.
Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.
Форма занятий: Практическое занятие.
Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не следует» (17 штук)
Тема 12. «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Содержание материала: Комплимент как форма этикета.
Значение комплимента в общении.
Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.
Форма занятий: Практическое занятие.
Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», карточки для творческого задания (9 шт), материал для инсценирования.
Тема 13. Обобщение и систематизация изученного материала.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.
Рекомендуемая литература
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).