kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщить и ситематизировать знания и умения по разделу "Фразеология", учить искать соответствия, учить употреблять в речи фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения"»

Урок

Тема: Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Цели: обобщить и систематизировать знания и умения по разделу «Фразеология», учить искать соответствия, употреблять в речи фразеологические обороты, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

1.Беседа. Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а вспомним:–  Какая наука изучает словарный состав языка?
–  Что такое лексическое значение слова?
–  Сколько значений может иметь слово? Как они называются, приведите пример. 
–  Какие слова называются омонимами?
–  Какие слова называются синонимами?
–- Что обозначает слово «фразеология»? (Фразис – «выражение»,   логос – «учение»).

Фразеологизмы – устойчивые несвободные неделимые сочетания слов, которые можно заменить синонимом, одним словом. В отличие от свободного сочетания слов у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом.

Зарубить на носу – запомнить;

 как в воду глядеть – предвидеть,

 тьма кромешная – очень темно.

2. Лекция.

Являясь синонимами, фразеологизмы могут отличаться стилистической окраской. Фразеологизмы с точки зрения их стилистической окраски, могут быть разграничены на нейтральные, высокие и разговорные или просторечные.

Стилистически нейтральные: во что бы то ни стало, время от времени, находить общий язык, от мала до велика.

Возвышенные фразеологизмы: придают речи торжественность, приподнятость. К ним относятся такие фразеологизмы: хлеб насущный, внести свою лепту, краеугольный камень,

разговорные, просторечные –– им присуща эмоционально-экспрессивная окраска, эти фразеологизмы придают речи непринужденный характер, они наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Фразеологизмы могут выражать самые разные отношения: шутливое, ироничное, одобрительное, неодобрительное, унижительное, презрительное, ласкательное. Например: мастер :золотые руки – одобр, небо коптить – неодоб., филькина грамота – ироничное, содрать три шкуры – грубое, воротить нос- простор., семь пятниц на неделе –разгов. шутливое, область применения - бытовое общение.

Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело из речи бурлаков)

Играть первую скрипку (быть главным, ведущим из речи музыкантов)

через час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков)

без сучка и задоринки (из речи плотников)

Ошибки в употреблении фразеологизмов

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")


3. Развитие речи.

Ящик Пандоры

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

“Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

4. Пословица — это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание.

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Пословицы:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Пустая бочка громче гремит.

Не зная броду, не суйся в воду.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Краткость — сестра таланта.

Мал золотник, да дорог.

Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение. Самостоятельно не употребляется.
Поговорки:

«свинью подложить» (напакостить)

«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«остаться с носом» (быть обманутым)

«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)

«когда рак на горе свистнет» (никогда)

«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)



5. Практическая часть.

1). Заполните таблицу:

фразеологизм

значение




Море по колено – ничто не страшно. 
Мухи не обидит – кроткий человек. 
Как две капли воды – очень похожи друг на друга. 
Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело. 
Витать в облаках – мечтать. 
Не разлей вода – дружные ребята. 
Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю. 
Водить за нос – обманывать. 
Сесть на шею – быть обузой для другого человека.


– Где мы можем найти значение фразеологизмов?


2). Образуй двузначные числа путем соответствия.



фразеологизм


значение

1

вопрос жизни и смерти  

1

не к чему придраться

2

кожа да кости 

2

обсуждать

3

комар носа не подточит 

3

уверенно

4

куриная память 

4

напрасный, тщетный призыв

5

перемывать косточки 

5

очень опытный человек

6

стреляный воробей 

6

обмануть

7

как рыба в воде 

7

плохая

8

глас вопиющего в пустыне 

8

худой

9

обвести вокруг пальца 

9

дело исключительной важности 


19, 28, 31, 47, 52, 65, 73, 84, 96.

3). Игра «Много – мало»

Заполните корзины фразеологизмами.

            

                       

МНОГО МАЛО


Много: Сколько душе угодно, пруд пруди, видимо-невидимо, через край, непочатый край, как собак нерезаных, хоть отбавляй, конца-краю нет, страсть сколько

Мало: кот наплакал, капля в море, по пальцам можно пересчитать, раз-два и обчёлся, курам на смех, с маковую росинку,

4). Игра «Четвертый лишний»

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово                                      Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку                           Комар носа не подточит

Ответ: лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».

5). Найдите фразеологические синонимы:


фразеологизм

синоним

Витать в облаках

Строить воздушные замки

Ума палата

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту




6). Найдите фразеологические антонимы


фразеологизм

антоним

Душа в душу

Как кошка с собакой

С гулькин нос

Как звезд на небе

Играть первую скрипку (играть ведущую роль)

Последняя спица в колесе

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило


Самостоятельно:

  1. Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с его значением.


Фразеологизм


Значение

1

на всех парусах 

1

обязательно

2

ни рыба ни мясо 

2

дальний родственник

3

седьмая вода на киселе 

3

быстро

4

хоть кровь из носу 

4

близко

5

рукой подать 

5

безликий, безвольный человек

13, 25, 32, 41, 54.

2). Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с синонимичным ему.


фразеологизм


синоним

1

Набрать в рот воды

1

Пожимать плечами

2

Встал не с той ноги

2

Всего ничего

3

Теряться в догадках

3

Играть в молчанку

4

Кот наплакал

4

Не в духе

5

Как сквозь землю провалился

5

Днем с огнем не найдешь

       13, 24, 31, 42, 55

3). Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с антонимом.


фразеологизм


антоним

1

Как из-под земли вырос

1

Засучив рукава

2

Бить баклуши

2

Сидеть сложа руки

3

Как кошка с собакой

3

Чуть свет

4

На ночь глядя

4

Как сквозь землю провалился

5

Не покладая рук

5

Не разлей вода

14,   21, 35, 43, 52.   

4). Укажите номера предложений ( в строчку, через запятую), в которых есть фразеологизмы.          

1.   Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

2. Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

3. С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

4.  В луже сидеть — любимое занятие свиней.

5.  Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

6.   Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

7.   Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

8.   Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

9. Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

10. Комар сел мне на шею.

11. Только дай слабину — мигом на шею сядут!

12. Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

13. Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

3, 6, 7, 11, 13.

IV. Итог урока:

Должна сказать, что в вашей группе нет обучающихся, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами

Все сегодня работали засучив рукава. Оценки выставлю после проверки самостоятельных работ.

V. Домашнее задание: 10 фразеологических оборотов со значениями.
















Практическая часть ( к уроку «Фразеологизмы» )

1). Заполните таблицу:

фразеологизм

значение



Море по колено – ничто не страшно. 
Мухи не обидит – кроткий человек. 
Как две капли воды – очень похожи друг на друга. 
Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело. 
Витать в облаках – мечтать. 
Не разлей вода – дружные ребята. 
Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю. 
Водить за нос – обманывать. 
Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

2). Образуй двузначные числа путем соответствия.


фразеологизм


значение

1

вопрос жизни и смерти  

1

не к чему придраться

2

кожа да кости 

2

обсуждать

3

комар носа не подточит 

3

уверенно

4

куриная память 

4

напрасный, тщетный призыв

5

перемывать косточки 

5

очень опытный человек

6

стреляный воробей 

6

обмануть

7

как рыба в воде 

7

плохая

8

глас вопиющего в пустыне 

8

худой

9

обвести вокруг пальца 

9

дело исключительной важности 


3). Игра «Много – мало»

МНОГО МАЛО

Заполните корзины фразеологизмами:                  

Сколько душе угодно, раз-два и обчёлся пруд пруди, видимо-невидимо, курам на смех через край, капля в море , непочатый край, , хоть отбавляй, конца-краю нет, страсть сколько кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, с маковую росинку, как собак нерезаных.


4). Игра «Четвертый лишний»

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово                                      Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку                           Комар носа не подточит

5). Найдите фразеологические синонимы:

фразеологизм

синоним

Витать в облаках

Семи пядей во лбу

Ума палата

Сию минуту

В тот же миг

Строить воздушные замки




6). Найдите фразеологические антонимы

фразеологизм

антоним

Душа в душу

Угасшее светило

С гулькин нос

Как кошка с собакой

Играть первую скрипку (играть ведущую роль)

За тридевять земель

Рукой подать

Как звезд на небе

Восходящая звезда

Последняя спица в колесе

Самостоятельно:

  1. Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с его значением.


Фразеологизм


Значение

1

на всех парусах 

1

обязательно

2

ни рыба ни мясо 

2

дальний родственник

3

седьмая вода на киселе 

3

быстро

4

хоть кровь из носу 

4

близко

5

рукой подать 

5

безликий, безвольный человек


2. Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с синонимичным ему.


фразеологизм


синоним

1

Набрать в рот воды

1

Пожимать плечами

2

Встал не с той ноги

2

Всего ничего

3

Теряться в догадках

3

Играть в молчанку

4

Кот наплакал

4

Не в духе

5

Как сквозь землю провалился

5

Днем с огнем не найдешь

     3. Образуйте двузначные числа, соединив фразеологизм с антонимом.


фразеологизм


антоним

1

Как из-под земли вырос

1

Засучив рукава

2

Бить баклуши

2

Сидеть сложа руки

3

Как кошка с собакой

3

Чуть свет

4

На ночь глядя

4

Как сквозь землю провалился

5

Не покладая рук

5

Не разлей вода

4. Укажите номера предложений ( в строчку, через запятую), в которых есть фразеологизмы.          

1.   Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

2. Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

3. С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

4.  В луже сидеть — любимое занятие свиней.

5.  Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

6.   Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

7.   Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

8.   Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

9. Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

10. Комар сел мне на шею.

11. Только дай слабину — мигом на шею сядут!

12. Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

13. Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока-КВН по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432899630"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства