Данный урок в форме путешествия позволяет каждому ученику включиться в работу,что необходимо для усвоения темы. Разноуровневые задания,поэтические переходы от одногоэтапа урока к другому вовлекают в процесс изучения темы. Продуманы разные формы работы такие,как индифидуальная,фронтальная и групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»
Урок 12. Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Цели урока:
Обучающие:
– Знать понятие «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; о грамматическом изменении фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; знать о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов.
- Уметь находить фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; находить фразеологизмы в толковом словаре; находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания; использовать фразеологизмы в нужной форме; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять синтаксическую функцию фразеологизмов, уметь определять источник появления фразеологизма в языке; уметь заменять указанные свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами; употреблять фразеологизмы в речи.
Развивающие: - развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас учеников;
Воспитательные: - воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности
Ход урока.
I. Организационный момент
Звучит мелодия «Вокруг света» И.Дунаевского.
Учитель: - Сегодня у нас необычный урок, полный опасностей и неожиданностей, урок-путешествие к Земле Знаний. На доске сказочная карта, на ней указан наш маршрут. Отправимся мы в путь на фрегате «Победа» к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами. Известный русский лингвист А.И.Ершов их назвал «самородками и самоцветами родного языка».
2. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: - Отправляемся мы в путешествие для того, чтобы научиться узнавать в речи фразеологизмы, понять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.
Читают наизусть 2 ученика (капитан и лоцман):
- Кто за приключения?
- Все без исключения! (лоцман, как бы из толпы)
- Давай поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
- Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
Учитель: - Настало время, ребята, познакомиться с маршрутом нашего путешествия.
Море Словарных слов
Остров Повторения
Море Фразеологических оборотов
Поэтический перевал
Бастиону проверки знаний
II. Повторение изученного материала
Учитель: - Итак, мы с отважным капитаном и умелым лоцманом плывем по морю Словарных слов. Нашим друзьям предстоит выдержать экзамен.
1. Словарная работа. (Работают капитан и команда; лоцман)
На доске:
(В)перёд! (На) таком к…рабле, да и (с) таким эк…пажем, можно плыть даже (к) самому г…ризонту.
Задание для капитана и команды:
А. Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные гласные, предлоги и окончания). Определите падежи.Ученик: Вперед,на корабле (П.п.), с экипажем (Т.п.), к горизонту (Д.п.)
Задание для лоцмана:
Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?
1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.
1. Лингвистический эксперимент. (Работа с командой)
Учитель: - Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза смотрят(идти) иликуда глаза глядят (направление взгляда)?
Учитель: - Каков результат эксперимента?
Ученики: - Изменился смысл высказывания.
Учитель: - Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данных фразах:беречь как зрачок глазанакак зеницу ока?
Ученики: - Нельзя, потому что беречь как зеницу ока - это устойчивой сочетание.
Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?
Ученики: -Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).
Работа с учебником.
Учитель: - Теперь откроем учебники и скажем, что же такое фразеологизмы?
Ученики: - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.
Учитель: - Действительно, данные словосочетания нельзя «сконструировать» из отдельных слов (как это происходит со свободными словосочетаниями), они воспроизводятся в памяти в том виде, в каком они всегда употребляются.
Учитель: - Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам.
Учитель: - От штурмана не в меньшей степени зависит успех нашего путешествия.
III. Закрепление материала
1. Испытание для штурмана.
На доске:
Ваня махнул рукой и подбежал к нам. – Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.
Учитель: - Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом.
- Найди фразеологизм.
- Определи, каким членом предложения является фразеологизм.
2. Разминка для команды. (Во время работы у доски штурмана.)
Учитель: -Посмотрим, насколько богата ваша речь и выразительна.
Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки.Наберите как можно больше флажков за правильные ответы.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)
Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
Учитель: - Проверим, что получилось у штурмана. Попробуем сделать вывод.
Ученики: - В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложениифразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.
Работа с упражнением 99.
Цель: развитие речи учащихся
4.Поэтический перевал.
Цель: рассмотреть роль фразеологизмов в речи.
Найдите в тексте фразеологизмы.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Учитель: - Вы узнали эти строки? Объясните значение фразеологизмов.
Учитель: - О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?
Ученики: - В этой строфе речь идёт о начале Бородинского сражения.
Учитель: - Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?
Ученики: - Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и неожиданность появления вражеской армии.
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Ученики: - Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной.
IV. Проверка усвоенного материала
Учитель: - Вдали старинная каменная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к удивительному бастиону Проверки знаний. Выполнив тест, вы благополучно вернётесь на корабль.
V. Итог урока
Учитель: - Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране?
Ученики: - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложениифразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.
VI. Домашнее задание (на выбор учащихся).
- Ежедневно ведется судовой журнал. Некоторые ребята украсят запись дежурного, добавив фразеологизмы в свой рассказ о дружной работе команды.
Выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку.
- Другие ребята составят рассказ о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы:
Становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока.