kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок в форме путешествия позволяет каждому ученику включиться в работу,что необходимо для усвоения темы. Разноуровневые задания,поэтические переходы от одногоэтапа урока к другому вовлекают в процесс изучения темы. Продуманы разные формы работы такие,как индифидуальная,фронтальная и групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Урок 12. Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Цели урока:

Обучающие:

– Знать понятие «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; о грамматическом изменении фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; знать о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов.

- Уметь находить фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; находить фразеологизмы в толковом словаре; находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания; использовать фразеологизмы в нужной форме; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять синтаксическую функцию фразеологизмов, уметь определять источник появления фразеологизма в языке; уметь заменять указанные свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами; употреблять фразеологизмы в речи.

Развивающие: - развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас учеников;

Воспитательные: - воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности

Ход урока.

I. Организационный момент

Звучит мелодия «Вокруг света» И.Дунаевского.

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок, полный опасностей и неожиданностей, урок-путешествие к Земле Знаний. На доске сказочная карта, на ней указан наш маршрут. Отправимся мы в путь на фрегате «Победа» к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами. Известный русский лингвист А.И.Ершов их назвал «самородками и самоцветами родного языка».

2. Формулирование темы и  цели урока.

Учитель: - Отправляемся мы в путешествие для того, чтобы научиться узнавать в речи фразеологизмы, понять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.

Читают наизусть 2 ученика (капитан и лоцман):

- Кто за приключения?

- Все без исключения! (лоцман, как бы из толпы)

- Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

- Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

Учитель: - Настало время, ребята, познакомиться с маршрутом нашего путешествия.

Море Словарных слов

Остров Повторения

Море Фразеологических оборотов

Поэтический перевал

Бастиону проверки знаний

II. Повторение изученного материала

Учитель: - Итак, мы с отважным капитаном и умелым лоцманом плывем по морю Словарных слов. Нашим друзьям предстоит выдержать экзамен.

1. Словарная работа. (Работают капитан и команда; лоцман)

На доске:

  1. (В)перёд! (На) таком к…рабле, да и (с) таким эк…пажем, можно плыть даже (к) самому г…ризонту.

Задание для капитана и команды:

А. Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные гласные, предлоги и окончания). Определите падежи. Ученик: Вперед, на корабле (П.п.), с экипажем (Т.п.), к горизонту (Д.п.)

Задание для лоцмана:

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

Ученик:- Энтузиазмом (усердием, интересом); автострада (дорога)

III. Изучение нового материала

1. Лингвистический эксперимент. (Работа с командой)

Учитель: - Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза смотрят (идти) или куда глаза глядят (направление взгляда)?

Учитель: - Каков результат эксперимента?

Ученики: - Изменился смысл высказывания.

Учитель: - Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данных фразах: беречь как зрачок глаза на как зеницу ока?

Ученики: - Нельзя, потому что беречь как зеницу ока - это устойчивой сочетание.

Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?

Ученики: - Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).

  1. Работа с учебником.

Учитель: - Теперь откроем учебники и скажем, что же такое фразеологизмы?

Ученики: - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.

Учитель: - Действительно, данные словосочетания нельзя «сконструировать» из отдельных слов (как это происходит со свободными словосочетаниями), они воспроизводятся в памяти в том виде, в каком они всегда употребляются.

Учитель: - Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам.

Учитель: - От штурмана не в меньшей степени зависит успех нашего путешествия.

III. Закрепление материала

1. Испытание для штурмана.

На доске:

Ваня махнул рукой и подбежал к нам. – Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.

Учитель: - Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом.

- Найди фразеологизм.

- Определи, каким членом предложения является фразеологизм.

2. Разминка для команды. (Во время работы у доски штурмана.)

Учитель: - Посмотрим, насколько богата ваша речь и выразительна.

Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки. Наберите как можно больше флажков за правильные ответы.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

  1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников. (Каша)

  2. Ее толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

  3. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

Учитель: - Проверим, что получилось у штурмана. Попробуем сделать вывод.

Ученики: - В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание.

  1. Работа с упражнением 99.

Цель: развитие речи учащихся

4. Поэтический перевал.

Цель: рассмотреть роль фразеологизмов в речи.

Найдите в тексте фразеологизмы.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.


Учитель: - Вы узнали эти строки? Объясните значение фразеологизмов.

Учитель: - О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?

Ученики: - В этой строфе речь идёт о начале Бородинского сражения.

Учитель: - Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

Ученики: - Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и неожиданность появления вражеской армии.

Учитель: - Какой вывод можно сделать?

Ученики: - Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной.

IV. Проверка усвоенного материала

Учитель: - Вдали старинная каменная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к удивительному бастиону Проверки знаний. Выполнив тест, вы благополучно вернётесь на корабль.

V. Итог урока

Учитель: - Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране?

Ученики: - Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.

VI. Домашнее задание (на выбор учащихся).

- Ежедневно ведется судовой журнал. Некоторые ребята украсят запись дежурного, добавив фразеологизмы в свой рассказ о дружной работе команды.

Выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку.



- Другие ребята составят рассказ о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы:

Становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Автор: Тихомирова Екатерина Анатольевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательская работа на тему: «Фразеологизмы» "
    ["seo_title"] => string(52) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "221827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435596113"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "130190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415855700"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(39) "frazeologizmy_istochniki_frazeologizmov"
    ["file_id"] => string(6) "531777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576237329"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Фразеология Роль фразеологизмов в речи "
    ["seo_title"] => string(44) "frazieologhiia-rol-frazieologhizmov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "136394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417099673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства